В 1961 году Евгений Михайлович Винокуров опубликовал одно из своих стихотворений. Оно обо мне и моем учительстве.
Мне с юности запомнилась строка,
С которой не могу не согласиться:
«Учитель, воспитай ученика,
Чтоб было у кого потом учиться!»
Я благодарен всем учителям.
Их было, к сожалению, немного,
Кто наставлял, учил и направлял
И указал мне к знаниям дорогу.
1сентября 1963 года вместе с моими одноклассниками из 1‑го «Г» я переступила порог необыкновенной 161‑й школы Ленинградского района Москвы. Почему необыкновенной? Да потому что все, что необходимо школе сегодня, в XXI веке, там уже было.
Прежде всего наши учителя учили нас общаться и быть внимательными друг к другу, что класс – это единая команда, вместе учиться легче. Уже в первом классе наша учительница Анна Ильинична Зятьковская давала нам разноуровневые задания: одним на пять надо было выучить десять словарных слов, вторым – семь, третьим – пять. И так было с количеством примеров по арифметике, с количеством строк в чтении, с физкультурой и пением. Просто каждый ученик двигался по своей образовательной траектории, развиваясь вместе со всеми и наращивая темп, мы помогали друг другу, нам было интересно вместе. Это был стиль работы школы.
К нам присматривались все педагоги, и с 12-13 лет с некоторыми из нас начиналась отдельная работа. Мы попадали в пионерско-комсомольский актив, где нас учили быть организаторами школьной жизни, видеть людей вокруг себя, быть командой, планировать, организовывать, проводить и анализировать свою деятельность и видеть, как меняется коллектив всей школы, что еще для этого надо. Главное, что передали нам взрослые, бывшие рядом с нами, – это принцип «Каждое дело делай творчески, а иначе зачем…». Школа, которую создали наш директор Вера Георгиевна Комарова и ее команда, стала экологической нишей детства для ребят. А мы, актив школы, стали учителями, чтобы быть похожими на наших воспитателей и работать рядом с ними.
Потом пришла пора учить других,
Всегда готовых задавать вопросы,
Упрямых, любопытных, молодых,
Весьма самоуверенных барбосов.
Ответишь им – и поумнел слегка,
Обсудишь – и проблема разрешится.
Учитель, воспитай ученика,
Чтоб было у кого потом учиться!
1 сентября 1973 года я пришла работать в свою 161‑ю школу. Как это было трудно – держать дистанцию с ребятами, которые вчера были, как и ты, в комитете комсомола. Сегодня я в команде педагогов, а учителя, ставившие мне отметки, теперь коллеги… Как всегда, наставники были рядом. Вера Георгиевна, Галина Ивановна Павлова, педагог-организатор, Лена Стеквашова и Наташа Лобанова, тоже выпускницы нашей школы, но уже шесть лет работавшие старшими вожатыми, и многие другие помогли мне стать достойным членом педагогической команды. Пройдет немного времени, придут другие выпускники, и уже я буду помогать им вливаться в коллектив педагогов. А мои вчерашние однокашники, а сегодня еще ученики школы, помогали мне своими советами, критиковали, если меня заносило в моем новом статусе, воспитывали меня снизу, тоже помогали мне становиться учителем.
Уже в 1978 году каждый пятый учитель нашей школы был из выпускников.
Я многому учился у друзей:
Спокойствию, достоинству и чести.
В походе с ними было веселей,
И главное – работать легче вместе.
Кто же сделал меня учителем? Институт? Отчасти. Я окончила два: МГЗПИ – вечернее отделение факультета русского языка и литературы и МГПИ имени В.И.Ленина – вечернее отделение исторического факультета. Школа дала мне отличные знания, в институте я не получила ничего нового, это было углублением, расширением и шлифовкой моей базы. Но вуз научил меня работать самостоятельно, особенно МГЗПИ, методика работы с первоисточниками, их анализ отрабатывались на интереснейших семинарах.
И все-таки учителем меня сделала школа, на моих первых уроках постоянно присутствовала завуч Кира Сергеевна Полянская, она разбирала со мной уроки, активно подчеркивая мои удачи, а о недостатках говорила так: «Знаешь, Алена, меня смутил один момент в уроке… Я бы этого делать не стала, как-то было неуютно». А еще система взаимопосещения уроков. Завуч выдавал нам график на четверть, и в каникулы на малых педсоветах мы отчитывались и коллективно обсуждали результаты. Это была продуктивная коллективная методическая работа, результатом которой был серьезный уровень преподавания и обученности ребят.
Что мне позволяет пятьдесят первый год приходить на работу и чувствовать себя нужной? Это мои ученики и молодые коллеги. Ребята приходят с массой вопросов и предложений, они верят в то, что со мной можно интересно общаться, и это подстегивает к саморазвитию, чтобы оправдать их надежды.
Мои молодые коллеги почему-то негласно определили меня в свои наставники, они приглашают меня к себе на уроки, мы вместе планируем какие-то предметные темы, обсуждая или просто болтая, мы обогащаем друг друга, обмениваемся лучшим из того, что у нас есть. Я у них учусь избавляться от лишних деталей в объяснении материала (да, они более конкретны), они у меня (с их слов) – находить простоту в сложном и выстраивать простую логику всего курса. Но главное – общение. В нашем компьютерном мире людям не хватает человеческого общения, особенно подросткам. Общаться друг с другом и смотреть в глаза стало сложным для наших ребят и для их родителей. Этому надо учить. А научить можно, только общаясь.
Учить других куда как нелегко!
А жизнь идет, и надо торопиться.
Успеть бы воспитать учеников,
Чтоб было у кого потом учиться!
Елена БУРМИСТРОВА, педагог-организатор, учитель истории и обществознания школы №1874, заслуженный учитель РФ, педстаж 50 лет
Комментарии