search
main
0

Я дирижер или завхоз? Утром приказ – к вечеру отчет

Как-то выдался часок свободного времени на каникулах. Решил навести порядок в своем рабочем кабинете. На столе и в его ящиках ворох различных документов. Нужных, не совсем нужных и совсем ненужных. Под руки попались прошлогодние журналы посещения уроков учителей и воспитателей, руководителей кружков и секций. Смотрю на последнюю страницу. Итого посетил: в одном журнале – 175 уроков; в другом – 192 урока; в третьем – 205. В 2007-2008 учебном году – только 63 урока, в 2008-2009-м – 59 уроков, 5 смотров знаний в начальном звене, столько же примерно и в прошедшем учебном году. Но это был год капитального ремонта школы. И конечно, вся административная работа и мой индивидуальный план были подчинены хозяйственным проблемам.

Чувствую себя неловко, потому что слишком мало, недопустимо мало, побывал я на уроках у своих коллег-учителей. Я пропустил много интересного и полезного для себя как руководитель школы. Часто слышу от коллег-директоров: «Да когда тут ходить на уроки? Завалили бумагами да отчетами. Утром приказ – к обеду будь добр дай отчет. Дыхнуть некогда». Да, наступила пора бумажно-электронной переписки. И, что удивительно, только за подписью директора и непременно с печатью. На всякую пустячную бумажку, на всякую информацию… Я как-то подсчитал и ужаснулся. В течение месяца на школу пришло более полусотни различных приказов, распоряжений, указаний, требований немедленно дать ответ. Некоторые документы из вышестоящих инстанций приходят на 50-80 листах. Это целая монография. Ее же надо прочесть с карандашом в руке. Осознать, разобраться и создать свой документ. Чего стоит только одна методика определения заработной платы! Уже сентябрь, уже тарификацию сделали, но много неясных вопросов по методике. Звоню авторам этой методики. А мне отвечают, что они еще сами до конца не разобрались. Дело ведь действительно новое. Сколько же организаций требуют отчета только по различным направлениям, начиная от ОШ1 и заканчивая… нет, не заканчивая, а уходя в бесконечность. Сколько и каких газет выписал коллектив, ксерокопии квитанций как подтверждение привезти лично. Сдать план работы «Неделя без наркотиков». Сдать мероприятия по профилактике правонарушений, отчитаться о проведенном дне здоровья, сдать план-график работы спортзала, план работы на каникулах и многое, многое другое. Не могу понять, кто позволяет командовать школой всем, кому не лень. Кто позволяет участковому милиционеру требовать объяснения от директора школы за то, что в 12 часов ночи школьники были в баре? Почему упрекают директора за то, что какой-то чиновник увидел детей школьного возраста, болтающихся в ночное время с бутылкой пива? Разве директор должен нести за это ответственность? Есть родитель, и есть продавец пива. Вот с них и спрос. От обилия бумаг стонут не только директора школ, но и работники муниципальных управлений образования. Как же поднялась выручка в магазинах и киосках от продажи бумаги! Десятками тысяч страниц летят наши отчеты, справки, информации. Если их склеить, получатся сотни бумажных гектаров. По моему мнению, одна из главных причин вала бумаготворчества верхов в том, что с помощью всевозможных письменных запросов управленцы имитируют свою неуемную деятельность и перед школой, и перед вышестоящим эшелоном власти, и даже перед самими собой. А что приходится испытывать директору школы, когда он ждет комиссию по приемке школы к новому учебному году? На статье «текущий ремонт» – 0 (ноль). А требуют, чтобы школа сияла к 15 августа, как красное яичко к Великому дню. Бедный директор в поисках спонсоров сбивается с ног. Одно дело – в городе, где есть солидные предприятия с солидными директорами, чьи дети учатся в этой школе. А что в селе? На деревне ларек или магазинчик с таким доходом, что сам еле концы с концами сводит. Кто же школе поможет? Вот тебе и комиссия на пороге. Кто только не хлещет директора. Пожнадзор: дверь не туда открывается, перегородку деревянную нужно убрать (полы, мебель – не страшно, они не горят). Раньше требовали три огнетушителя, теперь требования изменились. Надо в пять раз больше. Чтобы проверить школу на предмет заземления, «зануления» и т. п., надо вызвать специалистов. А они стоят 7 тысяч рублей. Получить акт на дымовую трубу – еще 2,5 тысячи. У поваров нет стандартных медицинских книжек – школа не готова к новому учебному году. Стыдно, товарищ директор! Кажется, из положительных побуждений проводятся проверки и требуют отчета работники управления образования, СЭС, МЧС, КРУ, УВД, прокуратуры, казначейства, работники ЖД транспорта, дорожно-транспортной инспекции, отдел молодежи, статистики и т. д. И попробуй не дать письменного ответа! Жди публичной выволочки. А ведь это стоит не только моральной, но нередко и физической перегрузки. Откуда у многих директоров повышенное давление, предынфарктное состояние? Да все оттуда! И сердечко бьется, как у пойманного воробья… Из уст чиновников всех рангов в образовании постоянно звучит фраза: «Нам необходимо повысить качество знаний учащихся». Это вполне оправданное требование. Но, чтобы эту задачу решить, нужно управлять качеством преподавания. А это и есть одна из главных функций деятельности директора. Чтобы умело управлять учебно-воспитательным процессом, надо обладать арсеналом методических форм и приемов. Знать, чем «болеет» коллектив, какую методическую «микстуру» прописать тому или иному учителю, педагогу дополнительного образования, воспитателю, руководителю кружка. Надо самому быть в курсе новых технологий. По меньшей мере странным показалось мне требование бывшего куратора образования в районе. Суть требования заключалась в том, чтобы директор не вел уроков в школе, а всецело перешел к хозяйственной деятельности. Иначе говоря, стал завхозом. Какого качества знаний мы добьемся от такого назидания, можно только предполагать. Из беседы с коллегами-директорами убеждаюсь, что основная функция директора – методическая и организационная работа в школе с учителями – постепенно исчезает. Как только директор перестает учиться и учить, в нем умирает не только учитель, но и директор – он превращается в половую тряпку (прошу прощения за вульгарность). И это должен осознать и министр образования, и начальник управления образования на районном уровне. Именно директор был, есть и остается главным конструктором школы как педагогической системы. Он своего рода дирижер симфонического оркестра в школьном коллективе. Он обязан обеспечить профессиональный рост вверенного ему педагогического коллектива. Можно ли это делать, не ведя уроки и не посещая уроки учителей? Убежден, невозможно. Но попробуй возразить тем, кто тобой управляет (а я уже не знаю, кто только не управляет директором). Жди комиссию, проверку с соответствующими выводами. Вот и молчат, словно с полным ртом воды, директора школ. Сегодня все кому не лень поучают директора школы, как ему руководить коллективом учителей и учащихся. Диву даюсь, откуда набралось их столько? Нет, я вовсе не против бумаг, запросов, справок, отчетов и проверок. Я только за то, чтобы это было приведено в определенную систему, согласовано со школой и включено в план работы образовательного учреждения, профильтровано на предмет важности информации, чтобы не давать предварительного распределения выпускников по четыре раза в году. Не помню случая, чтобы кто-то из проверяющих приехал в школу и заявил: «Приехали, чтобы вам помочь». Я далек от мысли поучать кого-то. Мы же все хотим поднять уровень образованности и воспитанности населения нашей страны. И это благородная задача не только школы, но и тех, кто руководит школой, страной. Это наша общая задача. И школа в этом играет ключевую роль. Снимите с нее рабские оковы, освободите ее из бумаготворческого плена, помогите ей вдохнуть полной грудью, и мы обязательно получим положительные результаты. Об этом хорошо сказал в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России Дмитрий Медведев. Он честно сказал, что мы уже далеко откатились с передовых позиций. И это может стать угрозой нашей конкурентоспособности – как страны, так и народа. Уже готова национальная образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа». Все – от учителя до президента – видят, как перегруженные ныне учебные программы влияют на здоровье и знания учащихся. А большие чиновники от образования этого не замечают. От директора требуются сегодня вал выполнения программы по всем предметам и бесконечные отчеты: от разработки инструкции по технике безопасности на каждого работника, сотни различных положений и до моделирования своей «национальной» образовательной программы и программы развития на ближайшую и далекую перспективу. Может ли нынешняя школа с ее бесконечно бесполезными отчетами, с ее оторванностью от живого человека, от ребенка выполнять свою миссию? Сомневаюсь. Нужны радикальные перемены. И большинство директоров к этим переменам готовы. Готовы ли к этому управленцы? Не помню случая, чтобы кто-то из проверяющих приехал в школу и заявил: «Приехали, чтобы вам помочь». Я далек от мысли поучать кого-то. Мы же все хотим поднять уровень образованности и воспитанности населения нашей страны. И это благородная задача не только школы, но и тех, кто руководит школой, страной. Это  наша общая задача.​Василий ПОДЕРЯГИН, директор средней школы, народный учитель СССР, с. Шелаево, Валуйский район, Белгородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте