Все свое детство я провела в стойбище со своими родителями. Для меня это были самые лучшие годы. Эвенки своих детей воспитывают на таежных запретах и оберегах. Когда убивают дикого оленя, кости обязательно складываются на гулик (святое возвышение). Так поступают и с остатками медведя. Это святое. Разбрасывать кости животных считается большим грехом. Рассказы стариков о предках, о роде воспитывают в детях чувство собственного достоинства, самоуважения.
Эвенкийские роды никогда не враждовали между собой. Каждый род поддерживал другой. И если в одном роду умирал охотник и семья оставалась без кормильца, то все другие первый, самый лучший кусок добытого зверя отдавали осиротевшим, только после этого делили добычу среди своих. Беспомощными семьи никогда не оставались. Женщины тоже ходили на охоту. Тайга помогала им выжить в трудные времена. У эвенков есть поговорка «Орон ачин, эвенки ачин» – «Нет оленя – нет эвенка». Раньше иенгринские эвенки имели около двенадцати тысяч оленей. Теперь их осталось менее половины. Это сегодня наша боль.
Тайга плачет – я чувствую это всей душой. Она просит нас о помощи. Эвенки очень чувствительны к ней, потому что мы в гармонии с природой, одно целое. Так складывалось, что именно в богатых дичью территориях, возле кристально чистых рек селились люди, не нарушая таинства природной гармонии, жили в мире и согласии с окружающей средой. И потому в тайге мы как дома, а в городе трудно адаптируемся. Когда была маленькой, бабушка мечтала, чтобы я стала мастерицей: научилась шить, вышивать узоры, выделывать шкуры. А дедушка любил напоминать, что я принадлежу к большому эвенкийскому роду пуяги. Играя с нами, учил нас жизни – это была истинная народная педагогика… Мама хотела, чтобы я стала учительницей и учила эвенкийских детей. А отец мечтал, чтобы я училась в Ленинграде. Когда-то у него была возможность поехать туда учиться самому, но появилась я, и его планы отошли в сторону. Отец рассказывал мне о красивом городе, о его героической истории, говорил о том, чтобы я обязательно побывала в пушкинских местах. Я счастлива, что все мечты моих родителей и дедушки с бабушкой осуществила: окончив Ленинградский педагогический институт им. Герцена, работаю учителем эвенкийского языка в своем родном селе Иенгра.
С возрастом я понимаю, как духовно были богаты мои родители, бабушка с дедушкой, как много они передали мне и сородичам. Очень люблю шить, вышивать бисером. Сама обшиваю всех своих родственников. Бывает, руки сами просятся к шитью. Шью и непроизвольно начинаю петь, совсем как мама моя или бабушка. В песне воспеваю любовь к земле, родителям, детям. Песня для эвенков – молитва, причем у каждого – своя родовая.
В России проживает более тридцати тысяч эвенков, и только каждый десятый владеет родным языком. Нам необходимо сохранить свой язык. Ведь через язык мы осознаем культуру, обычаи своего народа, чувствуем его душу. Чтобы добиться эффективности изучения родного языка, я познакомилась с новыми технологиями обучения и убедилась, что интенсивная методика помогает решить две взаимосвязанные проблемы: общения в его социальной и воспитывающей значимости и разговора на родном языке. Я считаю, что владение родным языком ведет к осознанию своей принадлежности к народу, стремлению гордиться своим народом и, как следствие, стремлению делать полезное, нужное для процветания своего народа, своего села, то есть быть достойным представителем народа.
Ежегодно по традиции эвенки празднуют «Бокалдын», на который приезжают представители моего народа из различных регионов России: Иркутской области, Читы, Амурской области, Алданского улуса, и одновременно проходят встречи, фестивали, конференции эвенкийской молодежи. И особенно радует и греет мою душу то, что гости отмечают знание обычаев и традиций в нашем селе, что дети говорят на своем родном языке. И самое главное: мы на правильном пути, ведь если человек гордится своим маленьким селом, он будет гордиться страной, в которой он живет.
Якутия
Комментарии