search
main
0

Я – гражданин России

Установочный семинар-тренинг по методике и организации работы над проектом «Гражданин» в образовательных учреждениях Российской Федерации стал началом реализации программы «К демократическим ценностям – через гражданское образование», которая финансируется за счет гранта Агентства международного развития США. Семинар состоялся в Самаре, на родине российского варианта проекта «Гражданин». Здесь сосредоточены основные методические силы, высокопрофессиональные тренеры, накоплен богатый опыт по социальному проектированию. И все это, вместе взятое, позволит на высоком уровне подготовить новых тренеров из 12 регионов, а также вооружить необходимыми организаторскими навыками координаторов программы.

Совместное исследование проблемы в живой полемической беседе двух команд, представляющих свою корпоративную позицию, всегда интересно. получилась любопытной. Большинство ее участников владеют навыками проведения такого рода обсуждений. И это очень важно, значит, и учеников своих они этому научат.Ученики самарской школы №124 представили участникам семинара социальный проект «», признанный лучшим в декабре прошлого года на областном конкурсе.

Участников семинара приветствовали Игорь Носков – ректор Самарского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Инна Луковенко – руководитель отдела программ поддержки общественных организаций Агентства США по международному развитию, Евгений Беляков – директор партнерства «СИВИТАС-Россия».

В течение недели учителя, руководители региональных органов управления образованием, институтов повышения квалификации работников образования из Республики Калмыкия, Алтайского и Краснодарского краев, Астраханской, Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Пензенской, Сахалинской, Челябинской, Томской, Ульяновской областей осваивали методику, способы организации проектной деятельности школьников в масштабах школы, района, региона, страны. Они под руководством самарских тренеров разработали и защитили собственный социальный проект. Составляли программу проведения учебного семинара в регионе, план занятий по проекту «Гражданин». Учились планировать свою деятельность в рамках сотрудничества с фондом «СИВИТАС» и Самарским региональным центром гражданского образования. Участвовали в технологическом разборе отдельных стадий проекта «Гражданин». Работали над критериями оценки социального проектирования. Тина Гудвин-Сегал, Стейси Бройер – американские специалисты-граждановеды и Алена Мамардашвили, директор программ оценивания партнерства «СИВИТАС-Россия» провели детальный обзор плана оценки программы «К демократическим ценностям – через гражданское образование».

О сложившейся традиции проведения Всероссийской акции «Я – гражданин России» рассказала главный специалист Министерства образования и науки РФ Ирина Калиш.

Все приехавшие на семинар получили сертификаты и комплекты учебно-методических материалов, которые они будут использовать для проведения тренингов в своих регионах.

Школа и общество

Как вырастить детей созидателями

Всего за неделю плотных насыщенных теоретическими знаниями и практическими навыками занятий количество тренеров, способных научить учителей проектной деятельности, увеличилось в несколько раз.

Теоретические занятия вели в основном директор партнерства «СИВИТАС-Россия» Евгений Беляков и руководитель Самарского регионального центра гражданского образования Владимир Пахомов. Среди собравшихся на учебу немало педагогов, которые уже знакомы с социальным проектированием, иные даже уже готовили детей к участию, во Всероссийской акции «Я – гражданин России», но были и такие, кто только слышал о социальном проектировании. Уже на второй день работы семинара всех слушателей вполне можно было назвать единомышленниками. Всех захватила идея социализации детей еще во время учебы.

Владимир Пахомов подробно рассказал будущим тренерам и координаторам о том, как в Самарской области начиналось и развивалось гражданское образование. Более десяти лет назад в школах области в качестве регионального компонента базисного учебного плана был введен интеграционный образовательный курс «Основы жизненного самоопределения». На его уроках дети узнают не только об окружающем их сообществе, но рассуждают о его проблемах, о том, какое место в нем они хотели бы занять. Курс изучается с первого по одиннадцатый класс. Владимиру Петровичу было задано немало вопросов, и особенно от представителей тех регионов, где, к сожалению, эти знания ребята до сих пор получают на факультативных занятиях, в кружках, в учреждениях дополнительного образования.

Слушатели узнали, как появился проект «Гражданин» в Самаре, почему этот проект, созданный в США, пришлось адаптировать к нашим российским условиям. Во время эксперимента, начавшегося сначала в трех школах г. Сызрани Самарской области, участники его убедились, что в чистом виде, то есть без всяких изменений, проект идет туговато. Учителя, работавшие с ним, поняли, что для наших детей необходима большая включенность в реальную действительность, потому что у нас другие, более сложные задачи, решение которых поможет подготовить школьников к жизни в условиях рыночной экономики. В Америке уже сформировано гражданское общество, там государство зависит от его структур, а школьники с раннего детства привыкают надеяться прежде всего на себя, на собственные силы, они реально и трезво смотрят на свое будущее. У нас этого нет. Нет развитого гражданского общества, а школа по-прежнему выпускает иждивенцев. Нам нужно, чтобы и наши дети не надеялись на государство, не перекладывали на него свои заботы и личные проблемы, а умели их решать, чтобы они еще в школе поняли, что могут уже сейчас стать ячейкой гражданского общества, делать самостоятельные шаги, как-то влиять на окружающую действительность благодаря своему участию.

Вот почему было решено изменить технологию проекта «Гражданин», в итоге юные авторы не просто ставят перед обществом, властями какую-то исследованную ими проблему, а сами добиваются ее решения. И он за несколько лет всего стал популярен не только в Самаре, но и во многих регионах России.

Что необходимо учитывать в самом начале работы над проектом? Прежде всего следует правильно выбрать тему, постараться, чтобы она работала на социальное окружение. Использовать различные источники информации, потому что информационная база должна быть предельно большой. И тогда дети смогут выделить самые существенные задачи социального проекта. И самое главное, что именно дети становятся естественным двигателем его. Они в ходе работы над ним видят свою задачу, свой ресурс и значение его для социума.

В течение последних двух лет Самарский центр гражданского образования занимается мониторингом социального проектирования в своей области, его роли в становлении гражданского сознания, гражданской активности ребят. Сотрудники Центра пришли к выводу, что те ученики, которые занимаются проектами, кажутся взрослее, серьезнее увереннее своих сверстников.

Участников семинара, конечно, интересовал и такой момент: как стимулируются педагоги, которые занимаются с детьми социальными проектами? К сожалению, стимулирование очень скромное. И дело это добровольное. Никого не заставляют этим заниматься, в том числе и самих детей. Однако благодаря проектной деятельности ученики получают несравненно больше, чем если бы они просто изучали теорию по экономике, политологии, обществознанию. Здесь педагоги решают две задачи: образовательную и практическую. Работа над проектом вводит школьников в социальную ткань общества. Они уже вполне осознают свою сверхзадачу – преобразовательную. Они уже сейчас становятся активными гражданами, пройдя реальную социальную адаптацию.

Круг компетенций, которые подростки в процессе проектирования получают, чрезвычайно широк. У них развивается критическое мышление, потому что приходится анализировать огромное количество противоречивой информации. Когда ребята готовят свой проект, они соотносят его с реальным правовым полем, с реальными финансовыми возможностями. И на практике убеждаются, как непросто решить ту или иную проблему. Учатся планировать те или иные программы в рамках региональных бюджетов, узнают, каков круг властных полномочий у того или иного руководителя.

Работа над проектом сложная по организации. Многое зависит от степени стабильности политической и экономической в регионе, от помощи местных властей. В Самарской области сложившаяся обстановка позволяет детям быть уверенными в себе. Они, как правило, добиваются улучшения жизни на местах определенными своими действиями. Им помогают все органы власти, начиная от губернатора и кончая главами районов. Понимание властей, что ребята занимаются нужным и полезным делом, очень важно для их становления.

Евгений Беляков подчеркнул, что проект «Гражданин» является стержнем программы «К демократическим ценностям – через гражданское образование». Он говорил также о задачах, которые стоят перед тренерами и региональными координаторами. Они должны стать ресурсом партнерства и продолжать свою работу дальше и дальше.

Евгений Михайлович выразил надежду, что вся их большая, очень нужная для общества работа поможет развитию демократии в нашей стране. Тем более что она не была выстрадана или завоевана народом, а как бы упала с неба. Правители наши не смогли больше управлять по-старому и решили поэкспериментировать со свободой и демократией. После того как волна первого восторга спала, возникло почти всеобщее разочарование, вместе с ним может исчезнуть и самое главное, что появилось в начале 90-х годов, – чувство собственного достоинства, ощущение свободы, ощущение того, что жизнь принадлежит тебе, что ты можешь в ней что-то сделать. Эти ростки могут погибнуть, и чтобы этого не случилось, школа должна стать тем местом, где учат жить по законам демократического общества, где готовят людей, умеющих решать свои проблемы, проблемы социума, города, страны.

Очень важно помочь школьникам включиться в жизнь своего сообщества, это имеет большое значение для детей подросткового возраста, когда они уже начинают отвечать за свои преступления, правонарушения. Это тот возраст, когда ребята жаждут какого-то дела, и надо помочь им найти его. Действуя, они многого достигают, становятся заметными, значимыми в своих глазах и в глазах взрослых. Они учатся планировать свои взаимоотношения со сверстниками, с соседями, властями, собственностью.

Во время практических занятий в четырех группах при участии методистов Самарского центра гражданского образования, а также экспертов участники семинара в четырех группах познакомились с портфолио социальных проектов областных конкурсов «Гражданин» и Всероссийской акции «Я – гражданин России».

Состоялась также презентация проектов, подготовленных самими слушателями. Один из них назывался «Удобный маршрут», который по замыслу авторов изменял маршрут городского автобуса, чтобы приблизить его к городской больнице. Второй – «Имею право гражданином быть?!» – посвящен проблеме получения российского гражданства учащимися школы – вынужденными переселенцами. С помощью проекта «Дайте слово!» должен быть создан школьный канал на районном телевидении. Проблема трудоустройства школьников в летнее время исследовалась в проекте «Я работать бы пошел…».

На семинаре состоялась презентация СД-диска «Проект «Гражданин»: от Самары по России».

Дискуссия

Дать не рыбу, а удочку

В рамках программы семинара проходила дискуссия на тему «На что и на кого может рассчитывать Россия?». Сами участники его выступили в роли представителей различных регионов органов власти, с одной стороны, и общественных организаций – с другой.

В дискуссионные команды входили: заместитель Пензенского научно-методического центра образования Светлана Уланова, представитель Алтайского отделения Межрегиональной организации «Новая цивилизация» Наталья Молчанова, председатель собрания представителей Кинель-Черкасского района Роман Обухов, руководитель Центра развития местного самоуправления Кинель-Черкасского района Елена Ширнина, доцент Краснодарского ИПК Петр Бондарев, учитель школы (Калмыкия) Лариса Менкенова, руководитель Сахалинской областной молодежной организации «Глена» Татьяна Ваганова, директор Воронежского областного центра гражданского и патриотического воспитания Галина Рослякова, представитель Волгоградского центра «Открытая Россия» Анна Зеленцова, руководитель Самарского регионального отделения партии «Яблоко» Игорь Ермолинко.

Совместное исследование проблемы в живой полемической беседе двух команд, представляющих свою корпоративную позицию, всегда интересно. Дискуссия получилась любопытной. Большинство ее участников владеют навыками проведения такого рода обсуждений. И это очень важно, значит, и учеников своих они этому научат.

Галина Рослякова из Воронежа уверена, что спасение страны зависит от учителей, от того, какими они воспитают нынешних школьников, научат ли их быть неравнодушными и ответственными. В подтверждение своего мнения она ссылается на достижения самарских коллег, питомцы которых уже участвуют в жизни окружающего их сообщества и добиваются ощутимых результатов.

Ей возражает Елена Ширнина, представляющая общественную организацию. Она считает, что можно рассчитывать только на тот слой людей, которые знают свои права и обязанности, умеют их защитить, а чтобы добиться заметного продвижения вперед, необходимо создать гражданское общество.

В нынешних условиях можно рассчитывать на позитивно настроенных людей, которые всегда были в России и которые действительно многое делали для страны, для общества. Люди пессимистически настроенные и особенно агрессивные только тормозят развитие. Так думает Лариса Менкенова. Последних двух выступавших поддержала Татьяна Ваганова. Ее радует, что самые активные граждане Сахалина сегодня объединяются в разные общественные организации. Это уже заметная сила, они и составят гражданское общество.

Анна Зеленцова видит главную надежду России в молодежи, которую, конечно же, надо серьезно готовить. И в этом она поддерживает Галину Рослякову. Необходимо, по словам Анны, молодым дать не рыбу, а удочку, научить ею пользоваться (знания, практические навыки). Еще в школе они должны приобрести опыт решения жизненных проблем. Опыт важнее успеха. Когда ребята видят, что у них что-то получается, у них появляется уверенность, повышается активность.

Петр Бондарев согласен с Анной, что необходимо приучать молодых людей решать проблемы своего социума. Это проще делать в маленьких селах, поселках, где все на виду, где местные власти, возможно, более доступны.

Лена Ширнина убеждена, что далеко не всякий учитель может подготовить детей, способных преобразовать Россию, учителей самих надо прежде зажечь, вселить в них уверенность, убедить, что от них сейчас многое зависит.

Учителя, сидящие в зале, которых, впрочем, ни в чем не надо было убеждать, вполне осознают, что исторически на них возложена миссия, которую они готовы выполнить. Об этом можно судить и по выступлениям с мест, и по репликам. Скажем, такой: мы избранники, мы счастливейшие люди, мы имеем дело с детьми, еще не испорченными пессимизмом, нигилизмом, тлетворным влиянием нынешних негативных явлений. Они зажигают нас своей энергией, оптимизмом, а мы поддерживаем в них этот настрой и убеждаем в том, что именно им предстоит строить новую Россию.

Лариса Менкенова: Мы должны так воспитать детей, чтобы каждый из них осознал: «Я – это и есть Россия. Моя судьба связана с ней неразрывными узами. Что хорошо для страны, хорошо и для меня». И каждый, выходя из школы, обязан задуматься: что я могу сделать для страны? И еще мы не должны противостоять государству, воздвигать стену между ним и нами, а находить возможности сотрудничества. Представители властей и представители общественных организаций должны идти навстречу друг другу.

Анна Зеленцова уточняет: Мы и государство – не одно и то же, сотрудничать можно, но не идти у него на поводу. Она считает, что интересы учительства и интересы общества совпадают.

Мнение с места: Нам надо внедряться во властные структуры, чтобы не получилось двух противоположных лагерей.

Реплика Евгения Белякова: Разделение у нас искусственное. Стену непонимания надо разрушить. Надо устраивать диалоги между обществом и властью, между учителем и учеником. Не продолжать все рушить до основания, а созидать. Россия может рассчитывать на сегодняшних детей. И от того, какое зерно мы посеем в их сознании, от нашего собственного примера, от того, как мы с ними общаемся, зависит наше будущее.

Реплика с места: Россия может рассчитывать на всех, кто сегодня в ней живет, кто за нее болеет, кто ходит на выборы.

Разговор на эту тему можно провести и с ребятами. И чем старше они будут, тем наверняка более зрелыми и ответственными будут их рассуждения о будущем страны, о том, на кого она может рассчитывать.

Мнение эксперта

От самостоятельности к самореализации

Елена ШИРНИНА, депутат собрания представителей Кинель-Черкасского района, руководитель Центра развития местного самоуправления.

По всему видно, что социальное проектирование сегодня вполне востребовано. Оно становится более востребованным в связи с новым законом о местном самоуправлении, в связи с теми трансформациями, которые сегодня происходят на федеральном и региональном уровне. Наши дети должны знать, что происходит в обществе и в стране. А это возможно в основном тогда, когда они непосредственно имеют дело с представителями власти разных уровней, с общественными организациями, а не остаются сторонними наблюдателями. Часто мне приходится наблюдать, как выпускник школы, поступив в вуз или на работу, испытывает некий дискомфорт, потому что он попал в чуждую для него среду, в которой не знает, как себя вести. И вот чтобы наши дети могли ориентироваться в разных, в том числе и довольно сложных, жизненных ситуациях, им, на мой взгляд, нужно испытать себя в работе над социальными проектами. Именно в этой деятельности они приобретают неоценимый жизненный опыт. И тогда молодые люди не будут себя чувствовать белыми воронами ни в высшем учебном заведении, ни на производстве, ни пробуя себя в качестве начинающего предпринимателя. И тогда, столкнувшись с проблемой, они сами начнут искать, пробовать разные варианты выхода из нее.

Привыкнув еще во время учебы в школе решать разные жизненные ситуации, ребята будут легче справляться с трудностями и после ее окончания. Благодаря социальному проектированию у подростков появляется конкурентоспособность, умение вести диалог, умение правильно подать себя, умение показать себя с лучшей стороны.

Надо, чтобы учитель, занимаясь с детьми социальным проектированием, не был ментором, руководителем, который только указывает, что дальше делать и как, а деликатным, осторожным советчиком, ненавязчивым консультантом, предоставляя детям полную свободу действий. Чтобы они сами выбирали тему проекта. Главное – самостоятельность во всем, самодеятельность и как итог этого – самореализация.

Учиться социальному служению

Вторая дискуссия называлась «Что может дать проект «Гражданин» детям, школе, городу, местному сообществу, стране?».

Роман Обухов, председатель собрания представителей Кинель-Черкасского района, рассказал, о том, как изменились дети благодаря участию в социальном проектировании. Они не видят этой стены, которая отделяла бы их от представителей власти, они приходят к ним, не испытывая неловкости, с ощущением своей правоты. Да и последние откликаются на их просьбы. 50 процентов подготовленных школьниками социальных проектов были профинансированы руководителями района.

Александр Маркелов спрашивает: кому надо первым проявить инициативу – детям или педагогам? И сам себе отвечает: и тем, и другим. Нам повезло, что в Кинель-Черкасах мудрый глава администрации. Наши ребята уже многого сумели достичь. Проект «Тебе, родной поселок, уют и чистоту» способствовал тому, что взрослые люди стали бережнее относиться и к растениям, и к чистоте на улицах. Дети восстановили родники, очистили озеро. Добились сохранения 350 деревьев, которые хотели срубить, чтобы построить элитный дом. Это очень заметные дела, нужные для окружающих.

России нужны ответственные граждане, отличающиеся хорошим физическим здоровьем, ответственные за семью, общество, мужественные. Так считает большинство участников дискуссии.

Мнение с места: Проект «Гражданин» позволил нам увидеть мир глазами детей. Мы учимся у них неравнодушию, становимся сами более активными.

Ирина Яцукова из Астрахани говорила о том, что школьники в процессе подготовки проекта учатся формулировать вопросы к власти очень логично и убедительно. После реализации проекта они видят результаты своего труда, становятся более уверенными и более компетентными. Наталья Молчанова сделала вывод, с которым согласились многие ее коллеги: дети таким образом учатся социальному служению, а это самое важное качество личности.

Евгений Беляков в своем комментарии итогов дискуссии отметил, что социальное служение является важной частью проектной деятельности. Задача идеи проекта – разбудить желание у окружающих людей взаимодействовать и сообща улучшать условия своего существования.

Презентация

Недетские игры

Ученики самарской школы №124 представили участникам семинара социальный проект «Недетские игры», признанный лучшим в декабре прошлого года на областном конкурсе.

Ребят заинтересовали игровые автоматы, которые все шире распространяются в городе. В частности, вместо продовольственного магазина появились залы с игровыми автоматами. Дети решили исследовать эту проблему со всех сторон. Установили, что владельцы игровых автоматов не платят полностью налоги. При дневном обороте более 1 миллиона рублей сумма налога всего 4,5 тысячи рублей. Но более всего авторов проекта обеспокоил сам по себе этот опасный бизнес для всего социума. 75 процентов пользователей – это подростки. У них появляется зависимость, игромания. Достаточно 6-7 посещений, и зависимость налицо. Во время беседы с работниками милиции ученики выяснили, что в последнее время увеличилось число правонарушений среди несовершеннолетних. Большинство из них завсегдатаи игровых залов.

Благодаря социологическим исследованиям ребята выяснили, что 38 процентов родителей дают на эти игры деньги, 62 процента взрослых сами играют, 12 процентов опрошенных не знают, на что их дети тратят деньги, не знают об их увлечении игровыми автоматами.

Что делать? Ребята встретились с депутатами городской Думы, они говорили с ними о необходимости создания закона, ограничивающего деятельность игровых автоматов. Дети с удивлением узнали, что для того, чтобы разместить игровой автомат на рынке, достаточно разрешения директора рынка. Выяснили они и жульническую тенденцию владельцев автоматов: если во всем мире автоматы настроены на 90 процентов выигрыша, то у нас он почти что сведен к нулю. Здесь используется для наживы слабость воли многих клиентов, их легко возникающая зависимость. Владельцы автоматов допускают к игре несовершеннолетних. Проанализировав все факты, полученные во время исследования, авторы проекта составили программу действий. Они решили прежде всего провести просветительскую работу с родителями. Познакомили их с собранным материалом. Встретились с заместителем главы администрации Промышленного района г. Самары, с депутатом своего округа.

Следующая часть работы над проектом законотворческая. Ребята разработали свои рекомендации и вручили их депутату Государственной Думы для того, чтобы нижняя палата РФ подготовила и рассмотрела необходимый закон.

Разработчикам проекта участники семинара задали много вопросов.

1. Что нужно делать, чтобы ваши сверстники не стали игроманами?

Ответ: помогать им интересно и с пользой проводить свободное время.

2. Какие были трудности при работе над проектом?

Ответ: нередко люди отказывались с нами встречаться, оправдываясь конфиденциальностью информации, которую мы у них просили. В частности, в наркодиспансере к нам сначала не очень приветливо отнеслись, но потом, узнав, для чего нужны данные, приняли хорошо.

3. Какова эффективность вашей деятельности, как отслеживается результат вашей работы?

Ответ: мы постоянно следим и участвуем в реализации нашего проекта.

4. Почему детей привлекают игровые автоматы?

Ответ: дети не знают, что это такое. Многие не умеют использовать свое свободное время, другим хочется казаться взрослыми. Подростки часто не знают цену деньгам.

5. Что изменилось в вас самих за время работы над проектом?

Ответ: мы приобрели твердую точку зрения на эту проблему, у нас появилась четкая позиция, у многих из нас произошла переоценка ценностей. Мы поняли, что можем повлиять на ситуацию в стране, участвовать в создании закона.

6. Когда, по вашему мнению, проект будет полностью реализован?

Ответ: когда будет принят закон и количество игровых автоматов в нашем городе уменьшится. А сами эти игры будут менее привлекательны для подростков.

Полосы подготовила Маргарита Курганова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте