Наталья Котова, выпускница педагогического колледжа №5, на вопрос, какое впечатление произвел на нее дебют в качестве вожатой в оздоровительном лагере, ответила коротко: «Я испытала шок». Наталью можно понять: она никогда в детстве не ездила в лагеря. Впервые оказаться в подобном учреждении ее заставила педагогическая практика.
Как рассказывает Наталья, ее опыт вожатой насчитывает две смены в детском оздоровительном лагере «Балтийская звезда».
– В первую смену мне попался отряд, где были дети 13-15 лет, а во второй раз я работала с ребятами 14-15 лет, причем только с девочками. Могу признаться, что самым сложным был первый год. Он стал в чем-то переломным для меня, поскольку до этого я имела дело только с дошкольниками. А здесь ребята подросткового возраста, да еще некоторые из них из детского дома. Заранее скажу, что сплотиться, серьезно подружиться у нас не получилось. Видимо, сказалось отсутствие опыта. Во второй год работа вожатой мне понравилась больше. Прежде всего потому, что я уже знала лагерь, а лагерь знал меня. Хотя со старшими девочками работать трудно.
Основная сложность заключалась в понимании особенностей возрастной психологии. Взрослые девочки могли вести себя, как дошкольники. К примеру, случился у нас такой инцидент: оформляли уголок отряда и оставили в коридоре гуашь. Я понадеялась, что девочки уберут за собой, но так получилось, что про краски забыли. И одна из девчонок решила черной гуашью изрисовать тех, кто ей по каким-то причинам не нравился. Таким образом, утро началось с того, что я попала на большую стирку, когда девочкам пришлось отстирывать одежду, умываться. Все усугубилось тем обстоятельством, что у одной из них началась аллергия. Отряд был в панике. Я очень благодарна воспитательнице, опытному педагогу, которая помогла справиться с ситуацией. Мы собрали отряд и попытались разобраться, кто это сделал и почему, потом успокоили девочку, у которой была аллергия.
Но, несмотря на трудности, мне ни разу не хотелось все бросить и уехать. Тем более я поняла: со старшими девочками все равно интересно.
Наталья надеется, что в следующем году обязательно опять поработает в выездном лагере. Такие же планы на будущее строит и Николай Евтин, студент пятого курса педколледжа №5. Его опыт вожатого насчитывает одну смену в детском оздоровительном лагере «Океан».
– Нас, вожатых, было трое, и основные проблемы заключались как раз во взаимоотношениях между нами. Так получилось, что все мы приехали из разных коллективов, поэтому возникали противоречия в подходе к работе. Впрочем, эти проблемы разрешились к середине смены, когда у нас состоялся серьезный разговор, где мы и обсудили общие требования к работе.
Что касается детских проблем, то главная из них заключалась в том, что все мальчики в отряде были 13-14 лет, а один мальчик – 10 лет. Помимо того что он был младше, он еще и не вписывался в общую активную жизнь отряда. Медлительный, инертный, он сильно раздражал детей. Несколько раз они пытались устраивать драки. Приходилось разнимать. Понятно, что это естественный процесс в коллективе, но нельзя было не вмешаться. Как мы решили эту проблему? Пришлось устраивать раздельные беседы с двумя лидерами. Мы просто поговорили с ними о взаимоотношениях с людьми, о друзьях, об интересах. И эта мера оказалась действенной. Они перестали срываться на мальчике, а если лидеры не поддерживают обидчиков, то обижать не имеет смысла. Мы, конечно, могли не включать мальчика в коллективные игры, начать опекать его. Но, во-первых, он сам хотел во всем участвовать, а во-вторых, изоляция могла бы спровоцировать мысль о том, что он наш любимчик. И все было бы гораздо хуже. Важно было отношение ребят направить в другое русло, и у нас это получилось.
С девочками, как ни странно, проблем было меньше. Там ситуация драматизировалась тогда, когда возникали привязанности. Доходило до обидных записок, игнорирования, но это прекратилось тогда, когда мальчики сами расставили приоритеты.
Санкт-Петербург
Комментарий специалиста
Антонина МАЛЫШЕВА, заместитель директора по научно-производственной работе педагогического колледжа №5, заслуженный учитель РФ:
– Можно сказать так: кто прошел лагерь, тот очень спокойно идет в класс и никаких проблем в плане общения с детьми не испытывает. На уроке наши молодые педагоги думают только о содержании урока, потому что держать детскую аудиторию в силу приобретенного опыта им не нужно. В лагере они уже получили организаторские навыки.
С чего начинаются основные сложности при работе в выездном лагере? Прежде всего ребятам трудно почувствовать особенности возраста. Когда они это поймут, почувствуют индивидуальность детей, сразу становится легче. Конечно, в колледже мы теоретически даем и возрастную, и общую психологию, но одно дело теория, а другое – практика, да еще вне школы, когда ты и за маму, и за папу. Нужно и накормить, и одеть, и помочь, если заболел. Поэтому первый выезд в лагерь традиционно очень сложный, во второй раз гораздо легче. Ребята чувствуют себя увереннее, и подобных проблем не возникает.
Летняя педагогическая практика также дает возможность ребятам осознать свои личностные качества. Что им мешает или чего не хватает в самостоятельной работе в качестве педагога? Чаще всего проблема в лени и отсутствии чувства ответственности. Бывают случаи, когда ребята могут проспать, перестать держать в поле зрения всех детей.
Важно при этом, в какой педагогический коллектив они попадут. Многое зависит от традиций лагеря, от руководителя, от общего стиля и духа, от насыщенности досуговой деятельности. Поэтому мы выбираем лагеря, где можно быть за своих студентов спокойными. Руководство лагерей очень нуждается в наших ребятах. Звонки с приглашениями раздаются уже в начале года. Мы заключаем официальный договор на уровне директоров лагеря и колледжа и посылаем на практику студентов. В общей сложности выезжает порядка ста человек, то есть весь курс. Кто не может проходить практику с выездом, тот ее проходит в городском лагере. Однако у выездного лагеря есть преимущество: ребята оформлены официально и получают за свою работу деньги.
Что дает практика? По отзывам ребят, это хорошие организаторские навыки, умение проводить внеурочную, воспитательную работу в разных формах, возможность реализовать себя. На летней практике в выигрышном положении люди творческие, кто умеет петь, танцевать, рисовать, лепить… Дети тянутся к такому человеку. Он может дать им многое и сам реализоваться как творческая личность. Это очень важно для учителя.
Комментарии