search
main
0

Я могу

Каково это - жить в эпоху постправды?

В Калужской области на базе этнографического парка-музея «Этномир» в рамках деловой программы конференции «100 частных школ России» прошла панельная дискуссия Ассоциации негосударственного образования «Многообразие и гибкость частного образования как ресурс развития системы образования в России».

 

 

Председатель ассоциации, председатель Экспертного совета Госдумы по высшему образованию, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования Любовь Духанина прежде всего озадачила присутствовавших вопросом:

– Безусловно, воспитание очень важно, важнее даже, чем обучение, но кого же, собственно, мы воспитываем? Каков портрет современного школьника? И под влиянием каких факторов он сформирован?

Только понимая это, можно эффективно выстраивать работу с детьми в образовательных организациях и во внеурочное время.

– Главное – это социальные и духовные ценности, принятые в обществе правила и нормы, именно их необходимо брать за основу всего, – отметила депутат. – Затем идут интересы семьи, общества, государства, интересы человека, патриотизм, гражданская ответственность, уважение к труду человека, старшему поколению, к памяти защитников Отечества, бережное отношение к природе, традициям, культурному наследию народа и т. д.

По словам Любови Николаевны, современные ФГОС общего образования предусматривают, что в школе все дети научатся делать выбор и брать ответственность за решение, владеть способами самоконтроля, управлять собственными эмоциями, регулировать способ их выражения, принимать себя и других, не осуждая, и многому другому. Все эти качества крайне важны в современном мире.

– Однако мы вынуждены понимать и то, что социализация детей зависит не только и не столько от школы, – напомнила парламентарий. – Мы живем в эпоху постправды, этот термин в 2016 году был объявлен Оксфордским словарем словом года. Он означает «обстоятельства, при которых объективные факты являются менее значительными в формировании общественного мнения, чем обращения к эмоциям и личным убеждениям». Это в свою очередь придает особое значение экономике внимания, то есть необходимости объяснять или примирять людей с возникающими социальными конструктами.

Подрастающее поколение неразрывно связано с Интернетом. А он в свою очередь формирует относительную автономность жизненного мира молодежи, в котором работают:

эффект дрейфа целей – подмена первоначальной цели при поиске информации;

эффект мифологичности – ощущение возможностей, которых нет и не может быть в реальной жизни;

эффект азарта – чрезмерная поисковая активность в ущерб анализу и критичной оценке информации.

По данным опроса фонда «Национальные ресурсы образования» на тему «Как школьники оценивают свою способность ориентироваться в окружающем мире» была сформирована следующая картина.

Более четверти ребят (26%) заявили, что мало принимают на веру какие-либо факты, им хочется все проверить самим.

Почти половина (47%) опрошенных сказали, что у них часто возникает желание разобраться в каком-то вопросе, который не входит в школьную программу.

У 35% легко получается самостоятельно изучать что-либо без посторонней помощи, в том числе школьную программу.

Более половины (55%) признались, что прежде чем сформулировать свое мнение по спорным, дискуссионным вопросам, они стараются изучить все факты и точки зрения.

А 54% сказали: если чего-то не знают или что-то не поняли, им интересно с этим разобраться.

Вроде бы неплохая картина, не все потеряно, коль скоро наши дети в большинстве своем сохранили познавательный интерес и имеют критическое мышление, то есть не принимают все на веру, а хотят сами докопаться до истины. Настораживает другое: 51% подростков в возрасте от 13 до 18 лет проводят в Интернете более 9 часов в день. Это значит, что именно он сегодня является для них главным источником информации. А насколько мы с вами способны влиять на этот источник?

Дальше – больше. По данным того же опроса, 51% детей чувствуют себя одинокими, 23% ни с кем не обсуждают свои проблемы, 23% не могут справиться с собой в состоянии сильного раздражения и злости, 28% подростков недостает общения с взрослыми, с которыми можно было бы поделиться наболевшим. Но при этом получить помощь через мобильное приложение хотели бы 68% детей. То есть они все-таки предпочитают виртуальное общение живому. И это тоже тревожный сигнал.

Возможно, именно в результате такого положения дел 83,8% учеников имеют неблагополучные психические реакции пограничного уровня, из них 42,3% находятся в депрессивном, а 41,6% – в астеническом состоянии. С 2016 по 2019 год на 70,6% увеличилось количество аффективных расстройств подростков, и с огромной долей вероятности сейчас эта цифра еще больше.

– Учитывая все перечисленное, мы приняли комплекс мер, – сообщила Любовь Духанина. – В частности, с 2020 года мы помогаем детям пережить кризис взросления и справиться с душевной болью. Причем это делается как посредством живого общения, на семинарах и лекциях, так и в формате вебинаров, реализуемых в рамках программы психологической помощи подросткам «Я могу». Кроме того, создано мобильное приложение https://я-могу.дети. Им уже воспользовались более 195000 человек, более 20000 подростков получили помощь и поддержку психолога. Интересна статистика: 17% ребят обращаются по поводу собственной апатии и раздражительности, у 15% возникли суицидальные мысли и стремление к селфхарму (преднамеренному повреждению своего тела без суицидальных намерений), у 13,2% испортились отношения с родителями, а 12,6% находятся в романтических отношениях, но нуждаются в совете.

Все это есть прямое следствие деструктивного воздействия информационного поля социальных сетей и Интернета в целом, делает вывод депутат. А поскольку имеет смысл бороться не с последствиями, а лечить причину, следует приложить усилия к формированию позиции ребенка, живущего в цифровом пространстве. Если у него будет присутствовать внутренний морально-нравственный стержень, он сможет гораздо эффективнее противостоять агрессии как виртуального, так и реального мира. В помощь педагогам фонд «Национальные ресурсы образования» разработал методические рекомендации по организации обучения школьников способам работы с информацией «Формирование позиции в деструктивном информационном поле» (скачать их можно по QR-коду. – Прим. ред.).

Довольно интересной была презентация ведущего эксперта Института образования НИУ ВШЭ Татьяны Мерцаловой. Она процитировала слова классика: «Если нельзя измерить результаты процесса, то не стоит и браться за него». В том смысле, что если мы делаем акцент на воспитании как возврате к теме благополучия ребенка, умении встраиваться в окружающий мир, то их и нужно изменять. И, самое главное, необходимо усвоить раз и навсегда: обучение и воспитание в образовательном процессе неотделимы друг от друга, сколь долго бы нас ни пытались убедить в обратном.

– Эти два процесса активно взаимодействуют друг с другом, – напомнила эксперт ВШЭ. – Воспитанный человек более внимательно и ревностно относится к учебе, а образованный ведет себя по отношению к окружающим более уважительно. Но вот что вызывает беспокойство: в 2018 году наши специалисты опросили педагогов и представителей администрации школ во всех субъектах РФ на предмет того, что для них является самой важной частью образовательной среды. И выяснилось, что на первое место они выносят вовсе не систему воспитания и внеклас­сной работы (ее отметили всего 19% опрошенных), а квалификацию педагогических кадров (66%), наличие материально-технической базы (66%), современные технологии (47%), компетентное управление (37%), сотрудничество учителей и учеников (32%) и современную образовательную программу (21%). Более того, согласно опросам 2022 года 19,5% респондентов заявили, что в их семье отсутствуют традиции трудового и профессионального воспитания, 17,6% – гражданско-патриотического и национального, 10% – культурного и художественно-эстетического, 10% – традиции здорового образа жизни (рис. 1).

Получается, если об этом заявляют сами же педагоги, то довольно сложно требовать от них каких-либо убедительных результатов, выраженных в реакциях и достижениях их учеников. Ибо здорового школьника может воспитать только педагог, которого воспитали в тех же традициях, трудолюбие в учениках может культивировать только учитель, который сам был воспитан в том же духе.

На фоне этого довольно красноречивы данные по запросам на воспитание со стороны школы и родителей. Трудолюбие здесь отметили 43,7% опрошенных, а важность тематики физического воспитания актуальна для 82,6% родителей младших школьников (рис. 2).

Возвращаясь к теме оценки качества воспитательного процесса, Татьяна Мерцалова отметила, что делать это по каким-либо отдельным показателям (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР и т. д.) неправильно, нужно использовать максимально большое количество информации, включая данные о достижениях ребенка не только в учебе, но и в спорте, культурных мероприятиях, его общественно полезную деятельность и многое другое. (Грубо говоря, если на него в начале года жаловались 216 раз, а в конце – всего 110 раз, то это уже очень неплохой результат. – Прим. ред.)

– А еще важно знать и то, какие акценты делают наши коллеги в школах других стран, – заключила Татьяна Анатольевна. – Потому что для каждой системы образования свойственен свой собственный набор ценностей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте