Урок в онлайн-школе для педагогов «Высшая лига» провела учитель русского языка и литературы, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года» – 2019 Лариса Арачашвили. Темой занятия стала «Метапредметность как основа современного урока».
Предваряя мастер-класс, к аудитории обратился координатор проекта, главный специалист Фонда новых форм развития образования, учитель музыки, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года» –1992, кандидат педагогических наук Артур Заруба. Он выразил благодарность всем, кто пишет комментарии, активно участвуя в занятиях «Высшей лиги», и предлагает темы для обсуждения в следующем полугодии.
В начале своего мастер-класса Лариса Гивиевна отметила, что метапредметность для многих является размытым понятием. По причине созвучия его часто путают с межпредметностью. Однако эти два термина необходимо четко разграничивать. Межпредметность – это «про сцепку», в частности про связь сюжета художественного произведения с историческими событиями. А метапредметность – это «история про надпредметность», она не нова.
Еще 30 лет назад у Юрия Громыко была концепция, в которой метапредметность раскладывалась на 4 составляющие: знак как формирование способности схематизации, знание как умение работать с понятиями и системами знаний, проблема как умение вести диалог и задача в качестве умения решать задачи разных типов. Спикер указала на тесную связь метапредметности с развивающим обучением Эльконина-Давыдова, с мыследеятельностной педагогикой и с коммуникативной дидактикой. Любой хороший урок, по словам учителя, является метапредметным.
Чтобы проиллюстрировать свое понимание метапредметности, Лариса Гивиевна привела цитату: «Если культура – это то, что остается, когда все остальное забыто, то воспитание остается, когда все потеряно» (Надин де Ротшильд). Для педагога метапредметность – это «та самая культура и воспитание интеллекта ребенка, когда мы даем ребенку удочку. Если мы даем рыбу, человек будет сыт один день. А сели даем удочку – человек будет сыт всю жизнь. Вот удочка – это метапредметность».
Ученик может забыть какие-то данные или формулы, но он сохраняет способность получать знания, выводить формулы самостоятельно, сопоставлять факты, критически мыслить. Тогда «утки» в интернете для него не будут истиной в последней инстанции. Согласно исследованию Бенджамина Харди, метапредметные навыки лучше всего развиваются у троечников. На западе оценка 5 соответствует букве А, 4 – В, троечники получают С. Американский психолог назвал таких учеников-троечников creative students – они способны творчески и критически мыслить. У них хорошо развиты навыки коммуникации.
Учитель рассказала, что на уроках русского языка часто приходится работать со схематизацией. Это важный навык: благодаря ему информацию можно свернуть и развернуть обратно. Схематизация помогает удерживать знания. На мастер-классе также шла речь о гибких навыках – в частности, о концепции 4К: креативность, критическое мышление, кооперация, коммуникация. Лариса Гивиевна подчеркнула, что это все метапредметные навыки. В рамках занятия педагог также затронула тему умения видеть скрытые смыслы, интерпретировать, использовать тексты новой природы – буктрейлеры, мемы, инфографику.
В заключение мастер-класса Лариса Арачашвили ответила на вопросы аудитории. Их задали:
- Ирина Георгиевна Димова – наставник проекта «Высшая лига», первый заместитель главного редактора АО «Учительская газета», член Большого жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России», кандидат педагогических наук, Заслуженный работник культуры РФ;
- Михаил Александрович Нянковский — Заслуженный учитель школы РФ, лауреат премии Президента РФ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года» –1994, директор книжного издательства «Академия 76»;
- Екатерина Алексеевна Филиппова — Народный учитель Российской Федерации, «Учитель года» – 1996;
- Ирина Александровна Макарова – доцент Волгоградского государственного социально-педагогического университета;
- Татьяна Шимберева – студентка педагогического колледжа.
Отвечая на блиц-опрос координатора проекта Артура Зарубы, Лариса Арачашвили сказала, что мечтает быть хорошим учителем, своим достижением считает дружбу со многими своими выпускниками и чувствует себя счастливым человеком.
С записью трансляции урока можно ознакомиться на youtube-канале проекта.
На предыдущем занятии «Высшей лиги» победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2020, учитель математики Лицея классического элитарного образования города Ростова-на-Дону Михаил Гуров рассказал об «Истории учительского успеха» на примере своей профессиональной деятельности.
Открыла серию мастер-классов учитель физики МАОУ гимназия №16 города Тюмени, победитель конкурса «Учитель года» – 2021 Екатерина Костылева. Темой ее урока стали три кита педагогики XXI века.
Руководителем проекта «Высшая лига» выступает Андрей Лукутин, начальник методического управления Фонда новых форм развития образования, учитель истории, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года» – 2004. Партнерами проекта являются Общероссийская общественная организация лидеров образования «Учитель года», сетевое издание «Учительская газета», Мультимедийный исторический парк «Россия – Моя история», Общероссийский Профсоюз образования.
Подробную информацию о проекте можно получить на сайте «Высшей лиги».
Комментарии