Иду и думаю: когда ко мне пришла впервые мысль о том, что стану учителем?
Смутно помню детские годы… Отец – военный. Все время переезжаем из части в часть, из города в город. Не то что многих учителей не помню – некоторых одноклассников не вспомню даже по имени. Но первого учителя Светлану Алексеевну Шевченко и наш первый класс помню очень хорошо.
Строгий взгляд, но «чертики»-искорки в уголках глаз… Требовательность, но в то же время мягкость, чуткость… Лицо, испещренное морщинами, и губы, подернутые улыбкой… Такая она, моя первая учительница.
Мы, первоклашки, как рассыпавшиеся в рекреации школы бусинки, тут же собирались все вместе, чуть слышали голос своего первого учителя. Своих таких разных «птенчиков» Светлана Ивановна научила читать-писать-считать и самому главному – быть человеком и любить свою Родину.
Вот, видимо, уже тогда и пришла впервые мысль о том, что я тоже хочу быть учителем, растить своих «птенчиков». Рассаживала кукол и медведей, вела журнал «своего класса», спрашивала, объясняла, оценивала. Спросите, какие оценки ставила? Разные, конечно. Все как в жизни, все как у Светланы Алексеевны…
Прошли годы… Никогда не забуду, как я пришла на свои первые уроки в девятые и одиннадцатые классы. По молодости я, самонадеянная двадцатилетняя с небольшим учительница, явилась в 11‑й класс одна, без представления завуча. И оказалась в толпе рослых детей. Они приняли меня за новенькую ученицу, а один даже предложил свободное место за своей партой. Они всего на пять лет моложе меня! Сколько же мне пришлось перелопатить книг, выучить стихов, как же тщательно готовиться к урокам, беседам и мероприятиям, чтобы они меня стали уважать!
И вот тогда-то я поняла, что профессия учителя требует огромного труда – постоянного, неустанного. Чтобы завоевать уважение, ты должен много знать, уметь передать это своим ученикам. И любить. Любить не только свою работу, но и (это главное!) детей.
В своей работе я всегда придерживаюсь принципа: «Не навреди ученику, сделай все от тебя зависящее, чтобы дать ему знания, чтобы он с детских лет почувствовал себя личностью, не ущемляй его достоинство». Таким принципом, как мне кажется, руководствовалась моя первая учительница.
Прошли годы. Я иду на урок… А за плечами как будто стоит Светлана Алексеевна, наблюдает, поддерживающе кивает головой, и «чертики»-искорки поблескивают в уголках глаз.
Бэлла РУДЕНКО, заместитель директора по учебной работе, учитель русского языка и литературы школы №1399
Комментарии