Меняется наша жизнь, меняемся мы, меняются наши взгляды на жизнь. Появляются новые ориентиры, обновляются жизненные ценности. В процессе общения и деятельности люди творят друг друга, происходит взаимосвязанный процесс познания других людей и самопознания. Малыш, появившись на свет, уже встал на путь познания жизни, на путь личностного развития. Как помочь ему увидеть этот прекрасный мир во всем его многообразии, стать хозяином своей судьбы, стать личностью?
В наш век прогресса ребенку необходимо свободно выражать свои мысли, самостоятельно совершать любую деятельность, выражать свое отношение к чему-либо без боязни быть непонятым и раскритикованным взрослыми и сверстниками. Современное состояние системы обучения и воспитания в начальной школе, ее постепенное освобождение от стереотипов (авторитарный стиль воспитания, беспрекословное подчинение и другие) требуют новых подходов к воспитанию личности ребенка. Дети больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране.
Воспитание детей всегда волнует прежде всего родителей, и об этом можно вечно говорить, потому что это связано с изменениями требований к человеку со стороны общества. Да и самому человеку, а особенно ребенку, трудно приспособиться к новым условиям. И работа учителя здесь немаловажна, так как именно учитель должен помогать ребенку в его саморазвитии, ставить его на правильный путь. Педагогическая помощь и поддержка являются главным фактором для личностного развития, потому что они подталкивают ребенка к успеху, вселяют уверенность в себе, в завтрашнем дне.
Известно, что в младшем школьном возрасте закладываются основы развития личности. Задача педагога состоит в том, чтобы воспитать личность полноценную, гармоничную. Поэтому необходимо создать ребенку душевный комфорт, избавить его от тревожности.
Идея педагогической помощи и поддержки не противоречит существовавшим и существующим личностно ориентированным подходам в образовании. Она в определенной степени встраивается в них, но в то же время развивает, причем развивает в двух смыслах. Во-первых, конкретизирует, указывая определенные сферы – задачи личностно ориентированной педагогической работы, прописывая ее логику и технологию. Во-вторых, и это теоретически самое интересное и важное, она имеет свои собственные конкретные психолого-педагогические основания (идеи свободообразности и свободоспособности, самоопределения как ядра личностного развития, индивидуализации и социализации как целостного контекста развития человека).
Педагогическая помощь и поддержка рассматриваются и реализуются как система педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала ребенка, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей, и понимается как умение учителя строить взаимоотношения с учеником, установить такой стиль общения, чтобы он захотел обратиться к учителю.
Школы нового типа выходят на строительство такого способа образовательной практики, который базируется на технологиях самореализации личности для жизненного самоопределения. Самоопределение – это выбор по отношению к себе, но для него недостаточно знать окружающий мир людей, вещей, природы. Познание себя, своего «я», своих притязаний и возможностей для самоопределения и лучшей реализации своих сил – важное направление в личностном развитии младших школьников.
Для любого человека, а особенно ребенка, характерно ожидание поддержки или готовность ее оказать. Нравственной ли она будет, психологической или педагогической (или даже материальной), зависит от задач и условий деятельности. Особенно она необходима (и ожидаема) в ситуациях поиска и выбора (самоопределения), а в таких ситуациях ребенок оказывается постоянно, поскольку многое делает впервые при минимуме опыта.
Поддерживать можно посредством некоторых приемов и методов:
– отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед»); высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Все идет прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось не так, как ты ожидал»);
– прикосновений (прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, приблизить свое лицо к его лицу, слегка обнять его);
– совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком, играть с ним, слушать его, есть вместе с ним);
– выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
Осуществляя педагогическую поддержку, очень важно соблюдать чувство меры, руководствоваться соображениями педагогического такта.
Елена ДОКТОРОВА, учитель начальных классов школы №853
Комментарии