search
main
0

“Я и мой мир” Так называется курс правового образования для начальных классов, разработанный в Санкт-Петербурге

Психолого-педагогические особенности этико-правового образования в начальной школе

Общим для первого (начальная школа) и второго (5-7(8)-е классы основной школы) этапов системы правового образования является их пропедевтический характер. Школьники этого возраста получают лишь некоторые правовые знания, определяемые теми социальными ролями, которые свойственны младшим школьникам и раннему подростковому возрасту. Эти правовые знания носят в первую очередь прикладной характер. Это определяется актуальными задачами социализации.

На первом и втором этапах не стоит задача создания у школьников целостной системы правовых знаний. Исключение составляет лишь знание основных положений Конвенции о правах ребенка (начальная школа) и Всеобщей декларации прав человека (5-7(8)-е классы), так как ознакомление с содержанием этих документов имеет важное значение для становления у учащихся ценностных ориентиров (не только правового, но в первую очередь и нравственного характера), для формирования важных личностных качеств, таких, как чувство собственного достоинства, уверенность в себе, лояльность по отношению к другим людям, нетерпимость к жестокости, унижению, насилию.
Главное место на первых двух этапах принадлежит нравственному воспитанию на основе ценностей гуманистической этики.
Заложить основы гуманистической нравственной ориентации школьников – такова важнейшая задача школы на этих этапах, которые точнее можно охарактеризовать как этапы этико-правового образования.
Именно этическое образование и осуществляемое на его основе нравственное воспитание должны составить фундамент для становления правовой культуры учащихся.
Естественно, в решении задач нравственного воспитания успех зависит в первую очередь от личности учителей, в общение с которыми вступают дети этого возраста, от осознания учителями своей высокой миссии, которая состоит не в том, чтобы “нагрузить” ребенка теми или иными предметными знаниями, а в том, чтобы обеспечить его вступление в личностно-нравственный диалог с миром. В итоге это и формирует личную позицию по отношению к миру, что только и может стать основой подлинно гражданской и подлинно активной позиции. Ведь есть такие святые понятия, как “человек”, “гражданин”, “Родина”, “честь”, “достоинство”, “совесть”. О них нельзя рассказать. Их нельзя уместить в рамки тематического классного часа. Они должны стать стратегическим смыслом, основой каждодневного существования учителя, явно и неявно присутствовать в каждодневной учительской работе – не на уровне “красивых слов”, а на уровне поступков и действий, запечатляемых в детских ожиданиях и ориентирах. Это понятия, которые должны находиться в самом основании школьного организма, определять нравственный потенциал сегодняшней школы.
Нравственные ориентиры – универсальные ориентиры, которые должны присутствовать в повседневной жизни школы, а не вспоминаться от случая к случаю. Они требуют каждодневного возобновления, некоего самовоспроизводства, иначе они атрофируются.
Наряду с общими чертами первого и второго этапов между ними имеются существенные различия по содержанию, организационным формам и методам работы, что определяет специфику каждого из них.
В основе различий – возрастной подход в образовании, принцип природосообразности, ориентир на реализацию индивидуально-личностного подхода.

Первый этап – 1-3(4)-е классы
Исследованиями установлено: для того чтобы сообщаемые учащимся юридические знания вызывали позитивные правовые чувства и способствовали становлению социально полезной жизненной позиции, они должны опираться на прочный фундамент нравственных ценностных ориентиров личности.
Поэтому именно на первой ступени правового образования приоритетное место должно быть отведено решению задачи раскрытия ценностей гуманистической этики и формированию у учащихся нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла, накоплению опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми.
В соответствии с этими задачами на первом этапе на образно-эмоциональном уровне раскрывается система следующих жизненно-смысловых ценностей:
жизнь человека, его здоровье;
свобода, честь и достоинство человека;
индивидуальность человека;
духовное содержание человека, способность к творчеству;
родные и близкие люди, их любовь и забота;
дружба со сверстниками;
добрые отношения с окружающими людьми;
Отечество как страна, где ты родился, с народом которой связан общей историей, языком, традициями;
малая родина – город, в котором ты живешь, с его историей, особенностями быта, с традициями и чертами характера его жителей; красота города – источник духовного развития;
окружающая природа как условие жизни и здоровья людей, красота природы – источник вдохновения;
мир между людьми, основанный на уважении к правам человека, отсутствие насилия, агрессии, войн;
труд как условие развития человека, дающий радость творчества, источник благосостояния человека, его семьи, города, страны (отсюда необходимость бережного отношения ко всему, что создано трудом).
На этой основе в процессе целенаправленной работы учителя должно происходить развитие представлений школьников о добре и зле (критерий – гуманистические морально-нравственные ценности). Создаются педагогические условия для накопления учащимися опыта нравственного переживания и сопереживания и как следствие – стремление быть хорошим, добрым, честным; неприятие зла, а также опыта общения на гуманистической основе и практического опыта добрых поступков.
При отборе содержания для этического образования в начальной школе, в определении оптимальных форм и методов его осуществления авторы ориентировались на ряд специфических особенностей младших школьников.
Так, учитывалось, что в познании мира учащимися начальных классов рациональные компоненты в их сознании еще не играют ведущей роли. В значительной степени они руководствуются эмоциями и бессознательными стремлениями. Яркость и чистота эмоциональных реакций обусловливает глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком в этот период духовного развития. В связи с этим особое внимание уделялось созданию условий для пробуждения у младших школьников нравственных чувств для нравственного переживания.
Учитывалось также, что младшие школьники, придя в школу из семей с различными жизненными представлениями и установками, имеют разные представления о добре и зле, о мере морально допустимого и морально запрещенного. В связи с этим особенно важно тщательное изучение учителями моральных представлений их питомцев на основе использования различных приемов диагностики, которые способствовали бы получению необходимых сведений об имеющихся у отдельных учащихся деформированных моральных представлениях либо просто о неразвитости моральной сферы личности.
Получение подобных сведений необходимо учителю для того, чтобы этическое образование учеников начальных классов имело четкий адрес и осуществлялось с применением индивидуально-личностного подхода.
В согласовании моральных представлений учащихся важную роль играет создаваемая педагогом ситуация совместного переживания, которая может возникнуть как при проникновенном чтении текста, близкого детям, так и в процессе коллективной практической деятельности либо игры.
Поскольку авторитет учителя начальных классов в глазах ребят, как правило, высок, важную роль в утверждении общих моральных ценностей может сыграть четко выраженная педагогом его личная моральная оценка того или иного жизненного явления, поведения, поступка. Однако при этом очень важно не злоупотреблять моральным менторством, так как это может отучить учащихся самостоятельно искать моральные оценки.
Становление гуманистических ценностных ориентаций неразрывно связано с формированием у младших учеников следующих качеств:
чувство собственного достоинства, уважение к себе;
требовательность к себе, ответственность;
отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению;
неприятие любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь;
жизнестойкость, уверенность в себе;
самообладание при промахе, ошибке;
умение не падать духом при неудачах;
умение радоваться жизни;
вера в добро, в справедливость.
Воспитание, направленное на развитие и формирование нравственных качеств школьника, предполагает использование комплекса методов И. Колесникова группирует методы нравственного воспитания следующим образом.

1. Методы выдвижения цели:
диагностика и самодиагностика уровня нравственного развития, морально-этических знаний и др.;
прогнозирование возможностей нравственного развития, моральных последствий тех или иных деяний;
планирование перспектив, этапов развития, формирования нравственных качеств.

2. Методы реализации цели:
информационные: введение знаний из области морали, этики, сведений о нравственных ценностях, выделение нравственного аспекта явлений, изучение своего внутреннего мира, своей нравственной проблематики, закономерностей духовного становления человека;
деятельностные: включение в деятельность, предполагающую необходимость нравственного выбора, формирующего опыт моральных поступков; состояния, способствующие духовному развитию (сопереживание, сострадание, терпимость, радость и др.).

Выдвигая на первый план задачи этического образования, учителю начальных классов следует одновременно помнить и о комплексе задач правового образования, обеспечивая при отборе содержания занятий интеграцию этических и правовых знаний, а также осуществлять в единстве нравственное и правовое воспитание.

Начальная школа
Этика
(компоненты содержания образования, морально-нравственные проблемы, воспитательные аспекты)
1. На образно-эмоциональном уровне раскрывается система гуманистических морально-нравственных ценностей:
жизнь человека, его здоровье;
свобода, честь и достоинство человека;
духовное содержание человека, способность к творчеству;
родные и близкие люди, их любовь и забота;
дружба со сверстниками;
добрые отношения с окружающими людьми;
Отечество как страна, где ты родился, с народом которой связан общей историей, языком, традициями;
малая родина – город, в котором ты живешь, с его историей, особенностями быта, с традициями и чертами характера его жителей; красота города – источник духовного развития;
окружающая природа как условие жизни и здоровья людей, красота природы – источник вдохновения;
мир между людьми, основанный на уважении к правам человека, отсутствие насилия, агрессии, войн;
труд как условие развития человека, дающий радость творчества, источник благосостояния человека, его семьи, города, страны (отсюда необходимость бережного отношения ко всему, что создано трудом).
2. Развитие представлений школьников о добре и зле (критерий – гуманистические морально-нравственные ценности).
3. Накопление учащимися опыта нравственного переживания и сопереживания и как следствие – стремление быть хорошим, добрым, честным; неприятие зла.
4. Накопление опыта общения на гуманистической основе.
5. Накопление практического опыта добрых поступков.
6. Восприятие учащимися вежливости как доброго отношения к людям. Усвоение учащимися основных правил вежливости. Приобретение школьниками навыков культурного поведения.

Право
(компоненты содержания образования)
1. Учащиеся узнают о ряде прав человека, провозглашенных Всеобщей декларацией прав человека и содержащихся в Конституции РФ. Особое внимание уделяется правам на жизнь, охрану здоровья, свободу, равенство с другими людьми, честь и достоинство.
2. Учащиеся узнают о наличии специальных правовых актов международного права (Декларации и Конвенции о правах ребенка) по защите детей; им сообщаются сведения о государственных органах и общественных организациях, куда можно обратиться за помощью и защитой.
3. Изучается система правил личной безопасности.
4. Изучаются правила для учащихся и правила поведения в общественных местах, формируются умения и навыки их выполнения.
5. Формируются представления учащихся о важной роли правил в жизни человека, установка на изучение и выполнение правил поведения в обществе (в том числе и правовых предписаний).
6. Вводятся понятия “закон”, “Конституция – Основной Закон государства”.
7. Сообщаются сведения о России как государстве в определенных границах, имеющем многонациональный состав населения и множественность культур; символы государства: флаг, герб, столица. Президент – глава государства (характеристика государства дается с опорой на Конституцию РФ).
8. Объясняется, что значит быть гражданином России, каковы обязанности у государства по отношению к гражданам.
9. Что наносит вред обществу?
Раскрытие этого вопроса предусматривает последовательное формирование отрицательного отношения учащихся к кражам, жестокости и насилию в отношениях людей, к жестокому обращению с животными, к любым действиям, наносящим ущерб природе, порче школьного имущества, стен в домах, лифтов, оборудования детских площадок, к загрязнению улиц, дворов, нарушению правил поведения в общественных местах. Одновременно показываются возможности государственных правоохранительных органов призвать к ответу нарушителей установленного порядка.

При становлении этико-правового образования учитывались уроки 80-х годов ХХ века, которые оказались малорезультативными в начальных классах. Поэтому был создан новый этико-правовой учебный курс “Я и мой мир”, прошедший успешную экспериментальную проверку и ставший стержнем системы этико-правового образования в начальной школе. Часы на этот предмет выделяются школами за счет вариативной части учебного плана.
Рассмотрим основные черты данного курса.
Курс “Я и мой мир” для 1-3(4)-х классов рассчитан на 1 учебный час в неделю (34 часа в каждом классе). Основное внимание в нем уделяется формированию у школьников гуманистических ориентаций, их нравственному воспитанию.
Стержнем курса являются этико-философские проблемы – раскрытие на доступном для младших школьников уровне гуманистических ценностей жизни. Содержание включает следующие одиннадцать блоков вопросов (тем): “Жизнь на Земле”, “Жизнь и здоровье человека”, “Индивидуальность человека”, “Права человека”, “Человек среди людей. Любовь, дружба, милосердие”, “Сознательный труд и его результаты”, “Дорогая цена вежливости”, “Общественный порядок и его охрана”, “Любимый город”, “Родина – Россия”, “Мир на планете Земля”.
На изучение каждой темы отводится ежегодно по 2-4 часа. При этом вопросы в темах не разделены по годам обучения, так как учителю предоставляется право самому определить, на чем сосредоточить внимание в 1-4-х классах исходя из состава класса и учитывая уровень подготовленности детей, их интересы и потребности.
Для конкретизации представлений о содержании курса “Я и мой мир” приведем фрагмент из его программы.

Тема 1. “Жизнь на Земле” – 4 часа в год
Природа, которая нас окружает. Связь человека с природой. Чудо жизни на Земле. Красота живой природы. Почему надо беречь природу. Разрушители и защитники природы. Закон на защите природы: запрет и ответственность за его нарушение. Как надо вести себя в лесу, поле, парке, на берегу реки, озера, моря. Что могут сделать дети для охраны природы. Наши друзья – домашние животные. Недопустимость жестокого обращения с животными.

Тема 2. “Жизнь и здоровье человека” – 4 часа в год
Жизнь человека – великий дар. Благодарность родителям за жизнь. В чем ценность жизни человека. Право каждого человека на жизнь. Что угрожает жизни человека. Кто защищает жизнь людей. Кто спасает жизни людей. Счастливая и ответственная пора детства. До какого возраста человек по закону ребенок. Право ребенка на выживание, что оно означает. Дети с трудными судьбами. Чем можно помочь этим детям. Хорошее здоровье – условие полноценной жизни. Как стать сильным и ловким. Простые правила гигиены. Вредные привычки – угроза здоровью. Право детей на особую заботу о здоровье. Какие правила личной безопасности следует соблюдать в городе. Как не стать жертвой преступления. Как самому не причинить вред здоровью других людей.

Тема 3. “Индивидуальность человека, его честь и достоинство” – 4 часа в год
Мы все – разные. Знаем ли мы себя? Право человека быть самим собой. Необходимость терпимости по отношению к людям, не похожим на нас. В чем состоит достоинство человека. Самоуважение – важное свойство человека. Как ребенку защитить свое достоинство. Правила поведения в конфликтных ситуациях. Право ребенка на собственное мнение. Как сделать, чтобы вас поняли.

Мы видим, что каждая тема курса посвящена раскрытию одной из жизнесмысловых ценностей. При этом в 1-3(4)-х классах темы повторяются. Это связано с тем, что каждая рассматривается в течение трех-четырех лет, причем круг вопросов расширяется. Усиливается воздействие на эмоциональную сферу детей, что обеспечивает более глубокое осознание учащимися общечеловеческого значения и личностного смысла этих ценностей.
Таким образом, в курсе “Я и мой мир” создаются условия для постепенного становления гуманистических жизненных ориентаций младших школьников, проявляющихся в эмоционально переживаемом отношении к актуальным для них явлениям жизни и в осознанном нравственном выборе линии своего поведения, способов действий и поступков.
Структура содержания курса создает условия для установления внутрикурсовых связей между элементами этических и правовых знаний. Компоненты правовой информации, включенные в содержание курса, связываются по смыслу с гуманистическими этическими ценностями. Так, на уроках, посвященных раскрытию ценности жизни и здоровья человека, учащиеся узнают о праве каждого человека на жизнь и охрану здоровья, о праве детей на выживание и особую заботу государства об их здоровье; об обязанности каждого уважать право другого человека на жизнь. Одновременно ребята узнают об охране законов жизни и здоровья людей от преступных посягательств. Аналогичная содержательная связь между этико-философскими вопросами и правовой информацией устанавливается и в других темах курса.
Говоря о месте курса в системе правового образования школьников, следует подчеркнуть, что, хотя правовое образование не носит самостоятельного характера, а лишь подкрепляет нравственное воспитание, все же на этой ступени создается база для осуществления в основной школе более глубокой и разносторонней работы по правовому обучению и воспитанию учащихся.
Исходя из идеи обеспечения единства словесных и деятельностно-практических форм при осуществлении этико-правового образования в преподавании курса “Я и мой мир” предусматривается органическое сочетание этико-правовых бесед с занятиями, проводимыми в форме игр либо практикумов. При этом половина учебного времени отводится на беседы (17 часов в год), а половина – на игры и практикумы. Такое сочетание определяется важной ролью практически ориентированной деятельности и игр в воспитании школьников. А ведь именно воспитательным задачам в данном курсе отводится главная роль.
Так, для становления гуманистически ценностных ориентаций недостаточно бесед, даже хорошо подготовленных. Необходимо, чтобы школьники приобрели опыт гуманных отношений, сочувствия, взаимопонимания, взаимодействия, почувствовали радость от своих добрых дел и от доброго отношения к себе. Решить эти задачи и помогают игры и практикумы.
С другой стороны, усвоение детьми конкретных правил поведения требует не только получения информации об этих правилах, но и тренировки в их выполнении, проигрывания конкретных жизненных ситуаций, которые ставят их перед выбором способов поведения, кроме того, участие в играх, в основе которых лежат определенные правила, приучает детей уважительно относиться к правилам.
Игры и практикумы создают условия для накопления учащимися социального опыта, столь необходимого для интеграции в окружающий их мир, помогая им осмыслить, прочувствовать, “пропустить через себя” то, о чем шла речь во время беседы. Поэтому после каждой беседы проводится игра или практикум, которые соответствуют содержанию беседы. Таким образом, курс “Я и мой мир” имеет четкий ритм: беседа – игра (или практикум) – беседа – практикум (или игра).
В соответствии с содержанием тем курса в помощь учителю были предложены применительно к каждой теме варианты бесед. Ему предоставляется возможность самому выбирать тематику бесед, наиболее близких учащимся его класса. (При этом могут быть использованы различные варианты предварительной диагностики.) Педагогу также предоставляется право предложить любую свою тему беседы (но в соответствии с вопросами программы).
Приведем для примера предлагаемые варианты бесед в курсе “Я и мой мир”.

Тема “Жизнь на Земле”
Варианты бесед:
Чудо жизни. Природа, которая нас окружает. Человек и природа. Почему надо беречь природу? Что написано в Красной книге? Наши друзья – домашние животные. Осторожно – жестокость! (О жестоком отношении к животным.) В лес пришла беда. (О лесном пожаре и его причинах.) Разрушители и защитники природы. Зеленый патруль действует.
Количество часов в год – 2.
Тема “Жизнь и здоровье человека”
Варианты бесед: Радость жизни, счастье жизни. Дети с трудными судьбами. Если хочешь быть здоров… Как стать сильным и ловким. Простые правила гигиены. Вредные привычки – угроза здоровью. Они спасают жизнь людей. Осторожно – опасно для жизни! Не навреди другим!
Количество часов в год – 2.
Отбирая темы бесед, учитель должен стремиться протянуть цепочку от 1 до 3(4)-го класса, не допуская дублирования и обеспечивая разностороннее освещение проблемы. Аналогично, в виде цепочки планируются варианты игр и практикумов к каждому разделу (теме) курса.
Предусмотренная программой курса свобода выбора учителя имеет большой гуманистический смысл: с одной стороны, это позволяет вдумчивому преподавателю наиболее полно учесть как особенности класса в целом, так и индивидуальные особенности детей; с другой стороны, становится важным стимулом развития творческого потенциала учителя, который ставится в условия создателя собственной концепции преподавания курса “Я и мой мир”.
В то же время в программе курса четко прослеживаются установленные автором “рамки свободы” – это отбор вопросов содержания, которые должны быть освещены; последовательность рассмотрения этических проблем (т.е. последовательность тем), которая не должна нарушаться; обязательность чередования словесных и деятельно-практических методов.
Все это обеспечивает устойчивость технологии преподавания курса. Отводя половину учебного времени беседам на этико-правовые темы, мы исходили из традиционной для русской культуры (и педагогики в том числе) большой веры в силу слова.
История общества неоднократно демонстрировала могучее воздействие слова на поведение, поступки, действия как отдельного человека, так и масс людей.

Словом можно убить, словом можно
спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать,
и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода
и Честь.
В. Шефнер. “Слова”
В то же время учитывалось и сложившееся ко времени внедрения курса “Я и мой мир” настороженное и даже отрицательное отношение значительной части учителей к проведению этических бесед. Как правило, они ссылались якобы на неэффективность этой формы работы с учащимися. Однако многолетние наблюдения автора за поведением бесед убеждают, что неэффективными бывают лишь те беседы, при проведении которых не предъявляется личность учителя, а также не соблюдается ряд обязательных правил, допускаются серьезные ошибки, связанные с недооценкой психологических особенностей младших школьников и вытекающих из них особенностей познания учащимися этого возраста себя и мира.

Наталия ЭЛИАСБЕРГ,
доктор педагогических наук
Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте