search
main
0

Я – гражданин России

​Гражданственность относится к тем проблемам общественного развития, которые никогда не теряют своей актуальности.

Тема гражданственности начинает играть особую роль в сложные периоды развития государств, когда необходимы объединение усилий граждан и высокая ответственность за судьбу своего Отечества. Актуальна эта тема и для современной России, где проблема воспитания гражданственности сегодня стала приоритетным направлением государственной политики. Решить ее невозможно без четкого понимания, что же такое гражданственность, в чем она выражается, как ее развить. Особую роль в развитии гражданственности играет городской конкурс социальных проектов учащихся «Я – гражданин России», который в Москве в 2015 году проводили уже 13-й раз: сотрудники Центра творческого развития и гуманитарного образования «Экономика – культура – образование» осуществляли организационную работу по обеспечению конкурса, который был проведен совместно с Московским институтом развития образования, оказывающим всестороннюю научно-методическую поддержку.Целью проведения конкурса стало вовлечение учащихся образовательных учреждений РФ в общественно полезную социальную практику и формирование активной гражданской позиции обучающихся.Главные задачи конкурса:    привлечение внимания молодых людей к решению актуальных социальных проблем местного сообщества;    освоение обучающимися новых форм поиска, обработки и анализа разнородной информации, приобретение навыков критического мышления, умений эффективного сотрудничества в команде;    приобретение учащимися умений социального сотрудничества, конструктивного взаимодействия с группами граждан, различными уровнями власти и общественными организациями;    выявление и поддержка лучших детских проектов, педагогических инициатив в области социального проектирования;    содействие профессиональному развитию педагогов в области гражданского образования и проектной деятельности.Подготовка проекта к конкурсу имеет свою обязательную организационную структуру. В образовательной организации сначала проводят широкое обсуждение различных социальных проблем и выбирают одну или несколько из них для работы в рамках проектной деятельности. Как правило, в процессе работы происходит распределение ролей между учащимися, они становятся «журналистами», «юристами», «экономистами», «аналитиками» «оформителями». Работа над социальным проектом в рамках городского конкурса «Я – гражданин России» предполагает разработку программы действий, которая включает в себя планирование времени, описание и распределение, назначение ответственных за разные виды работ по проекту, описание ожидаемых результатов и возможных эффектов от реализации, проведение оценки и рефлексии собственной деятельности. В процессе реализации проекта происходит расширение знаний учащихся о государственных и местных органах власти, общественных организациях, средствах массовой информации, нормативно-правовых документах, связанных с выбранной проблемой. Для обеспечения юридической грамотности в рамках реализации проекта участники конкурса руководствуются нормативно-правовой базой на федеральном, региональном, местном, локальном уровнях. Успешность реализации проекта может обеспечиваться проведением социологических и других видов исследований по выбранной теме проекта. Учащиеся проводят опросы, интервью с экспертами, наблюдения, изучение СМИ и законов, что помогает им проанализировать сложившуюся ситуацию в социальной сфере. Слаженная командная работа – важная часть социального проектирования, она во многом обеспечивает успешность реализации проекта по выбранному направлению.В 2015 году на конкурс были поданы 43 заявки (с общим количеством участников 115 обучающихся). В конкурсе приняли участие представители образовательных организаций из девяти округов Москвы. В таблице 1 и на диаграмме 1 представлено общее количество поданных на конкурс заявок и число участников по округам. Стоит отметить большое количество представленных проектов от образовательных организаций Северо-Восточного округа, что наглядно демонстрирует их многолетнюю успешную работу. Команды образовательных организаций Северо-Восточного округа не раз становились победителями городского конкурса и достойно представляли московский мегаполис на федеральном уровне. (См. диагр. 1 и табл. 1.) Сотрудники Московского института развития образования совместно с Центром творческого развития и гуманитарного образования «Экономика – культура – образование» провели экспертизу представленных проектов. Экспертная комиссия под руководством, д. п. н., руководителя Центра общего образования МИРО Андрея Иоффе определила 12 проектов для участия в финале конкурса.В таблице 2 и на диаграмме 2 представлены количественное и процентное соотношение количества проектов, вышедших в финал конкурса. (См. диагр. 2 и табл. 2.) На конкурс были поданы заявки по широкому кругу направлений. В таблице 3 и на диаграмме 3 представлено количество проектов, поданных на конкурс, распределенных по восьми направлениям. (См. диагр. 3 и табл. 3.) В конце марта 2015 года сотрудники Московского института развития образования совместно с Центром творческого развития и гуманитарного образования «Экономика – культура – образование» провели финал городского этапа ХIII городского конкурса социальных проектов, проходящего в рамках XV всероссийской акции «Я – гражданин России». В состав жюри вошли руководитель Центра общего образования МИРО Андрей Иоффе (председатель), директор Центра «ЭКО» Елена Рукавишникова, заведующая лабораторией анализа и управления МИРО Ирина Фирсова, научный консультант «Учительской газеты» Наталия Воскресенская. Перед началом конкурса была проведена жеребьевка для определения порядка представления проектов. На рассмотрение жюри были представлены выступление команды, подготовившей проект, стенд, презентация, а также бумажное портфолио. Конкурсанты должны были обосновать актуальность выбранной проблемы и представить вариант ее решения, аргументированно ответить на вопросы и показать практические результаты своей деятельности.Победителями финала городского этапа ХIII городского конкурса социальных проектов обучающихся «Я – гражданин России» стали: – лицей информационных технологий №1537, СП ЦО №1099 (СВАО) с проектом «Праздник двора»;- школа №1095 (СП №7) (СВАО) с проектом «Создание альбома «Путеводитель по памятным местам Бабушкинского района, посвященным Великой Отечественной войне»;- частное учреждение ЦО «Русская школа» (ЮАО) с проектом «Досуг как инструмент социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями».Отличительными грамотами были награждены:- пушкинский лицей №1500 (СП №2) (ЦАО) с проектом «И память мне покоя не дает»;- школа №1494 (СВАО) с проектом «Создание зала Славы и установка бюста Алексея Прокофьевича Береста в здании школы №1494 к 70-летию победы в Великой Отечественной войне»;- ЦО «Школа здоровья» №1858 (ЮВАО) с проектом «Я – гражданин России».Шесть проектов победителей и призеров, отмеченных грамотами, отражают различные направления социальной активности. Рассматривая отдельно каждый проект, можно увидеть разницу в подходах к реализации и полученные результаты, отметить, что проекты-победители отличаются от всех остальных проектов не только своим оформленным результатом как мероприятие, мастер-классом или путеводителем, но и возможностью, желанием дальнейшей реализации. Таким образом, проекты стали реальным решением поставленных социальных целей.Благодаря этим проектам увековечена память погибших в годы Великой Отечественной войны, открыты выставки и аллеи славы героям Великой Отечественной войны, открыт экскурсионный маршрут по духовным и культурным памятникам районов Москвы, оформлены уголки отдыха для детей, организованы спортивные площадки и мастер-классы, зазеленели деревья в парках и аллеях. Например, проект-победитель «Праздник двора», представленный лицеем информационных технологий №1537, СП ЦО №1099 (СВАО), включил в себя и анкетирование с последующим аналитическим обзором, и составление сметы, и написание сценария, и рекламу для привлечения общественного внимания к участию в мероприятии, и реализацию «гуляний» с конкурсами и другими развлечениями. После окончания «праздника» было повторно проведено анкетирование для выявления положительных и отрицательных моментов, а также проведена рефлексия. В связи с тем что итоговое анкетирование выявило повышенный интерес к «дворовым гуляньям», авторы проекта планируют в ближайшее время провести подобное мероприятие и приурочить его к 70-летию Победы.Все проекты, представленные на конкурс, показывают, что быть гражданином – значит внести свой вклад в позитивное изменение жизни окружающего мира. Широкий круг образовательных организаций, принимающих участие в конкурсе из года в год, актуальность выбранных тем свидетельствуют о его востребованности и важности для системы образования Москвы.Марина МАЛАФЕЕВА, научный сотрудник МИРО;Светлана МИНИЧ, младший научный сотрудник МИРО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте