Дискуссия на уроках истории помогает восприятию исторического материала и формированию осознанной гражданской позиции. При обсуждении различных вопросов учащиеся должны уметь излагать свою точку зрения, основанную не только на собственных умозаключениях, но и на документах, фактах, мнениях компетентных специалистов. Такое обсуждение можно организовать в форме дебатов. Напомним, что дебаты – это интеллектуальная игра, проводимая по строгим формальным правилам (см. «УГ» №8, 2006 г., где мы уже писали о педагогической технологии «Дебаты»). Смысл – склонить судей и зрителей к своей точке зрения (но не противоположную команду). Этого добиваются, выдвигая аргументы в поддержку своей точки зрения и контраргументов в ответ на высказывания противников.
– Германии на СССР было неожиданным для большинства населения страны;- Германии застало врасплох большинство дивизий и полков приграничных военных округов;«Я считаю, что Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года было внезапным, так как…»,«Я считаю, что Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года не было внезапным, так как…».
Предлагаю следующие темы дебатов о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.:
1. Советское правительство не виновато, что в 1941 году СССР не был готов к отражению фашистской агрессии.
2. Пакт Риббентропа – Молотова – преступление сталинского режима.
3. Советская система стала залогом успеха в Великой Отечественной войне.
4. Московская битва – начало коренного перелома в Великой Отечественной войне.
5. Существовала возможность совместной с другими странами защиты от фашистского нападения.
6. Во Второй мировой войне победила дипломатия антифашистской коалиции.
Рассмотрим более подробно организацию дебатов на тему «Нападение Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года было внезапным».
Тема дебатов – это тема, которую будет доказывать утверждающая команда. Отрицающая команда будет доказывать, что «нападение Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года не было внезапным».
Для организации дебатов необходимо дать определения основным понятиям:
внезапный
Затем можно сформировать две команды, которые будут участвовать в дебатах, и сразу определить им сторону утверждения и отрицания. После этого команды начинают готовить аргументы утверждения и отрицания. Каждая команда работает со своим тезисом (тема дебатов и ее отрицание).
При подготовке к дебатам рассматриваются варианты построения утверждающего и отрицающего кейса.
К построению кейса можно подойти двумя способами:
собрать все необходимые аргументы и поддержки, а затем объединить их в единое целое;
составить приближенный кейс, а затем уточнять его на основе сбора материала.
В процессе игры заранее подготовленный кейс может меняться. Ведь каждая команда внимательно слушает противоположную сторону и должна обязательно ответить на все приводимые ею доказательства.
Утверждающий кейс должен представить позицию команды. Все остальные речи можно предварительно продумать, но в них будут вноситься корректировки в процессе игры. Отрицающая команда должна показать несостоятельность утверждающего кейса. Для этого она выявляет все слабые стороны утверждающего кейса, доказывает неубедительность аспектов, аргументов, их доказательств и поддержки и, используя собственные аргументы, показывает, что утверждение темы неверно.
После подготовки проводятся собственно дебаты. В игре участвуют шесть человек и таймкипер (он следит за временем выступлений и пауз). Остальные ученики класса могут быть судьями.
Можно отойти от классических правил и разрешить задавать вопросы не членам команд, а учащимся класса, не входящим в состав команды. Вопросы можно задавать от своего имени, а можно выбрать себе роль и задавать вопросы от имени своего персонажа. В этом случае в начале вопроса ученик сообщает, от чьего имени он задает вопрос. Например, «Я, маршал СССР, Климент Ефремович Ворошилов, хочу спросить…».
Можно поручить группе ребят оформить класс: повесить плакаты времен войны, таблицы сравнения численности вооруженных сил, карты военных действий и т.п.
Второй вариант проведения такого урока – не дебаты, а обсуждение аргументов. Причем в более сильных классах учащиеся могут формулировать аргументы сами. В более слабых это делает учитель, а ученики ищут поддержки этих аргументов. Например, учитель может сформулировать:
аргументы «за»:
– нападение Германии на СССР было неожиданным для большинства населения страны;
– нападение Германии застало врасплох большинство дивизий и полков приграничных военных округов;
аргументы «против»:
– руководству СССР было известно о планах нападения Германии на СССР;
– в Советском Союзе шла подготовка к войне с Германией.
Ребята индивидуально или по группам готовят поддержки этих аргументов на основе материала учебника и дополнительной литературы. Затем коротко выступают с доказательством аргумента. Остальные могут дополнить доказательство, высказать свое мнение по поводу данного аргумента. Урок можно закончить созданием небольшой работы, которая начинается следующими словами:
«Я считаю, что нападение Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года было внезапным, так как…»,
«Я считаю, что нападение Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года не было внезапным, так как…».
Ольга ПЕТРЕНКО, учитель истории, кандидат технических наук, доцент Московского института открытого образования кафедры технологий открытого образования
Комментарии