search
main
0

Я любуюсь Россией

К сожалению, у нас все больше становится молодых пар, для которых главные ценности – материальные. Они меняют машины, строят загородные дома, в которых не звучат детские голоса, потому что заводить детей для них обременительно. По-иному смотрят на жизнь супруги Лихачевы. У них нет подобных богатств. Зато они воспитывают троих сыновей и впятером живут на зарплату папы, который работает директором школы №1432.

Дмитрий и Екатерина Лихачевы считают себя по-настоящему счастливой семьей. Главное их богатство – дети. И они были бы вчетверо счастливее, если бы вдруг в доме появился четвертый малыш. Старший сын – Григорий – родился, когда папе было 22 года, а маме и того меньше. У супругов оказались одинаковые взгляды: в семье обязательно должно быть несколько детей.

Так получилось, что Гриша почти шесть лет был единственным ребенком. Родители принадлежали только ему, занимались только с ним. Обычно старший ребенок независимо от разницы лет между ним и последующим очень ревниво относится к тому, что в доме появляется брат или сестра, которым папа и мама вынуждены уделять больше внимания. С Гришей подобного не случилось, и прежде всего благодаря педагогическому такту родителей. К появлению младшего брата мальчика готовили заранее. И вот малыша принесли из роддома, тут же показали брату и даже дали немного подержать на руках. Гриша полюбил его, целовал, когда шел спать, показывал ему игрушки, когда малыш подрос.

Теперь Арсению, так зовут младшего сына Лихачевых, три с половиной года. А самому маленькому – Филиппу – полтора. Все трое дружат, вместе играют, вместе смотрят мультики. Иногда второклассника Гришу оставляют ненадолго вдвоем с Арсением. Конечно, это надо видеть, как Григорий в отсутствие взрослых заботится о младшем братике. Он воспринимает это поручение как что-то очень важное и значительное. Как будто, повзрослев на эти 20-25 минут, он оберегает малыша от всего, что могло бы ему навредить. Не отходит ни на шаг, не дает Арсению приближаться к окну, к розеткам, забираться на стол, откуда он может упасть. Он охраняет брата, как коршун своих птенцов, чтобы с ним ничего не случилось.

У Гриши много друзей, однако братья для него на первом месте. Ценность и святость семьи Лихачевых передается и детям. Как самый старший в семье, Гриша, естественно, помогает родителям. Когда ему было лет шесть, то, моя посуду, он нередко разбивал ее. На первых порах его за это журили. Потом родители поняли, что так нельзя воспитывать трудолюбие у ребенка.

– Я понял, что желание детей помогать важнее, чем если они что-то разобьют или сломают, – говорит Дмитрий Борисович. – К этим неожиданностям мы относимся спокойно. Главное – дети.

Григорий ходит в магазин за продуктами. Впервые ему дали такое поручение лет в шесть. Конечно, это было целым событием и для мальчика, и для родителей. Они за ним тайком следили, пытаясь спрятаться за деревьями. Кстати, сначала Гриша мог купить что-то лишнее: чипсы, жевательную резинку. Теперь покупает только то, что нужно, и сдачу всю до копейки отдает.

Дома детям разрешают смотреть телевизор строго ограниченное время, и за компьютером Гриша тоже сидит положенное в его возрасте и ни минуты больше.

– Важно с самого малого возраста сформировать у ребенка адекватное отношение к компьютеру, – считает Дмитрий Борисович. – Сколько моих ровесников находятся в зависимости от компьютерных игр! (А мы с женой дома не играем.) При такой зависимости и детей могут не завести, а если они уже есть, то нет времени их воспитывать.

Григорий – ребенок, несомненно, одаренный. Уроки он делает с удовольствием. С восторгом рассказывает родителям о том, что нового узнал в школе. Много читает, и уже не только сказки. Скажем, рассказы Михаила Зощенко для детей, прочел всего Виктора Драгунского, «Маугли» и множество книг по истории. Когда Гриша читает, самый маленький – Филипп садится рядом с книгой и делает вид, что тоже читает. Подражает старшему брату. Лихачевы стараются сохранить традицию семейного чтения. Нередко все трое детей усаживаются на диван и слушают сказку, которую читает папа или мама. Даже Филипп понимает, что в такие моменты надо сидеть молча, не мешать. Их бабушка знает много стихов, читает их наизусть. Два старших брата быстро их запоминают и сами потом читают. Особенно роль чтеца нравится Арсению. Он очень артистичен. Декламирует громко, с выражением. И всегда ждет в конце аплодисментов.

Гриша сам себе выбрал кружки, которые ему понравились, а нравится ему очень многое: бадминтон, авиамоделирование, рукопашный бой. Он с удовольствием изучает французский язык, часто поет песню на этом языке. Средний брат тоже выучил эту песню и подпевает Грише.

А еще у старшего брата проявились лидерские качества. Они возникли с рождением младших братьев. Гриша старается руководить ими. После родителей он ощущает себя вторым человеком в семье. К тому же Дмитрий и Екатерина учат детей слушаться не только родителей, но и старшего брата. А того в свою очередь – правильно использовать свои обязанности старшего, не «превышать своих полномочий». И он «руководит» младшими, не переходя недопустимую грань.

Если надо решать какие-то вопросы, которые касаются взаимоотношений братьев, поведения или проблем, связанных со старшим сыном, Лихачевы собирают семейный совет, на котором присутствует и Гриша. Такое «совещание» пришлось устроить, когда у Дмитрия и Екатерины возникло опасение, что Григорий слишком перегружен кружковыми занятиями. Но Гриша настаивал на том, что ему нравятся все кружки и он хотел бы и дальше их посещать.

Младшим братьям нравится подражать старшему, в чем-то копировать его, но при этом они проявляют и свою самобытность. Все трое как бы говорят на одном языке и очень хорошо друг друга понимают. Когда Арсений начинал произносить первые слова, мама и папа не совсем его понимали. А Гриша им переводил. Он гордился тем, что знает больше родителей. Благодаря общению со старшими братьями маленький Филипп быстро развивается. Многое умеет делать самостоятельно, чего, скажем, Григорий не умел в его возрасте. Здесь есть какое-то облегчение для родителей.

Дети любят убирать свою комнату, пылесосить, протирать пыль, застилать постели. Родители производят уборку вместе с ними. И все вместе потом радуются чистоте и наведенному порядку.

– Мы не требуем от Григория адекватного выполнения требуемого задания. Как получилось, так получилось. Если оступился, тоже не беда. Главное, что мы вместе с ним обсуждаем то, что произошло. Мне кажется, что это совместное обсуждение имеет большое значение, – это один из воспитательных принципов Дмитрия.

У папы и мамы, несмотря на общие педагогические взгляды, разные роли. И дети это понимают. В том числе и Филипп. Он может что-то выпросить у мамы, к примеру, с помощью слез. И в конце концов она часто сдается. А папа говорит в таких случаях: нельзя этого делать, иди в другую комнату и там плачь. Малыш не спорит, уходит в другую комнату и быстро успокаивается.

– Когда больше одного ребенка в семье, родителям проще их приучать к каким-то вещам. Что-то от одного к другому передается на уровне подсознания. И шалости тоже. Умение побаловаться быстро усваивается. Нам приходится наблюдать, как они не только от нас что-то воспринимают, но и друг от друга. Это дорогого стоит, – считает Дмитрий Борисович.

В иных семьях детей как-то особо возвышают, делают их центром, вокруг которого вращаются все взрослые – его «подчиненные», они делают все, чтобы угодить дитяте.

В семье Лихачевых не потакают ни старшим, ни младшему сыновьям. Когда ребенок – центр Вселенной, когда ему отдают все, а себе что останется, то наверняка вырастает эгоист. Он считает себя главным в семье и требует, чтобы было только так. Здесь же последнее яблоко могут съесть и папа, и мама. И это все воспринимают как нормальное явление.

Дети в этом доме понимают, что и у родителей есть тоже личное время. Хотя, конечно, детей всех, а не только младших, и приласкают, и на коленях дадут посидеть, и перед сном обязательно поцелуют, иначе они не уснут без родительского поцелуя.

Есть строгий режим: в 9 часов все ложатся спать. В субботу делается некоторая поблажка, можно не ложиться ровно в 9 часов. Они могут с родителями вечерний чай попить. Старший иногда просит среди недели: «А можно я с вами чаю попью?» Ему хочется пообщаться с папой и мамой. В такие минуты, а они бывают нечасто, Григорий наиболее откровенен, советуется с ними, говорит о своих проблемах. Если что-то случилось в школе или дома, во дворе, вместе они всегда находят выход.

Часто во время такого субботнего чаепития родители вспоминают о своем детстве, причем ничего не скрывают. Главное, считают они, воспитать у детей честность, отвращение ко лжи. Они не строят из себя идеальных людей. Наоборот, рассказывают мальчикам, как в детстве шалили, получали двойки, их, случалось, выгоняли с урока.

Но при этом папа и мама обязательно подчеркивают свое отрицательное отношение ко всему этому и убеждают своих сыновей, что подобным образом не стоит вести себя.

Часто Дмитрия Борисовича спрашивают: где вы находите время при вашей занятости на воспитание даже не одного, а троих детей?

– С рождением последующего ребенка накапливается опыт. Многое становится более привычным. Все свободное время отдаем детям. Если куда-то едем, берем их с собой, стараемся с ними не разлучатся, – отвечает на такие вопросы Дмитрий Лихачев. – Когда мы вместе, так спокойнее и радостнее.

Когда папа возвращается с работы домой, дети встречают его восторженным криком. Они выбегают его встречать, порой забыв надеть тапочки, прямо на лестничную площадку. Эти минуты радуют и отца, и сыновей. «Это ни с чем не сравнимое счастье», – говорит Дмитрий Борисович.

В семье Лихачевых сложилась своя педагогика. Они воспитывают сыновей на русской культуре. Они против влияния западной или иной культуры в таком раннем возрасте.

– Мы, русские люди, живем в России и должны знать традиции, обычаи, культуру и литературу нашей страны, а только потом уже знакомиться с другими культурами, историей других народов, – уверен Лихачев-старший.

У мальчиков есть своя игра – они изображают из себя трех богатырей. Двое старших уже хорошо знают былину про Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Кстати, перед рождением третьего брата – Филиппа, которого они очень ждали, мальчики придумали ему имя – Алеша. И несколько огорчились, когда родители назвали малыша по-другому. Богатырская идея помогает воспитанию у детей таких качеств, как стремление защищать и помогать слабым, проявлять волю и смелость. Детям очень нравится сам антураж: шлемы, латы, щиты. Арсений превзошел всех по изобретательности. Меч он может сделать из чего угодно, скажем, даже из скрученной бумаги. А потом позирует перед зеркалом. Так он вживается в роль. Как-то Арсений заявил родителям: папа – родина, мама – родина, а я, богатырь, защищаю их.

Григорий подробно знает былину про богатырей и говорит, что будет таким же смелым, как Илья Муромец. Он знает, что это к тому же российский святой. Богатырская тема для них не замыкается на трех богатырях. Это и Александр Невский, и Дмитрий Донской. Гриша знает всех русских князей от Рюрика до Владимира, знает, кто был князем московским, а кто – владимирским. Какой город в те или иные времена был главным. Много читает Григорий про победы русских войск и в древности, и в годы Великой Отечественной войны.

Дмитрий Борисович рассказал про один эпизод, который особенно поразил его. Когда старшие мальчики уже легли, он заглянул в их комнату. И вдруг видит, что Гриша не спит, чего никогда с ним не бывало: мальчик все же очень устает на занятиях в школе и в кружках. Он лежит и смотрит в окно. «Что случилось?» – спрашивает его папа.

– Ничего, – отвечает сын, – я просто лежу и любуюсь на Россию.

А за окном деревья, обычные здания. Для Гриши с родного дома, двора и начинается Родина, которой он любуется. Так его воспитали. А еще Лихачевы воспитывают у своих детей культ семьи, дома, где их всегда ждут, выслушают, помогут.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте