В новом веке у нас появился новый конкурс – “Лидер в образовании”, который в продолжение “Учителя года” организовали Министерство образования России, ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ, “Учительская газета” и Федерация Интернет-образования. Если директора школ среди участников “Учителя года” еще встречались, то руководители муниципальных органов управления образованием – совсем нет. Вот эту несправедливость и решили исправить учредители первого конкурса виртуозов управления.
Образованию нового поколения требуются менеджеры нового поколения! На это объявление откликнулись управленцы из всех регионов страны, в оргкомитет на заочный тур пришло 160 инновационных разработок, 39 проектов были признаны лучшими. Их авторы прибыли в Москву на финал.
Кто такой управленец? “Власть имеет – значит виновен”, – есть такое мнение. Когда нет зарплаты, нет тепла, нет света, по-другому относиться к управленцу просто невозможно. Но даже тогда, когда все это есть, управленец видится нам как сухой, занудный, неинтересный человек, сидящий в кабинете с желтыми стенами, перебирающий горы документов и никому не приносящий пользы – точь-в-точь как в сатирическом тележурнале “Фитиль”. Организаторы конкурса решили сломать этот стереотип. Сформировать новое представление о профессии управленца, рассказать о том, что у нас есть много руководителей образования – умных, энергичных, симпатичных, творческих.
Первые очные конкурсные испытания проходили в необычной форме. В Федерации Интернет-образования и в Московском комитете образования состоялись два “круглых стола” “Лидеры – лидерам”. Конкурсанты вступили в дискуссию с именитыми управленцами: Александром Киселевым, первым заместителем министра образования России, Ярославом Кузьминовым, ректором Государственного университета Высшей школы экономики, Ларисой Курнешовой, первым заместителем председателя Московского комитета образования, Владимиром Яковлевым, председателем Профсоюза работников народного образования и науки. Темы обсуждения были конкретные: единый экзамен, сельская школа, особенности управления, однако разговор выходил далеко за рамки этих проблем. Все время за ходом “круглых столов” безмолвно наблюдали члены жюри. В спорах рождается истина, а на конкурсе в спорах рождались победители.
Один на один с жюри
Защита проектов – прекрасная возможность закрепить или опровергнуть уже сложившееся о себе мнение.
Управлять людьми – дело сложное. Защищать свою управленческую позицию – еще сложнее. Тем более когда жюри забрасывает вопросами не из теории, а из практики. Причем вопросы эти самые простые, те, которые “лежат на поверхности”, которыми задается обычный человек, не имеющий к образованию никакого отношения, незнакомый с его современными задачами и проблемами. А ведь ответить на такие вопросы сложнее всего, потому что педагог, директор школы или управленец из Комитета образования – человек внутри ситуации, и подобными вопросами он давно уже не задается. Задать ему “обывательский”, “непрофессиональный” вопрос – все равно что спросить, как он двигает ногами или руками, не каждый из нас с ходу объяснит этот элементарный процесс.
“Мониторинг как средство повышения эффективности функционирования учебно-воспитательного комплекса” – так звучит тема диссертации Людмилы Туркиной, директора 21-го ивановского муниципального лицея. Ее проект был написан в том же ключе: “Проектирование программы мониторинга в педагогической системе УВК”. После 15 минут подробного описания проекта Людмиле Васильевне был задан каверзный вопрос: “Представьте, что я талантливый, но вредный учитель, – говорит ведущий секции Эдуард Никитин, ректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Минобразования, – и не хочу наотрез заниматься никаким мониторингом. Уговорите меня, объясните… Или еще хуже – я, родитель, вообще не понимаю, зачем он нужен, и понимать не хочу. Что вы мне скажете?” А действительно, что тут сказать? “Если вы заинтересованы в эффективном обучении своего ребенка, вы не станете возражать против этих исследований”, – был дан ответ.
Или вот еще вопросик. Светлана Цыбикова, зам. директора по научно-методической работе бурятской средней школы, защищала проект “Сельская общеобразовательная школа-мастерская как способ самоорганизации местного сообщества”. Свое выступление Светлана Жигжитовна начала с простых истин: школа должна быть центром развития и возрождения, школа должна взяться за организацию сельской жизни, должна быть многофункциональной и заниматься не только обучением. Тому, кто работает в системе образования, доказывать такие очевидные вещи не нужно. Они давно уже стали аксиомами, даже Путин с этим согласен. Однако жюри решило “копнуть” глубже. “Объясните, пожалуйста, кому же эта сельская школа так много всего задолжала, почему она все это должна?” Аксиома превратилась в теорему. Попробуй еще раз докажи то, что доказано уже много раз, придумай доказательство для своего села, для своей школы. На эту тему, наверное, можно написать целую книгу.
Наталию Власенко, директора “Начальной школы детского сада N 34” из Сочи, “поймали” на слове “экология”. Ее проект назывался “Управленческие позиции в решении проблем экологизации образования детей дошкольного и младшего школьного возраста”. Угораздило Наталию Николаевну между делом обмолвиться, что школа ее находится в благополучном экологическом микрорайоне. Сразу возник вопрос: “А тогда какой смысл так “нажимать” на экологическое образование?” Ответ: “Раньше вокруг нас был лес, а теперь его вырубают и строят коттеджи”. “А-а, теперь понятно, экология под лозунгом: мир хижинам – война дворцам”, – смеется Эдуард Никитин. Когда у жюри есть чувство юмора, это хорошо.
А вот Михаилу Тошнову, директору средней школы из Нижегородской области, повезло, простых сложных вопросов ему почти не задавали. Его проект “Формирование здорового образа жизни школьников в условиях сельской школы через управленческое решение школьного уровня” оказался понятен всем, даже воображаемому родителю. Уж больно жюри понравилось вступление: здоровый образ жизни в школе Михаила Николаевича начался с углубленного обследования детей. По приглашению учителей в школу приехали врачи, и выяснилось, что у большинства ребят не одно, не два, а целый букет различных заболеваний. “Это прекрасно, что вы позвали медиков, замечательно, когда учителя не боятся плохих результатов”, – сказал Эдуард Никитин. “Мы ужаснулись, – продолжал директор, – и стали срочно разрабатывать собственную программу формирования здорового образа жизни. Ввели должность психолога, наладили питание, стали работать с родителями, каждый классный руководитель на свой класс завел паспорт здоровья. И добились результатов. За последние шесть лет ни один ребенок не попал на учет в детскую комнату милиции, наркотиков нет вообще, курение постепенно изживается”.
Получил признание и высокую оценку проект доктора педагогических наук, москвича Анатолия Исаева “Юношеские олимпийские игры России”, который привлек значительные общественные ресурсы в систему образования.
Целый день шла защита проектов – проверка лидерских качеств: выдержки, воли, веры в успех, уверенности в себе, веселости и находчивости. Самопрезентация – дело непростое. “Лидерам образования” в отличие от “учителей года” было сложнее. Учитель находится в более выигрышном положении, класс – это его сцена, устраивай любые шоу, удивляй, как хочешь. Один учитель весь урок простоял на столе, другой переложил теорию физики на музыку популярных песен. А как запомниться управленцу? Нет уроков, нет детей, в руках только папка с докладом и наглядные материалы. Никаких спецэффектов. Однако есть в этом свои плюсы. Жюри не на что отвлечься, у всех участников равные стартовые возможности, у всех только один путь к победе. Все решает содержание, форма значения почти не имеет.
Завершал “показ” лидеров отечественного образования известный московский директор Евгений Ямбург. Рассказывал о своей 109-й школе, которая официально называется центром образования. “Управление развитием адаптивной школы” – так назывался его проект, сухо и коротко. Те, кто был у него в школе, знают, что стоит за этими словами.
Звездочет с хорошим слухом
В перерывах участникам и гостям пришлось “защищаться” перед нашими диктофонами. “Каким должен быть управленец нового поколения? Ваша формула успеха? Насколько трудно управлять людьми?” – спросили мы у лидеров образования.
Ольга КРАВЧЕНКО, директор гимназии N1, г. Брянск:
– Ввязался в дело – побеждай, это мое жизненное кредо. Любое начинание я стараюсь доводить до конца, а иначе нет смысла тратить время и силы. Но сам по себе директор ничего сделать не сможет, мне всегда помогал коллектив. Есть директора, для которых важнее звезда на собственной груди, а для меня важнее, как можно больше звезд зажечь в коллективе. Да, звезды, как правило, бывают неудобны своими не всегда приятными для руководителя характерами, но я готова этого не замечать, если учителя любят дети. Таких учителей у меня много. Я не помню дня, когда бы мне не хотелось идти на работу, сама работа с людьми мне очень нравится. Я стараюсь сочетать авторитарный стиль руководства с демократическим. На мой взгляд, сейчас это самая результативная модель управления. Управленец сегодня – это человек комплексного мышления, способный видеть ситуацию целиком, умеющий анализировать и не только называть проблемы, но и предлагать пути решения.
Кстати, в гимназии Ольги Кравченко работает учитель года – 93 Олег Парамонов.
Вера САМОДУРОВА, директор лицея N59, г. Сочи:
– Моя формула успеха – самосовершенствование на всем протяжении жизни, управленец должен учиться всегда. Остановился рост лидера – личностный, профессиональный, остановилась вся команда. На мой взгляд, руководитель создает только одну важную вещь – организационную культуру, которая лежит в основе работы любого коллектива. Школа моя, в общем-то, передовая в нашем городе, но успехи давались нелегко. Я знаю, какую важную роль играет в школе директор. Он управляет не только словами и делами, он управляет одним своим внешним видом, своим поведением, настроением, а ведь это не всегда легко – понимать людей, видеть их точку зрения, быть объективным. Это очень хороший конкурс. Все мы варимся в собственном соку, а сейчас есть возможность проверить, правильно ли ты идешь, так ли мыслишь. Этот конкурс должен был появиться, и я думаю, он будет жить долго. Управленец незаслуженно был забыт. Учитель в своем роде тоже управленец, он закрыл дверь в класс и стал на 40 минут хозяином. А мы, директора, должны чувствовать и понимать, что происходит за каждой дверью, каждые 40 минут.
Дмитрий БЕНЬКОВИЧ, директор Волховской городской гимназии, Ленинградская область:
– Главный принцип управления – создать такие условия на работе, которые позволили бы сотрудникам реализовать свои собственные возможности. И дело тут не столько в гуманном отношении к людям, сколько в рациональном подходе к делу. К сожалению, я не участвую в конкурсе, пока только зритель. Но на будущий год обязательно стану участником.
Людмила ТУРКИНА, директор муниципального лицея N21, г. Иваново:
– Управление – это трудная ежедневная кропотливая работа, в результате которой выкристаллизовываются грани определенного успеха. Самое главное качество – ответственность. Я думаю, что людям, которые работают в школе, надо помнить: мы работаем не для того, чтобы создавать себе поле для реализации наших творческих начал, это вторично. На первом плане – дети, их потенциал.
Что необходимо для успеха?
“Не жалеть себя, не ждать благодарности”, “видеть день, верить в себя, не замечать препятствий”, “прагматизм, упорство”, “команда профессионалов”, “обстоятельства”, “связи и финансы”. (Из анкет).
Лидерами в управлении образованием становятся прежде всего: руководители, профессионально одержимые (так считают 64% опрошенных); люди, любящие детей (61%); руководители, преданные делу (52%); управленцы “от Бога” (48%).
Людмила ЖАРИКОВА, директор научно-методического центра Управления по образованию Красногвардейского района Санкт-Петербурга:
– Я думаю, что самый главный принцип любого управленца – гармонизация отношений всех участников образовательного процесса: учеников, родителей, учителей, для меня как руководителя управления – еще и директоров школ. В противном случае все произойдет как в известной басне Крылова про лебедя, рака и щуку. Родители видят школу одной, ученики – другой, учителя – третьей. Пока нет единства во мнениях и в целях, толку не будет. Вот вам пример. Проводили опрос в Питере по поводу школьной формы. Среди старшеклассников “за” – только 21%, среди родителей – 45%, среди учителей – 87%, и так может быть по любому вопросу. Руководитель должен видеть и чувствовать цели всех участников этого процесса. Если он это понимает, успех обеспечен. А если ставить перед собой только собственные цели, пользы от такого управленца никакой. Так что все зависит от внутренней установки. Управлять людьми в принципе нетрудно. Вспомните фильм “Москва слезам не верит”: трудно управлять тремя, научишься тремя, сможешь и остальными. Я директором школы стала в 27 лет, у меня большой управленческий стаж. Я быстро поняла, в чем секрет, – уметь слышать и слушать всех, от уборщицы до директора, и пусть каждый думает, что он для тебя самый важный человек.
Любимые афоризмы участников конкурса:
“Все получится”, “не считай шаги, взбираясь на небо”, “что посеешь, то и пожнешь”, “если не я, то кто”, “каждому воздастся за свое”, “испортишь дело – выйдет мерзость”, “дорогу осилит идущий”, “хочешь жить – умей вертеться”, “жизнь короткая – спешите быть добрым”.
Николай ЛИЦМАН, директор гимназии N10, г.Тобольск:
-Я 25 лет в системе образования, прошел различные управленческие уровни и всегда считал, что руководитель должен следовать принципу “трех Д” – доступность, доброжелательность, добропорядочность. Но даже с этими “тремя Д” мне очень сложно управлять. Интересно, но сложно, а то, что интересно, простым не бывает. Лидером быть вдвойне сложнее. Бываешь радостным, счастливым оттого, что удается сделать, оттого, что живешь работой, но это всегда труд. Трудно то, что хорошо делается, плохо работать легко. А когда планируешь что-то очень важное, большое, требуются колоссальные усилия ума, много здоровья, времени и, конечно, желания.
Конец “золотой” лихорадки
Огонь, вода и медные трубы пройдены успешно. Однако финалистам еще предстоит поволноваться. Фанфары возвестили о начале торжественной церемонии награждения в Центральном Доме архитектора.
Сначала – небольшой экскурс в историю. Слайд-фильм напомнил современным лидерам о героях давно минувших дней. Сергий Радонежский, Симеон Полоцкий, Михаил Ломоносов, Петр I, Константин Ушинский, Дмитрий Менделеев, Николай Пирогов, Антон Макаренко, Василий Сухомлинский… Удастся ли нашим конкурсантам продолжить этот список?
Ведущие вечера – учитель года-92 Артур Заруба и Марина Шкробова предоставили слово учредителям. Министр образования России Владимир Филиппов назвал конкурс историческим событием, которое положит начало массовому движению лидеров образования. Главный редактор “Учительской газеты” Петр Положевец провел свою небольшую церемонию награждения.
Общественным деятелем 2000 года в образовании эксперты “УГ” назвали ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, члена Российского общественного совета развития образования. Второй диплом Петр Положевец вручил генеральному директору Федерации Интернет-образования, признанной экспертами фирмой года. Председатель директората Федерации Интернет-образования Сергей Монахов объявил, что всем 160 участникам предложено пройти обучение в Московском центре федерации в удобное для них время. А победители будут осваивать информационные технологии по принципу “плюс один”, то есть в компании с одним из своих коллег по вашему выбору.
Ведущие вечера всем поднимавшимся на сцену задавали каверзные вопросы. Пришлось держать ответ и председателю Профсоюза работников народного образования и науки РФ Владимиру Яковлеву.
– Владимир Михайлович, известно, что ваших вопросов боятся и в Думе, и в правительстве. Но сегодня у нас есть вопрос вам: как вы считаете, каким НЕ должен быть лидер образования?
– Самоуспокоенным, – не задумываясь, ответил Владимир Михайлович. – Сегодня в обществе даются разные оценки образованию. И они зачастую не учитывают ситуации, в которой находятся сегодня школа, учитель. Наш конкурс показывает, что образование даже в очень трудных условиях не просто выживает, оно развивается.
Страсти в зале накалялись. Перед объявлением победителей ведущие сделали музыкальную паузу.
– Мне очень приятно, что я наконец оказался в компании образованных людей. А то порой непонятно, перед кем выступаешь, – разрядил обстановку Вахтанг Кикабидзе.
От бардовских и народных грузинских песен перешли к классике. Камерный оркестр театра “Новая опера” исполнил рондо из “Маленькой ночной серенады” Моцарта.
Итак, настал торжественный момент. На сцену вышел председатель жюри конкурса, а вернее, Российской общественной комиссии, ректор Московского городского педагогического университета Виктор Рябов.
– Судить было очень сложно, – признался Виктор Васильевич. – Все мы переживали за конкурсантов. Лидеры образования были похожи на детей, которые сдают очередной экзамен.
По условиям конкурса главный приз – “Золотой жезл” – должен вручаться пяти победителям. Однако по итогам второго тура одинаковое количество баллов набрали шесть финалистов.
Церемониймейстер в золотых одеждах и старинном парике трижды ударил своим жезлом. Зажглись свечи. Заиграл оркестр. Председатель жюри открыл первый конверт с именем победителя…
Первый “Золотой жезл” – в руках очаровательной женщины, Людмилы Жариковой, директора научно-методического центра управления по образованию Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
– Будучи руководителем, очень тяжело решиться на участие в конкурсе, – призналась Людмила Владимировна. – Поэтому “Золотой жезл” – это награда всем, кто отважился на этот своего рода подвиг.
Во втором конверте “оказался” Сергей Казарновский – директор московского центра образования N686 “Класс-Центр музыкально-драматического искусства”.
Вскоре к победителям присоединились Валентина Кливер, директор центра образования “Единство” г.Междуреченска Кемеровской области, Алла Курбатова, директор многопрофильной гимназии N6 г.Дмитрова Московской области, Людмила Редько, ректор Ставропольского регионального государственного педагогического института детства.
– Все-таки хорошо, что мы заказали шесть золотых жезлов, а не пять, – Виктор Васильевич тянет время.
Через секунду зал взрывается аплодисментами. На сцене – Евгений Ямбург, директор центра образования N109 г.Москвы.
– Я себя чувствую очень необычно, потому что несколько лет работаю в жюри конкурса “Учитель года”. И вдруг сам оказался конкурсантом. Как будто вернулся в молодость, – говорит Евгений Александрович. – Меня трудно удивить, но организаторам это удалось. В анкете, которую выдали всем участникам, был такой вопрос: назовите вашего любимого киногероя. Мне почему-то сразу же вспомнился замечательный фильм Федерико Феллини “Ночи Кабирии”. В нем есть потрясающая финальная сцена: главная героиня, обворованная до нитки, чуть не убитая женихом, идет, улыбаясь сквозь слезы, по ночной дороге… Это же образ российской школы! Мы все отдаем и душу и тело государственной системе образования. На этом конкурсе я встретил директора, который меняет муку на лыжи в бедной деревенской школе, других замечательных людей. Спасибо вам, коллеги!
“Золотой жезл” – все-таки не волшебная палочка. А потому в дополнение к этому символу власти все победители получили гранты на воплощение своих проектов.
Победители названы, однако до окончания церемонии еще далеко. Спонсоры конкурса учредили свои призы в дополнительных номинациях.
– Я работал в Российской общественной комиссии. Но это была не работа. Это был мощнейший педагогический кайф! – поделился своими ощущениями Эдуард Никитин.
Приз академии – сотовый телефон – вручается директору 1-й гимназии Брянска Ольге Кравченко за научно-методическое обеспечение проекта.
А директор Холязинской средней школы Большемурашкинского района Нижегородской области Михаил Тошнов получил право на 10-дневное бесплатное проживание в гостинице академии в любое удобное время.
– Это я меняю у себя в деревне муку на лыжи, – пояснил Михаил Николаевич.
– Во что нужно верить современному лидеру в образовании? – ведущие задали вопрос Людмиле Елховской, исполнительному директору издательства “Просвещение”.
Людмила Ивановна не колебалась ни секунды: “В книгу”.
Директор 10-й гимназии Тобольска Николай Лицман, победитель в номинации “За духовность и любовь к просвещению”, ушел со сцены, сгибаясь под тяжестью множества томов – лучших книг, выпущенных издательством в последние годы.
Андрей Аскольский, директор Центра образования г.Волжского Волгоградской области, стал обладателем персонального компьютера со всем необходимым программным обеспечением для управленцев от Информационно-внедренческого центра “Аверс”.
Татьяна Данилина, генеральный директор Московской международной выставки “Школа”, снова пригласила на сцену Михаила Тошнова. Приз победителю в номинации “За мужество” – возможность бесплатно представить свое учебное заведение на апрельской выставке “Школа-2001”.
А директор 11-го лицея г.Челябинска Анатолий Гостев “За преданность педагогической профессии” получил сертификат из рук генерального директора гуманитарного издательского центра “Владос” Владимира Бородина на 5 тысяч рублей. На эту сумму Анатолий Германович сможет выбрать любые необходимые ему книги.
Завершилась церемония маленьким концертом. Маргарите Петровой, стипендиатке Федерации Интернет-образования, аплодисментов досталось, пожалуй, больше, чем Вахтангу Кикабидзе.
Гвоздем программы стал композитор Александр Морозов – частый гость конкурса “Учитель года”. Ему подпевал весь зал.
Артур Заруба и Марина Шкробова подвели итог церемонии и всему конкурсу:
– Если хочешь быть лидером – будь им!
Наталья БУНЯКИНА, Мария ФОМИНА
Победители
Людмила Владимировна ЖАРИКОВА,
директор научно-методического центра управления по образованию Красногвардейского района Санкт-Петербурга с 1989 года.
ПРОЕКТ: Обеспечение научно-методического сопровождения районной образовательной системы в условиях ее разделения на муниципальные округа.
Сергей Зиновьевич КАЗАРНОВСКИЙ,
директор центра образования N686 г.Москвы – “Класс-центр музыкально-драматического искусства” с 1990 года.
ПРОЕКТ: Театр как система гуманитарного образования.
Валентина Ивановна КЛИВЕР,
директор центра образования “Единство” г.Междуреченска Кемеровской области.
ПРОЕКТ: Выявление социальных и педагогических возможностей и реализация многофункционального образования для жизненного самоопределения детей-сирот в ЦО “Единство”.
Алла Викторовна КУРБАТОВА,
директор многопрофильной гимназии N6 г.Дмитрова Московской области с 1991 года.
ПРОЕКТ: Педагогический маркетинг в деятельности директора общеобразовательной школы.
Людмила Леонидовна РЕДЬКО,
ректор Ставропольского регионального государственного педагогического института детства с 1998 года.
ПРОЕКТ: Исследование системообразующих возможностей регионального педагогического учебного заведения в формировании научно-образовательного комплекса открытого типа и моделировании современных региональных социально-педагогических процессов.
Евгений Александрович ЯМБУРГ,
директор центра образования N109 г.Москвы с 1979 года.
ПРОЕКТ: Управление развитием адаптивной школы.
Комментарии