search
main
0

Я бы взял частями, но мне нужно все сразу, или Физика для “толстых”

Я бы взял частями, но мне нужно все сразу, или Физика для “толстых”

Ну и атмосфера в цеху. Задохнуться можно, – с сочувствием проговорил парень в кожаной безрукавке, опуская на пол весьма объемную коробку. – Как на химии…

– А это и есть химия, – отозвался другой, – отведя на мгновение глаза от разогретого паяльника. – Только органическая.

Маленькая комнатка быстро наполнилась едким кисловатым запахом, который источала появившаяся коробка. Она доверху была наполнена свеженькими, только что “выпеченными” пластмассовыми детальками различной конфигурации…

Побывав в фирме “Снарк”, я убедился, что выпускать учебное оборудование – весьма выгодное дело. За те полчаса, что я вдыхал едкие химические фимиамы, директор фирмы Олег Поваляев успел сделать несколько телефонных звонков, заключив пару договоров с заводами на поставку комплектующих, подписал килограмм исписанных мелким шрифтом платежных ведомостей и убедил весьма недоверчивого, но, по всей видимости, очень состоятельного господина из провинции, что лучшее оборудование для школьных кабинетов физики выпускается именно здесь. Основным аргументом, против которого господин из провинции не мог устоять, было, цитирую: “…большинство московских частных школ покупает оборудование у нас”…

Сделаю небольшую оговорку. Фирма, о которой идет речь, и название которой фигурирует в авторских свидетельствах, защищающих права на изобретения оригинальных физических моделей, является подмосковным филиалом научно-производственного объединения “Росучприбор”.

– Поэтому название “Снарк” не должно фигурировать в вашей статье, – пояснил Олег Поваляев, поминутно набирая чей-нибудь телефонный номер.

Вообще он был очень занят. Создавалось вполне реальное впечатление, что комплекты оборудования для школьных кабинетов физики ценой в 218 тысяч идут, что называется, нарасхват. Впрочем, необязательно покупать все разом. “Хитом” сезона, как выразился мой собеседник, являются две новые разработки, защищенные авторскими свидетельствами. Это набор демонстрационной оптики и лабораторный комплект по механике – то, что учителя физики давно ждали. Проработка дизайна, “чарующий” зрелищный эффект в процессе демонстрации опытов – и все это за какие-нибудь шесть с половиной тысяч!

Разумеется, слово “какие-нибудь” предназначается для частных школ. Уместно ли оно в отношении государственных?.. Которых большинство.

Усовершенствования коснулись практически всех “экспонатов”, примелькавшихся нам на уроках физики. Неподъемный насос Камовского, который слабая учительница водружала на стол только с огромным усилием, теперь значительно потерял в весе – “колодезное” колесо заменено миниатюрным электроприводом. А электрофорная машина больше не требует “тягловых” усилий – “долгожданная” искра высекается не трением (как в каменный век), а с помощью высоковольтных источников питания.

И все-таки как быть со школами? В частности, с теми, которые еще только откроются, начнут жить в третьем тысячелетии. Уйдут строители и маляры, пахнущие побелкой, и голые стены классов, пустые лаборантские надо будет чем-то заполнять. Здесь одним набором демонстрационной оптики, пусть даже производящей потрясающий эффект, не обойтись.

– Существует ли вариативный подход к стоимости оборудования? – поинтересовался я у Олега Поваляева.

– Как и везде. Максимальную сумму вы знаете – 218 тысяч. Что же касается минимальной, то в зависимости от комплектации цена может быть снижена до 25 тысяч рублей.

Это бодрит: все-таки их можно “наскрести”. Однако обрадовался я рано. Разговор с зам.директора НПО “Росучприбор” Юрием Песоцким поставил все точки над “и”.

– Некорректная постановка вопроса. Что значит 25 тысяч? Это значит, что комплект оборудования будет неполным. И любое роно сможет предъявить претензии: “Почему отсутствует, к примеру, демонстрационная модель двигателя внутреннего сгорания? Разве ДВС в школьной программе не изучается?” И так далее…

Вполне естественно, что цена зависит от количества единиц в комплекте. Чем она ниже, тем меньше опытов проведут детишки на уроках физики. Арифметика ясна. Однако существует и другой путь решения этой арифметической задачки. Генри Форд, например, ввел на своих заводах конвейер и тем самым снизил стоимость автомобиля в несколько раз, доведя ее до 850 долларов. Разумеется, это была самая обычная машина, как теперь принято говорить, – для среднего класса. Жаль, что у нас это понятие – средний класс – сильно деформировалось. На днях слышал рекламу южнокорейских малолитражек, импортируемых в Россию исключительно для среднего класса. Когда речь зашла о цене (10 тысяч долларов), я подумал: какой же процент в нашем обществе составляет этот самый средний класс?

Совершенно недвусмысленная фраза Олега Поваляева о частных школах, предпочитающих заказывать у них оборудование, дает понять, что производство учебной техники здесь ориентировано на богатых заказчиков. Но ведь их не так много в стране. Быть может, стоит повернуться лицом к другим, которых большинство, и последовать примеру Генри Форда?

Иван МАКЕЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте