search
main
0

«Я красиво не умею…»

Что будет с русским языком в ХХI веке? Я думаю, что он, как и прежде, останется языком межнационального общения. Конечно, в первую очередь для государств, входивших в состав Советского Союза. Я 35-й год преподаю в школе и могу сказать, что интерес к русскому языку снова растет. Мировое значение русского языка будет зависеть от того, насколько утвердится Россия в мировом сообществе. Для меня процесс глобализации выражается прежде всего в открытости образования. Многие мои ученики живут, учатся и работают за рубежом, неся с собой нашу культуру и наш язык. Одна ученица живет в Швеции, другая в Турции, третья в США – преподает русский язык. Кто-то живет в Германии. Ведь в нашей школе традиционно на высоком уровне изучается немецкий, ученики ездят в Германию. Какими они себя покажут за рубежом, такой будут там воспринимать нашу страну, об этом я часто говорю своим ребятам на уроках.

Что касается преподавания русского языка в ХХI веке, на мой взгляд, многое изменилось. Почти десять лет итоговая аттестация по русскому языку проходит в форме ЕГЭ. Я к этому отношусь положительно. Раньше достаточно было практической грамотности, чтобы написать сочинение, а теория проходила мимо. Теоретически русский язык в выпускном классе, по сути, не изучался, так же как текст и его составляющие. ЕГЭ заставляет по-другому относиться к русскому языку в старших классах. Теперь теорию на последнее место не ставят, потому что знают – теоретические навыки будут востребованы. Структура текста, тема, идея, стиль хорошо знакомы, старшеклассники умеют оперировать этими понятиями и составлять собственные тексты осознанно, по законам языка. Мне это очень нравится. Но в новых стандартах планируется сократить часы на русский язык и литературу, и это совершенно непонятно. А то, что предлагается сделать с литературой – преподавать ее факультативно – вообще неприемлемо. Неужели из школы хотят убрать то, что формирует человека? Тогда о каком национальном самосознании, о какой духовности может идти речь?! Произведения наших классиков – это лучшие примеры русского языка, как же можно от них отказываться и изучать их поверхностно, между делом!

Что бы хотелось предложить для исправления ситуации? Использовать в ЕГЭ по русскому языку отрывки из изученных на уроках литературы произведений. Все, что требуется сейчас делать с публицистическим текстом, можно делать с текстами из изученных произведений. Молодежь сегодня не читает! А если тексты будут востребованы на ЕГЭ и выпускники будут это знать, они будут читать и более серьезно относиться к урокам литературы. Кстати, в этом случае можно будет ставить оценку и по русскому языку, и по литературе. Конечно, продумав механизм.

Думаю, нельзя говорить, что наша молодежь игнорирует нормы русского языка, они остаются и в нашем веке. Мне по электронной почте множество писем приходит от учеников, и они всегда извиняются за возможные ошибки, просят поправить, если что. Считается, что сегодня появился новый язык компьютерной связи, электронных сообщений и эсэмэсок. На мой взгляд, все это пройдет, это подростковое творчество, дети всегда выдумывали свой язык. Иногда это и беспомощность: я красиво не умею, поэтому скажу или напишу вот так. Но грамотность все равно востребована, и ребята, подрастая, возвращаются к ней. Общелитературные нормы были, есть и будут.

Татьяна НЕПОМЯЩАЯ, учитель русского языка и литературы гимназии №6, Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте