search
main
0

Я – гражданин

Основы национального самосознания и достоинства

Большое внимание наш коллектив уделяет работе над долгосрочным образовательным проектом «Я – гражданин», который направлен на формирование у детей дошкольного возраста гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственности, любовь к Родине и стремление к миру.

Многоступенчатость образовательного комплекса №1359 позволяет создать систему гражданского воспитания начиная с дошкольного образования, плавно переходящего на уровень начального общего образования. Уже в дошкольном возрасте закладывается фундамент нравственных и волевых навыков поведения, которые постепенно переходят в привычки, становятся естественной потребностью. Поэтому мы с раннего дошкольного детства организуем работу по формированию у детей прочных нравственных привычек, опыта гуманного поведения и отношения к окружающему миру.

Ведь именно в дошкольном детстве закладываются моральные ценности, нормы поведения, начинается формироваться личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребенка, которые помогают ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог.

В процессе различных видов деятельности педагогический коллектив знакомит детей с бытом и культурой нашего народа, с важнейшими событиями истории России, культурным наследием нашей страны. Умелое сочетание традиционных форм подачи материала при активном использовании современных образовательных ресурсов, возможностей трансформируемого пространства позволяет нашим педагогам эффективно проводить работу по формированию у воспитанников знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры.

Это происходит в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, композиторов, исторических личностей. Досуговые и праздничные мероприятия дают возможность детям прикоснуться к истокам народной культуры («Хлеб – всему голова!», Масленица, «Осенины»), позволяют узнать о великих событиях истории нашей страны (День Победы, День защитника Отечества, День космонавтики, день снятия блокады Ленинграда). Систематическая работа в данном направлении воспитывает в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, языку, к внутреннему миру человека, в конечном итоге формирует осознанное патриотическое чувство.

Одно из центральных мест занимает организация работы по изу­чению символов Российской Федерации: герба, флага, гимна. Эти символы отражают историю происхождения государства. Мы обращаем внимание детей, что кроме официальных есть и другие значимые для России символы – Московский Кремль, Конституция, президент и др.

В детско-взрослом коллективе ведется большая краеведческая работа по ознакомлению детей с историей родного края.

Наша школа с гордостью носит имя выдающегося авиаконструктора М.Л.Миля. В дошкольных зданиях размещены стендовые материалы, в школьных зданиях – музеи патриотической и краеведческой направленности.

Воспитателями разработан образовательный маршрут для дошкольников «История нашего города. Жулебино», который был презентован в рамках городского проекта «Я покажу тебе Москву» в номинации «Бульвары, улицы, дома…». С помощью данного маршрута семьи воспитанников могут совершить тематические прогулки по району, ознакомиться с историей малой родины. По результатам краеведческой работы оформляются проекты и стенгазеты, организуются выставки и экспозиции.

Большое внимание коллектив уделяет участию воспитанников в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы». Педагоги консультируют родителей, организуют презентации мини-проектов воспитанников по материалам изучения родного города.

Большой популярностью у дошкольников пользуется объединение дополнительного образования «Лего-конструирование» на основе образовательного комплекта «Моя Москва». Организация занятий строится в виде игрового путешествия по Москве.

Россия – многонациональное государство. В нашей образовательной организации обучаются дети различных национальностей и конфессий.

Знакомство с традициями и обычаями народов происходит в рамках досуговой деятельности, во время ознакомления детей с художественной литературой. Проведение досугов «Путешествие по Руси Великой», «Пусть живет на свете дружба», спортивных мероприятий «Вместе весело играть» с включением подвижных игр разных народов способствует формированию культуры межнационального общения и толерантного сознания, учит осознанному восприятию ценности культур других народов.

Органическая составная часть гражданского воспитания – формирование правового сознания и правопослушного поведения подрастающего поколения.

Задачи правового воспитания заключаются в том, чтобы ознакомить воспитанников с элементарными правилами и нормами, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, стали руководством в повседневном поведении. Сложность данной работы заключается в том, что педагогам необходимо в доступной форме помочь детям дошкольного возраста осознать необходимость соблюдения законов и правил, так как от этого будет зависеть судьба наших воспитанников.

Доступно и наглядно для наших воспитанников, родителей мы организуем работу по пропаганде безопасного поведения дома, в общественных местах и на транспорте, профилактике дорожно-транспортного травматизма: конкурсы и викторины, выставки рисунков и поделки по тематике безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, тематические вечера и минутки безопасности.

В ходе работы над образовательным проектом «Я – гражданин» мы используем все доступные ресурсы и возможности.

Уникальной возможностью для нас стало участие в Открытом московском фестивале «1+1»: равные условия – равные возможности». Тема фестиваля – «От Древней Руси до современной России». Славная история нашей страны, интереснейшие традиции народа, патриотические чувства и гордость за свою Родину – все смогли передать наши воспитанники – участники фестиваля. Когда смотришь на этих маленьких граждан, радуется сердце! Оглядываясь на происходящее в мире, понимаешь, какую ответственную и колоссальную работу школе и обществу предстоит проделать, чтобы каждый наш выпускник вырос достойным гражданином страны!

Светлана ЧЕРЕМИСИНА, старший воспитатель школы №1359 имени авиаконструктора М.Л.Миля

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте