search
main
0

Я – хороший… Беседа на тему «Причины и последствия детской агрессии»

Задачи собрания: 1. Обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка. 2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей ее преодоления.

Вопросы для обсуждения:

– Причины детской агрессии.

– Родительская власть, ее виды и пути влияния на ребенка.

– Пути преодоления детской агрессивности.

Подготовительная работа к собранию:

1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.

Анкета для родителей №1

– Бывает ли ваш ребенок агрессивным?

– В каких ситуациях он проявляет агрессию?

– Против кого он проявляет агрессию?

– Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?

Анкета для родителей №2

Родителям предъявляются 10 качеств характера. Необходимо отметить те качества, которые у ребенка наиболее выражены, и проранжировать их по степени выраженности:

Доброта Безразличие

Сочувствие Упрямство

Покладистость Агрессивность

Терпение Нетерпимость

Сопереживание Эгоизм

Анкета для учащихся

Чаще всего я радуюсь, когда…

Чаще всего я смеюсь, когда…

Чаще всего у меня хорошее настроение, когда…

Чаще всего я плачу, когда…

Чаще всего я злюсь, когда…

Чаще всего я обижаюсь, когда…

Мне хорошо, когда меня…

Мне плохо, когда меня…

Тест для учащихся

Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите те качества, которые, по вашему мнению, могут относиться к вам. Их должно быть не более пяти.

Я – добрый.

Я – злой.

Я – терпеливый.

Я – упрямый.

Я – безразличный.

Я – хороший друг.

Я – умный.

Я – помощник.

Я – обидчивый.

2. Классный час «Десять моих «Я».

3. Выставка рисунков «Мои чувства».

4. Анализ исследований психологической службы школы по проблемам детской агрессивности (по классу).

5. Составление памятки родителям.

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме детской агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров.

Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

II. Анализ анкет учащихся

Анализ анкет показывает, что чаще всего младшие школьники анализируют качества своего характера с позиции взрослых. Если родители постоянно пытаются подчеркивать достоинства своего ребенка не только перед другими людьми, но и в первую очередь в своем доме, то, безусловно, ребенок будет стараться проявлять те качества, которые в нем подчеркивают родители.

Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка, особенно перед чужими людьми, то и ребенку как бы уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолен, и можно продолжать делать плохо.

Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьей.

Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство в общении, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это – ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства.

Одно из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей – требовательность родителей по отношению к себе, к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от своего ребенка то, что им самим в его ребенке не заложено. В первую очередь такой родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации.

Однако родители должны помнить, что требовательность – это не тирания. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.

Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители предъявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки, с другой стороны, не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды. К примеру, сегодня «легкие» уроки, можно в школу не идти, мама говорит: «Я напишу записку учительнице, что тебе плохо». Не надо удивляться родителям этого ребенка, если через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать.

Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и ему оказывается посильная помощь в их решении. Самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, даже самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.

В своих методах воспитания родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье появляются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг к другу в воспитании ребенка, ребенок начинает лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.

Если это удается длительное время, а затем налагается запрет, ребенок начинает проявлять агрессию.

III. Памятки родителям по предупреждению детской агрессивности

Памятка №1

Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.

Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

Не ставьте ребенку каких бы то ни было условий.

Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.

Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.

Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

Помните, что ребенок – это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!

Памятка №2

Внимательно прочитайте эту памятку! Вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые не касаются воспитательной системы вашей семьи. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно изменить. Пока ваш ребенок во втором классе, еще не поздно!

Агрессивность ребенка проявляется, если:

ребенка бьют;

над ребенком издеваются;

над ребенком зло шутят;

ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

родители заведомо лгут;

родители пьют и устраивают дебоши;

родители демонстрируют ребенку двойную мораль;

родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;

родители не умеют любить одинаково своих детей;

родители ребенку не доверяют;

родители настраивают детей друг против друга;

родители не общаются со своим ребенком;

вход в дом закрыт для друзей ребенка;

родители живут своей жизнью, ребенок чувствует мелочную опеку.

Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родителей должны быть: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, доброта, ласка, забота, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

IV. Рефлексия

Обмен мнениями родителей об услышанном в ходе собрания.

Светлана СТЕБЛЯНКО,

учитель начальных классов средней школы №8 Кавказского района Краснодарский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте