С первых минут жизнь каждого ребенка вплетена в ткань человеческих отношений. Младенец не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека – источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания.
Основная задача педагога дошкольного учреждения заключается в создании условий, обеспечивающих вхождение детей в новый для них мир взрослых и сверстников. Взаимоотношения с другими людьми, в том числе со сверстниками в группе детского сада, – важная составляющая жизни и деятельности каждого ребенка. От того, какими будут эти взаимоотношения – доброжелательными или враждебными, искренними и откровенными или формальными и показными, – зависит эмоциональное состояние детей, их отношение к детскому саду, а возможно, и характер дальнейших отношений с людьми. Есть несколько существенных факторов, влияющих на взаимоотношения детей. Действие этих факторов во многом зависит от воспитателя, от его отношения и оценки групповых норм, совместной деятельности детей.
О роли воспитателя красноречиво свидетельствует работа Т.Счастной: ребенка, которого вся группа считала самым плохим, воспитатель хвалила и одобряла в течение недели, после чего он попал в разряд хороших.
В настоящее время практические разработки в дошкольных учреждениях богаты новаторскими идеями. Однако один специалист не сможет справиться со всеми задачами, которые поставлены в дошкольных учреждениях по развитию и воспитанию детей. Именно сотрудничество всех специалистов нашего детского сада помогает достичь хороших результатов в направлении социально-личностного развития детей и формирования детского коллектива.
Одна из главных наших целей деятельности с детьми – это приобретение ими опыта счастья, опыта удачных совместных действий с другими и успешного преодоления своих слабостей. Ребенок может выразить свою личность, познать самого себя тогда, когда ему предоставлена возможность разнообразной деятельности. Для формирования доброжелательных взаимоотношений между детьми важны не только непосредственные педагогические воздействия, но и прежде всего создание условий, способствующих их возникновению. Поэтому усилия нашего педагогического коллектива направлены на создание условий, ориентирующих детей на сферу общения и сотрудничества. Приходя в наш детский сад, дети попадают в группу разных по возрасту детей. В такой группе ребенок приобретает опыт разнообразного социального взаимодействия с равными себе людьми. Старшие дети учатся заботиться о младших, оберегать их, обучать, будучи основными носителями игры – особой формы освоения действительности и системы человеческих отношений. Младшие перенимают у старших игровой опыт, нормы поведения и культуру общения.
Утро в каждой группе нашего детского сада начинается с совместного приветствия в кругу. Занятия поэтапного социально-личностного развития по программе «Познаю себя» помогают ребенку-дошкольнику идти по пути самопознания в следующих областях человеческих отношений: «Я среди других», «Что я могу?», «Я и другие». Базисная идея для всех этих этапов – идея «К познанию мира – через познания себя».
О. ГЛАЗЫРИНА, старший воспитатель Центра развития ребенка – детского сада №208
Комментарии