search
main
0

Я много «вынес» из лицея. Урок развития речи в 8-м классе на тему «Многозначное слово в художественном тексте»

Мы продолжаем разговор о художественном тексте. Авторский ли текст, который мы читаем, свой ли собственный, который создаем, процесс чтения или творчества невозможен без удовольствия, радости от того, насколько хорошо текст сделан, насколько умело использованы эстетические возможности слова. Набоков говорил: «Только через искусство мы можем взглянуть на жизнь как на эстетический феномен». Возможности лексики, «основного горизонта художественного текста», в этом плане очень велики.

Цели: обеспечить усвоение понятия «многозначность» на новом уровне (художественного текста); развивать языковое чутье с помощью лингвистического эксперимента; воспитывать любовь к родному языку.

Слово – самый загадочный элемент языка. Пользоваться им трудно. В этом убеждает такой пример. К 10-летию нашего лицея ребята писали стихи, в которых выражали благодарность. Вот две строки одного стихотворения:

Я столько лет хожу в лицей,

Я много вынес из него…

Стих вызывает улыбку (автор явно не рассчитывал на такую реакцию). Слово «вынес» в системе языка многозначно. Наша задача – выяснить, какую функцию выполняет многозначное слово в художественном тексте.

Уточнение понятия многозначности (полисемии)

В ряду слов найдите многозначное, мотивируйте свой ответ: бинокль, числительное, семья, фломастер, наперегонки, биографический.

Многозначное слово – семья. Можете ли вы без опоры на словарь назвать некоторые его значения? Сколько их? Далее проверяем по словарю:

– группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников;

– группа людей, объединенных общей деятельностью, общими интересами;

– группа животных, состоящая из самца, самки, детенышей, а также одинаковых растений, растущих рядом;

– группа родственных языков.

Можно ли догадаться, в каком из значений употреблено слово «семья» в диктовке? Конечно же, необходим контекст – ближайшее словесное окружение.

Многозначное слово в контексте. Реализация одного из значений

Посмотрим, как контекст пушкинского стихотворения раскрывает одно из значений слова «семья».

Чем чаще празднует Лицей

Свою святую годовщину,

Тем робче старый круг друзей

В семью стесняется едину…

Перед вами отрывок из стихотворения 1831 года, без названия, посвященного Царскосельскому Лицею. Как и многие стихотворения, написано оно к юбилею. Лицею – 20 лет. Эти строки – тоже слова благодарности. Но с каким настроением вспоминает Пушкин свое «отечество»? За что благодарен Лицею поэт?

Любопытно, что у Пушкина почти нет стихов, посвященных детству, родителям. Очевидно, не было той атмосферы, которую называют теплой, семейной. Настоящий семьей стал для него Лицей, куда Пушкин вошел, когда ему было 12 лет. Слово «семья» будет особенно дорого в жизни. А так ли в поэзии?

Какое значение этого слова реализовано в данном контексте?

Доказательства надо искать на словесном уровне. Впишем слово «семья» в центр схемы.

Найдите в тексте слова, которые помогут прояснить значение «люди, объединенные общими интересами». Эти слова должны иметь элементы, оттенки нужного автору значения (“люди”, “единый”, “общий”).

(См. схему)

Итак, словесное окружение поддерживает (актуализирует) значение многозначного слова. Более того, оно скрепляет текст, держит в единстве и не дает ему распасться. Исследователи языка дают таким словам одного художественного текста определенное название – лексическая сетка (семантическое поле).

Возвращаемся к теме урока. Определим, какова роль многозначного слова в художественном тексте. Идейно значимое для Пушкина слово, реализуя одно из значений, заставляет другие слова поддерживать это значение и таким образом делает текст единым.

Не случайно Блок писал: «Стихотворение – это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Они светятся как звезды. Из-за них существует стихотворение».

Реализация нескольких значений. Лексический повтор

Этому же закону подчиняется и стихотворение мурманского поэта Владимира Смирнова «У Белого моря». Вначале проведем лингвистический эксперимент. Детям дается стихотворение, где вместо прилагательных стоят точки. Попробуем восстановить текст, вставив определения. Внимательному читателю сделать это нетрудно. Ближе всех к оригиналу окажется тот, кому сами слова стихотворения подскажут необходимое определение. Если вы пойдете за языком, а не за своим воображением, то раскроете секрет стихотворения.

Работа над текстом примерно 7 минут. Чтение нескольких вариантов.

В.Смирнов

Белый-белый

Дым над трубой.

Белые-белые

Облака.

Белой пеной

Вскипел прибой

У белого маяка.

В белом тумане

Деревья и пни.

В белой росе

Трава.

Белые ночи,

Белые дни

Вступили

В свои права.

Горизонт затянут

Белым кольцом.

Белых чаек

Над рифами крик.

Молча на белое

Всходит крыльцо

Старик.

И вот

Посылает уже маяк

Красный-прекрасный

Свет…

Будь спокоен,

Тебя, моряк,

Не тронет

Белая смерть!

Оказывается, секрет стихотворения в том, что его «полотно» держится на остриях не нескольких слов, а на острие одного слова – «белый».

Прочитаем стихотворение еще раз, подумаем, почему автор настаивает на повторе, ведь в обычной речи это ошибка. Почему стихотворение не кажется скучным, а пейзаж однообразным?

Лексический повтор оказывается мнимым, ведь прилагательное «белый» всякий раз раскрывает новое значение («цвет снега», «прозрачный» «седой», «светлый»).

Благодаря многозначности слова «белый» картина, нарисованная автором, становится яркой, выразительной, особенной.

Итог урока. Домашнее задание

Итак, мы убедились, насколько дорожат писатели многозначностью слова. Одно слово может повести за собой все остальные так, чтобы мы не пропустили значимый для автора элемент. Но бывает, что, не нуждаясь в особой текстовой поддержке, многозначное слово становится ключом к пониманию текста благодаря своей мощной многозначности (слово «белый» имеет больше десяти значений в словаре).

Работать с многозначным словом предстоит вам и дома. Текст одного из экзаменационных изложений (миниатюра Ф.Кривина «Полуправда») сопровождается вопросом: «Как вы понимаете смысл этой полусказки?» Ответить на него невозможно, если не учитыватся роль одного многозначного слова, которое вы должны найти.

Работайте по плану:

выделите важное для автора слово, с помощью толкового словаря определите его значение в данном контексте;

отметьте слова, поддерживающие это значение, составьте лексическую сетку;

охарактеризуйте художественную функцию этого слова или ответьте на вопрос: «Как слово стало ключом к пониманию содержания текста и его идеи?»

Лариса ПАЛЮТИНА, учитель русского языка лицея № 1

Мурманск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте