Система профессионального образования совсем недавно отметила свое 70-летие. Она по-прежнему эффективно выполняет социальный заказ по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов для всех отраслей экономики и сферы обслуживания. Рабочие кадры по профессиям начального профессионального образования готовят в 25 государственных бюджетных и государственных автономных образовательных учреждениях профессионального образования Ленинградской области. Среднее профессиональное образование можно получить в 18 государственных бюджетных и государственных автономных образовательных учреждениях профессионального образования Ленинградской области.
Всего в образовательных учреждениях профессионального образования реализуются основные образовательные программы по 55 профессиям начального профессионального образования (165 специализаций) и 37 специальностям среднего профессионального образования. Программы подготовки согласованы с работодателями. Образовательные учреждения имеют около 500 договоров о сотрудничестве с предприятиями в вопросах организации производственной практики, реализации совместных инновационных проектов, совершенствования условий образовательной деятельности. Среди профессий и специальностей НПО и СПО, которые пользуются спросом, надо назвать следующие: сварщик, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, автомеханик, мастер отделочных и строительных работ, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства. Спектр профессий и специальностей огромный, так что любой выпускник школы может найти себе дело по душе. В то же время приходится констатировать: престиж рабочих профессий остается низким, так как большинство выпускников школ и их родителей по-прежнему склонны выбирать специальности высшего и среднего профессионального образования. Ориентация только лишь на высшее образование, желание получить его любой ценой приводит к тому, что создаются диспропорции на рынке труда. Развивающейся экономике требуются рабочие – сварщики, автомеханики, трактористы-машинисты, электромеханики, а молодым людям требуется диплом о высшем образовании.В Ленинградской области уже продолжительное время реализуется комплексный план профориентационной работы, в режиме эксперимента в четырех муниципальных районах проводится профессиональная подготовка старшеклассников с участием учреждений профессионального образования. Губернатором утвержден и реализуется совместно с работодателями план повышения престижа рабочих профессий. В рамках данного плана на областном телевидении выходят передачи о деятельности учреждений профобразования по подготовке рабочих кадров и специалистов, проводится ежегодный праздник «Золотые руки Ленинградской области», используются возможности социальной рекламы.Безусловный приоритет в подготовке рабочих кадров и специалистов отдается профессиям и специальностям, востребованным инновационным сектором экономики. С учетом этого в региональном заказе за счет средств областного бюджета в 2010 году увеличены показатели приема по профессиям и специальностям для промышленного и агропромышленного комплексов. Удельный вес профессий и специальностей агропромышленного комплекса, транспорта и связи, промышленности, строительства и легкой промышленности по 2010, 2011 и 2012 годам по отношению ко всему региональному заказу составит 76%, 72% и 74% соответственно.Приоритеты развития профессионального образованияКонтуры развития системы профессионального образования обозначены на совместном заседании Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 года.Исходя из этого определено четыре приоритетных направления в развитии системы профессионального образования:1) приведение системы профессионального образования в соответствие с развивающейся экономикой региона, совершенствование взаимодействия с работодателями, бизнес-сообществом.Большой опыт взаимодействия и сотрудничества накоплен с региональным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Ленинградской области». В течение двух последних лет проведена серия рабочих встреч и совещаний руководителей образовательных учреждений профессионального образования с руководителями предприятий агропромышленного, строительного комплекса, транспорта. В настоящее время подготовлен проект постановления правительства области, позволяющий предоставлять субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат, связанных с организацией ученических рабочих мест и обеспечением прохождения производственной практики учащимися и студентами, осваивающими основные профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования, организациям, осуществляющим деятельность на территории Ленинградской области;2) наращивание инновационного потенциала и повышение конкурентоспособности системы профессионального образования, совершенствование содержания, форм и технологий подготовки специалистов. Реализация данного направления осуществляется через участие в программах и мероприятиях, инициируемых правительством Ленинградской области, предусмотренных федеральными программами, а также в конкурсах, проводимых в рамках приоритетного национального проекта «Образование», в том числе на лучшую региональную программу развития профессионального образования. Развитию системы профессионального образования также способствуют: переход на образовательные стандарты нового поколения, внедрение современных информационно-телекоммуникационных технологий, методов оценки качества подготовки специалистов, более тесная интеграция с отраслевой наукой и производственными технологиями, создание сети ресурсных центров для отработки инновационных программ подготовки рабочих кадров и специалистов по укрупненным группам профессий и специальностей, формирования новых моделей производственного обучения.Перед образовательными учреждениями профессионального образования стоит стратегическая задача – повысить качество подготовки рабочих кадров и специалистов. Основной оценкой такого качества выступают оценки работодателей;3) дальнейшее развитие сети образовательных учреждений, повышение эффективности и результативности их деятельности с учетом тех изменений, которые произошли в нормативно-правовой базе образования вообще и профессионального образования в частности, с учетом развития экономики отдельных территорий, обеспечения доступности образовательных услуг, повышения экономической эффективности образовательной деятельности. Этот процесс включает не только объединение и присоединение образовательных учреждений, но и развитие филиальной сети, устранение дублирования специальностей и направлений подготовки, создание учреждений нового типа, в том числе автономных с участием крупных предприятий и бизнес-структур, изменение статуса профессиональных училищ и лицеев, а именно получение ими статуса техникума, перевод на баланс Ленинградской области федеральных учреждений среднего профессионального образования. При этом учитывается, что ни одно образовательное учреждение профессионального образования, накопленный им уникальный опыт подготовки рабочих кадров и специалистов для того или иного сектора экономики, не должны прекращать свою деятельность, быть утраченными. В рамках региональной комплексной программы развития профессионального образования в 2011-2013 годах планируется создать Центр профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья, учебно-научно-производственный комплекс, 11 ресурсных центров по укрупненным группам профессий и специальностей;4) дальнейшее наращивание и обновление материально-технической базы образовательных учреждений и развитие потенциала кадров.Оснащение училищ, лицеев, техникумов и колледжей современным оборудованием – одна из главных задач нынешней системы начального и среднего профессионального образования. Для обеспечения высокого качества подготовки рабочих кадров и специалистов для развивающейся экономики Ленинградской области образовательным учреждениям профессионального образования необходимо оборудование, соответствующее новым технологиям современного производства.В результате реализации региональных целевых программ в Ленинградской области продолжается активная работа по обеспечению образовательных учреждений профессионального образования высокотехнологичными средствами теоретического и практического обучения. Акцент в основном делается на приобретение и поставку действующих моделей, анимированных стендов, аппаратно-тренажерных комплексов, учебных лабораторий, компьютерных обучающих средств.Кадры решают всеОдин из ключевых вопросов развития профессионального образования – его кадровый потенциал. Статистика показывает, что корпус преподавателей и мастеров производственного обучения стареет.Остро ощущается потребность в притоке в систему профессионального образования молодых специалистов, имеющих производственный опыт. Необходимо создание дополнительных программ переподготовки для преподавателей и мастеров производственного обучения, в том числе с использованием возможностей интернет-образования, дистанционных курсов. В целях обновления корпуса педагогов образовательных учреждений профессионального образования в рамках долгосрочной целевой программы «Региональная комплексная программа развития профессионального образования в Ленинградской области на 2011-2013 годы» планируется организовать стажировки и обучение педагогических работников образовательных учреждений профессионального образования в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах, а также учредить грант для молодых специалистов производства, изъявивших желание работать в системе профессионального образования.Впервые в регионе подготовлены специалисты по 6 новым специальностям профессионального образования. Это специальности среднего профессионального образования: «технология машиностроения», «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «стандартизация и сертификация продукции в деревообработке», «средства механизации и автоматизации в деревообработке», «правоведение», «организация фермерского хозяйства».Подготовка специалистов ведется с учетом реальных потребностей и в условиях модернизации экономики. Система начального и среднего профессионального образования переориентируется на нужды перспективных производств. Ответ на вопрос, сколько специалистов, какого уровня, какой квалификации требуется в масштабах Ленинградской области, дают соответствующие отраслевые комитеты совместно с предпринимательским сообществом с учетом регионально-отраслевого прогноза потребности в кадровых ресурсах.Модернизация экономики требует существенного расширения образования и переподготовки взрослых. Сегодня образовательные учреждения профессионального образования Ленинградской области активно участвуют в работе по обеспечению готовности высвобождающихся работников к переходу на новые рабочие места, способствуют получению ими новой квалификации в течение 3-4 месяцев.Сегодня перед образовательными учреждениями профессионального образования Ленинградской области стоит стратегическая задача выполнения регионального заказа на подготовку кадров и повышение доли трудоустроенных выпускников учреждений профессионального образования по полученной профессии. Это главный показатель работы учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.Сеть государственных образовательных учреждений профессионального образования Ленинградской области включает 33 образовательных учреждения, в которых обучаются 29283 человека (в том числе 14397 чел. – за счет областного бюджета). Из них: 10 государственных бюджетных образовательных учреждений начального профессионального образования, в том числе 1 автономное; 20 государственных бюджетных образовательных учреждений среднего профессионального образования, в том числе 2 автономных; 3 учреждения высшего профессионального образования, в том числе 2 автономных.
Комментарии