В Московском институте развития образовательных систем (МИРОС) сформирован новый научный коллектив, цель которого – поиски новых подходов к содержанию обществоведческого и гражданского образования. Одним из перспективных направлений наш коллектив считает разработку принципиально нового курса гражданского образования “Я – гражданин России” для основной школы. Особую ценность, как нам кажется, этот курс будет представлять для учащихся 5-7-х классов. Представим читателям журнала некоторые концептуальные особенности нашего авторского подхода.
Российское общество переживает сложный этап своего становления. Ведется интенсивный поиск новой системы ценностей, появляются ростки гражданского общества. Решение этих задач осложняется социально-политической нестабильностью, серьезными экономическими проблемами. Подростки, молодежь особенно чутко реагируют на сложности переходного периода и больше других групп населения подвержены различным негативным влияниям. Поэтому неудивительно, что для довольно большой ее части сегодня характерны социальная апатия, увлеченность жизнью только своей микрогруппы, интерес к низкопробным образцам массовой культуры, определенная размытость нравственных ориентиров, агрессивность в отстаивании своих групповых интересов. Эта ситуация усугубляется полной правовой безграмотностью и одновременно сниженным ощущением опасности, исходящей от факторов риска (алкоголизм, наркомания, правонарушения).
Столь сложная социокультурная и политическая проблема не может быть решена быстро и простыми средствами. Требуется осознание ее чрезвычайной важности на государственном уровне, принятие самых широких мер, включая политические решения и экономические инвестиции.
Но образовательные учреждения как наиболее стабильные социальные институты могут внести значительный вклад в создание условий для воспитания нравственно и физически здорового, социально активного подрастающего поколения. Один из путей – совершенствование системы гражданского образования.
В последние годы было издано довольно много различных обществоведческих и граждановедческих программ, пособий, учебников. Их появление на рынке педагогической литературы снизило остроту проблемы и обеспечило деятельность учителей полезными программно-методическими материалами. Среди наиболее значимых работ (в данном случае мы не ставим перед собой задачу произвести экспертную оценку их сильных и слабых сторон) следует назвать: граждановедческий комплекс учебных пособий для учащихся 5-9-х классов, их родителей и учителей Я. Соколова; авторские комплексы по обществознанию Л. Боголюбова, А. Никитина, В. Мушинского, А. Иоффе и О. Кишенковой, П. Гуревича, А. Кравченко и других авторов.
При всех достоинствах названных работ мы сочли необходимым продолжить исследования в данной области и предложить свой вариант программы и учебно-методического обеспечения гражданского образования учащихся основной школы. Особенность предлагаемого нами подхода состоит в следующем:
выстраивание вертикали с 5-го класса (в отличие от большинства обществоведческих курсов, которые рассчитаны на учащихся 8-9-х классов);
усиление воспитательных и развивающих компонентов курса;
большая личная адресность материала, учет интересов и потребностей подростков;
опора на содержание других учебных дисциплин (причем не только гуманитарных), изучаемых в том или ином классе;
органичная связь с дополнительным образованием, которое сегодня все шире распространяется в школах;
обращение к острым проблемам современности, к тем их аспектам, которые волнуют подростков;
включение в содержание курса психологических и историко-культурологических материалов;
обращение к образам людей, исторических и художественных героев, обогативших наше представление о гражданской культуре;
усиление практико-деятельностной направленности курса.
Цель курса “Я – гражданин России” – воспитание любви к своей Родине и народам, ее населяющим, уважения к ее культуре и истории, желания работать на ее благо и процветание, умения отстаивать идеалы гражданского демократического общества, стремления быть ее активным и грамотным членом, сознательно участвующим в жизни демократического общества, способным принимать плюрализм мнений и взглядов.
Задачи курса:
1. Изучение школьниками основных понятий и ценностей гражданского общества; наиболее важных страниц истории становления гражданского общества в мире и в России.
2. Изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих, деятельности общественных институтов.
3. Знакомство с нравственными и правовыми нормами, регулирующими жизнь отдельного человека.
4. Развитие социальной активности школьников, стремления к участию в позитивных преобразованиях окружающей жизни, социально значимых акциях.
5. Воспитание качеств гражданина-патриота, ответственности, уважения к другим и самому себе, чувства собственного достоинства.
6. Расширение общекультурного кругозора, формирование правовой культуры и гражданской грамотности.
7. Знакомство с выдающимися гражданами России и мира, их вкладом в развитие демократических ценностей.
Психолого-педагогические условия реализации курса:
1. Принятие учителем принципов гуманистической педагогики и психологии (отношение к ребенку как личностно-равноправному партнеру в образовательном процессе; умение строить с ним диалог; отказ от навязывания своего личного мнения и умение слышать мнение ребенка); способность к эмпатии и др.
2. Ориентация на развитие у школьников критического мышления, умение задавать вопросы; формировать потребности в познании и творческой активности.
3. Организация образовательного процесса таким образом, чтобы школьники включали гражданские нормы и ценности в свой внутренний мир, принимали их (хотя бы частично, но осознанно) в качестве собственных норм, ценностей, образцов.
4. Обращение особого внимания на воспитание у школьников способности видеть другого человека в пространстве гражданских прав и обязанностей как продолжение самого себя, своих прав и обязанностей (без чего невозможно преодоление семейной, клановой, этнической, любой другой замкнутости). Развитие доверия, готовности граждан к сотрудничеству в соответствии с нормами гражданской культуры.
5. Развитие у школьников желания и умения поставить себя на место другого человека-гражданина, способности перенесения себя в пространство и обстоятельства другого человека, что является условием партнерского поведения, социальной кооперации и ответственности.
6. Принятие в качестве основного способа обучения не усвоение внешней по отношению к детям гражданской культуры, но создание в процессе самоидентификации, через ситуативный опыт “перебора” различных образцов поведения, собственной личной культуры. В результате ребенок имеет возможность участвовать в формировании гражданской культуры, а не получать ее извне в виде готовых и обязательных принципов и правил.
Организационные условия реализации курса:
1. Включение в образовательный процесс различных произведений искусства, аудиовизуальных материалов, компьютерных средств.
2. Сотрудничество с учителями других школьных дисциплин, классными руководителями, педагогами дополнительного образования, приглашение на занятия специалистов в области права, политологии, экономики, руководителей общественных организаций.
3. Дифференцированные возможности внедрения данного курса в педагогическую практику – в качестве целостного предмета (учебной дисциплины), межпредметной образовательной области, стратегии воспитательной системы школы.
4. Включение школьников в реальные социально значимые дела, организуемые в школе, районе, городе.
Логика построения курса
Курс состоит из четырех основных познавательных линий (социально-психологической, нравственной, гражданско-правовой и историко-культурологической), которые проходят через все годы обучения с 5-го по 9-й класс. Их содержание, естественно, постепенно усложняется в соответствии с возрастными, интеллектуальными и культурными особенностями подростков. Эти линии можно назвать вертикальными, так как они связывают все классы между собой, образуя единое познавательное пространство.
Существуют и горизонтальные линии, скрепляющие единой темой работу в течение учебного года. Эти темы звучат так: “Мой дом” (5 кл.), “Мои друзья и соседи” (6 кл.), “Мой край” (7 кл.), “Моя Родина – Россия” (8 кл.), “Россия и мир” (9 кл.). Разумеется, граждановедческий материал будет изучаться на самых разных уровнях, что позволяет ввести ребенка в мир сложных понятий и категорий, постепенно отталкиваясь от вполне понятных ему вещей и явлений. Такая структура представляется внешне простой, но достаточно строгой схемой, благодаря которой можно соблюдать точную последовательность в изложении материала и избежать ненужных повторов. В то же время каждая “клеточка” в этой схеме может наполняться тем содержанием, которое наиболее полно отвечает общей познавательной и тематической линии. Благодаря такой “матрице” педагог может легко планировать свою работу, что, однако, не мешает ему проявлять творчество.
Формы и методы работы
Предпочтение следует отдавать таким формам и методам работы, которые стимулируют познавательную и творческую активность, развивают аналитические и исследовательские навыки, самостоятельность и инициативность. Поэтому, кроме традиционно организованных уроков, следует использовать работу по методу проектов (индивидуально или в небольших группах); тренинги: ролевые игры, участие в исследовательской деятельности, дискуссии.
Для развития нравственных качеств необходимо поощрять или инициировать участие подростков в социально значимых делах. Хорошо, если потребность в таком деле возникнет как отклик на тему, изучаемую в классе. Ученическое самоуправление, детские общественные организации – прекрасная возможность пробы сил для ребят, обладающих лидерскими качествами.
Общий вывод
В соответствии с авторской концепцией образовательный курс “Я – гражданин России” является пропедевтическим для системы общего образования в целом и для образования гражданско-обществоведческого в особенности. Поэтому его введение в массовую школьную практику в 5-7-х классах может рассматриваться именно как фактор пропедевтики. Знакомство с этим курсом позволит подготовить младших подростков к освоению достаточно сложных тем, которые изучаются в 8-9-х классах в курсе “Обществознание” (“Обществоведение”).
Вместе с тем авторский коллектив считает возможным продолжение изучения этого курса и в 8-9-х классах (для этого авторы разработали специальные модули) в качестве дополнительного курса, изучаемого за счет часов, выделяемых на региональный компонент.
Принципы построения программы и отбор ее основных содержательных линий во многом определяются возрастом школьников.
Структура и содержание программы
Вертикальные линии:
1. Социально-психологическая – “Человек в мире людей”.
2. Нравственная – “Нравственные законы нашей жизни”.
3. Гражданско-правовая – “Права и обязанности человека и гражданина”.
4. Историко-культурологическая – “Как стать гражданином”.
Эти линии проходят через все классы – с 5-го по 9-й. При этом каждая линия конкретизируется, пересекаясь с основными темами года – каждого класса, то есть с горизонтальными линиями.
Горизонтальные линии (темы года):
5-й кл. – Мой дом;
6-й кл. – Мои друзья и соседи;
7-й кл. – Мой край;
8-й кл. – Моя Родина – Россия;
9-й кл. – Россия и мир.
Евгений ВЯЗЕМСКИЙ,
заведующий лабораторией МИРОС, заведующий кафедрой Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ
Комментарии