search
main
0

Я бумажка, ты бумажка… или На службе у… отчетов

И вот наконец пора поговорить о материальной базе, которую использует учитель и которая использует его, то бишь об учебном кабинете. Вот тут разгул бумаготворчества простирается до широт необыкновенных.

Основная бумага, которую должен составить учитель, – «Паспорт кабинета». Но это так только говорится – бумага, а на самом деле это бесконечное количество бумаг. В школах есть специальные требования к плану работы учебного кабинета, причем не только на учебный год, но и на перспективу. План этот составляется, естественно, «учителем-предметником, отвечающим за кабинет соответственно профилю кабинета и его функциональному назначению». У плана три части. Первая – анализ работы кабинета в прошлом учебном году. Вторая – задачи на новый учебный год, тут «отражается тематическое планирование, обновление дидактического материала, составление опорных конспектов, диагностических карт, схем, приобретение видеофильмов, таблиц, учебно-методического материала по профилю кабинета соответственно стандарту образования и образовательной программе школы; сохранение материально-технической базы кабинета». Третья – часы работы кабинета (учебные занятия, дополнительные занятия, факультативные). Эта часть самая простая, так как корреспондируется с учебным расписанием; первую часть, то есть анализ работы кабинета в прошлом году, тоже худо-бедно можно написать, а вот вторая – просто технологический план работы некоего предприятия под названием «Учебный кабинет». Чтобы собрать все эти данные, а перед этим наполнить кабинет всем этим содержанием, приобрести (невесть на какие средства) все эти видеофильмы, таблицы и учебно-методический материал, нужно работать как каторжному и день и ночь. Причем этот подвиг нужен не столько самому учителю для работы, сколько администрации для отчета. Учитель для своих уроков, как правило, имеет все, а тут нужно иметь больше этого всего, чтобы проверяющие могли убедиться, что цех, то бишь кабинет, оснащен необходимым «по профилю… соответственно стандарту образования и образовательной программе школы». Вообще все это обязанность администрации, но она ловко перебрасывает заботы на плечи учителя, не думая о том, каким образом эта немыслимая нагрузка сочетается с длительностью рабочего дня. Между тем план – это полдела, есть еще и требования к учебным кабинетам. Вот где разгул бумаготворчества разворачивается в полную силу. Помимо плана и паспорта, оформленного «с указанием функционального назначения имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов», учитель в кабинете должен продемонстрировать соблюдение «эстетических требований к оформлению учебного кабинета: наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов, фотоматериалов, хрестоматийных материалов (еще задания на ночную сверхурочную работу)». Это из списка того необходимого, что должно быть в наличии в кабинете. Но не все. В кабинете необходимы в соответствии с требованиями: – комплекс дидактических материалов, типовых заданий, тестов, контрольных работ, эссе, сочинений, материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета);- дидактические материалы, раздаточный материал в соответствии с образовательной программой школы.Все это, как можно догадаться, должно быть выполнено на бумаге самим учителем без обсуждения целесообразности такой работы.Отдельно хочу подчеркнуть, что в акте готовности значительное место отводится наличию постоянных и сменных учебно-информационных стендов, «которые дают рекомендации по: –  проектированию учебной деятельности;-  выполнению программы развития общественных умений и навыков;-  организации и выполнению домашней работы;-  подготовке к практикумам, семинарам, лабораторным работам;-  тестированию;-  зачетам, коллоквиумам, экзаменам».Среди требований есть абсолютно загадочные – например, в учебном кабинете должно быть «Открытое и наглядное предъявление учащимся минимально необходимого содержания образования и требований к уровню обязательной подготовки (стандарта образования), образцов измерителей выполнения требований обязательного стандарта». Что стоит за этим требованием, можно только догадываться, но ясно одно: на учителя сваливается огромная бумажная работа, потому что, скорее всего, тут нужен соответствующий отчет или описание этого самого предъявления. А без выполнения всех перечисленных требований не обойтись, так как каждому педагогу нужно продемонстрировать готовность кабинета к новому учебному году, особенно если ему за этот кабинет платят. Все требуемое учителю нужно написать, оформить, потратив кучу личного времени, а вот потребуется ли это кому-то, кроме проверяющих, – большой вопрос.В Акте готовности к новому учебному году, как правило, имеется пункт о том, какое оборудование есть в этом кабинете. Оборудование может быть разным, нынче чаще всего компьютерным. Основная требуемая бумага тут та, что устанавливает ответственность педагога за использование этого оборудования. Вот тут бумаготворчество подчас удивляет еще и своим безудержным, не совсем умным крючкотворством. Вот, например, какой договор заключают в школах Челябинска те, кто получает в пользование ноутбуки. I. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА1.1. Предметом договора являются отношения между сторонами по поводу использования в образовательной и методической деятельности учреждения ноутбука. Договор определяет права, обязанности и ответственность сторон.II. СОГЛАСОВАННЫЕ ПАРАМЕТРЫ СОТРУДНИЧЕСТВА2.2. В период использования ноутбука в соответствии с техническими нормами эксплуатации до износа и списания он не может быть передан другим работникам учреждения без согласования сторон.2.4. В случае увольнения учителя ноутбук передается для эксплуатации другому работнику учреждения, при этом между сторонами заключается новый договор.IV. ПРАВА УЧРЕЖДЕНИЯ4.1. Учреждение определяет механизмы контроля над процессами использования ноутбука в профессиональной и методической работе, а также устанавливает и применяет параметры оценки такой деятельности. V. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА УЧИТЕЛЯУчитель обязан:1. Отвечать за сохранность, квалифицированное и безопасное использование ноутбука в своей работе с учащимися, учителями предметного методического объединения и другими работниками учреждения. 2.  Организовать рабочее место на основе ноутбука как органичную часть кабинета и как сегмент образовательного пространства учреждения.3. Использовать информационные образовательные ресурсы, имеющиеся в учреждении. 4.  По предложению учреждения представлять свой опыт внедрения ИОР на мероприятиях учреждения, а также районных и городских мероприятиях и в виде методических разработок.5.  По предложению учреждения проводить открытые уроки для педагогов учреждения и других школ.6. Обобщать свой опыт использования ноутбука для информирования коллектива учреждения.VI. ПРАВА УЧИТЕЛЯУчитель имеет право на:1.  Использование ноутбука в профессиональной деятельности при подготовке и проведении уроков, в самообразовании, методической и исследовательской работе. 2.  Предоставление от администрации учреждения возможностей использования интернет-коммуникаций на своем рабочем месте при наличии технических возможностей или в любом другом кабинете учреждения. 3.  Поддержку со стороны сотрудников учреждения в представлении и продвижении своих исследований и разработок.4.  Создание на сайте учреждения страницы для представления своего опыта в целях установления контактов с партнерами, действующими в области информатизации образования. 5.  Использование открытых для широкого доступа информационных материалов медиатеки учреждения, а также средств коммуникации, возможностей представления материалов, прошедших экспертизу и получивших положительные отзывы, в изданиях образовательного учреждения.VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН1.  Стороны несут взаимную ответственность по договору. 2.  Невыполнение учителем любого или нескольких пунктов договора может рассматриваться другой стороной как условие отказа от своих обязательств. В этом случае учреждение может расторгнуть договор с предупреждением учителя за 3 дня.VIII. ФОРС-МАЖОР1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по договору, если такое неисполнение явилось следствием документально подтвержденного действия обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, как: стихийные явления, военные действия.2. Сторона, для которой создалась невозможность выполнения обязательств по договору вследствие обстоятельств непреодолимой силы, обязана в течение десяти календарных дней письменно известить об этом другую сторону. Несоблюдение данного срока лишает сторону права ссылаться на обстоятельства непреодолимой силы как основание невыполнения обязательств по договору.Напомню, речь идет всего лишь о предоставлении учителю в пользование банального ноутбука. Почему я столь подробно цитировала договор сторон? Да потому, что учитель, получивший в пользование ноутбук, обязан постоянно представлять отчет о его использовании. У меня тоже в пользовании редакционный ноутбук, представляю, что было бы, если бы меня заставили постоянно отчитываться о его конкретном использовании, и просто оторопь берет. Может быть, наличие таких договоров, таких отчетов и мешает внедрению ИКТ в учебный процесс? А между прочим, от этого в немалой степени зависит качество работы учителя, который использует или не использует эти новые технологии. Сегодня к учителю предъявляют большие требования, его деятельность контролируют. Но мало того,  нынче он и сам должен контролировать самого себя. Это удивительное изобретение, видимо, принадлежит тем ленивым и нелюбознательным чиновникам, которые вместо того, чтобы побывать у учителя на уроке, изучить методику и технологии его работы, предпочитают получить готовенькие документы, подготовленные самим учителем. Что интересно, уже существует Перечень документов методической папки учителя по самоанализу работы. В этой самой методической папке должны быть:     Технологическая карта учителя.    Стандартные программы образования.    Календарно-тематические планы.    Должностные обязанности учителя.    Программы по самообразованию с анализами.    Программы факультативов, кружков, с расписанием, учебным планом, списком и анализом работы.    Анализ качества обученности учащихся ( с учетом четверти и полугодий).    Анализы контрольных работ (четвертных, годовых, административных), в анализе должны быть указаны причины снижения или повышения параметров качества, типичные ошибки, причины допущенных ошибок, пути их преодоления, сроки ликвидации пробелов.    Анализ проверки рабочих тетрадей.    Справки об индивидуальной работе с учащимися:а) группы риска, б) одаренные дети.    Анализ уроков взаимопосещения.    Научно-методическое обеспечение учебного процесса:- методические пособия (рекомендации),- система контроля знаний,- уроки (открытые, мастер-классы).От одного перечня можно сойти с ума, а ведь за каждым пунктом  десятки, если не сотни, страниц, которые нужно написать  всего лишь для того, чтобы какой-то чиновник вынес вердикт: хорошо работает учитель или нет. По сути дела, все бумаготворчество – затея для того, чтобы чиновники не затрудняли себя сбором информации, а получали все готовенькое. И получают, и, судя по всему, будут получать и в дальнейшем. Не ставя пока точки в нашем исследовании, я завершу его анализом той отчетности, которую потребует реализация инициативы «Наша новая школа». Инициативы, которой пока в реальности нет, но уже ясно, какие бумаги потребуют чиновники от простого учителя, чтобы радостно докладывать высшему руководству страны о том, как выполнены поставленные им задачи в области развития системы отечественного образования.Окончание следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте