search
main
0

Я бумажка, ты бумажка… или На службе у… отчетов

Как известно, Правительство РФ теперь будет ежегодно представлять Президенту Российской Федерации сводный доклад о результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Его форма и структура, сроки представления станут известны 1 мая, но проект был заранее разослан в регионы, чтобы с ним ознакомились чиновники от образования и внесли свои предложения.

Об отчете у чиновников голова болит особо. И понятно почему: ведь самое главное не то, что сделают, а то, как отчитаются. А отчет будет и в самом деле богатый, создающий впечатление о напряженной работе над предложением президента. Но чтобы он стал таким, учителям придется изрядно потрудиться, ведь заполнить нужно множество граф, разделов, чтобы представить все запрашиваемые данные. Разница только в одном – данные нужно будет собирать заблаговременно, а не в пожарном порядке, как это делается сейчас. Понятно почему: ответственность за представленную информацию будет высока, к тому же нужна благостная картина, иначе президент спросит по полной программе. Что же должно быть в этом докладе? Даже беглое изучение разделов дает представление об основной задаче сбора данных – ликвидировать дефицит информации о российской системе образования. Иначе зачем в первом разделе нужны данные «о численности обучающихся в общеобразовательных школах и учителей в отчетном году, удельном весе численности выпускников 11(12)-х классов, получивших аттестат об общем образовании, от общей численности выпускников 11(12)-х классов текущего года, проживающих в населенных пунктах с населением менее 10 тыс. человек, получивших по результатам ЕГЭ средний балл более 55, об общей численности выпускников 11(12)-х классов текущего года, проживающих в населенных пунктах с населением менее 10 тыс. человек, поступивших в учреждения профессионального образования по профилю обучения на старшей ступени общего образования в общей численности выпускников 11(12)-х классов текущего года, о повышении среднего балла российских школьников в международных сопоставительных исследованиях по сравнению со значением, достигнутым на прошлом этапе соответствующих исследований»? Один пункт раздела «Охват ступеней общего образования, на которых реализуются возможности внешней независимой оценки достижения требований федерального государственного образовательного стандарта, от общего числа ступеней общего образования» претендует на проведение серьезной научно-исследовательской работы. Думаю, все эти данные нужны не столько для Правительства РФ, сколько для министерства, в котором после реорганизации появилось много молодых сотрудников, до того работавших в регионах, а потому не имеющих представления о состоянии дел в российском образовании в целом. Но собирать всю эту информацию будут учителя, передавая ее затем на вышестоящие уровни. Заодно и управленцы от образования в регионах и муниципалитетах обогатятся данными, которых не имеют. Президент, между прочим, считает, что каждый пятый чиновник лишний. Сбор информации для доклада, вполне возможно, помог бы чиновникам проявить себя и избежать сокращения, но проще возложить эту работу на плечи учителей.Во втором разделе соберут информацию о переходе на новые образовательные стандарты. Тут главное – считать школьников, обучающихся по этим стандартам, количество часов внеаудиторной занятости на одного обучающегося, определять «удельный вес численности обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ в соответствии с новыми ФГОС, от общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях», а также «педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы по новым ФГОС, от общей численности педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений». Можно себе представить, как учителя будут не столько учить, сколько заниматься подсчетами. Но и эта детальная информация правительству не потребуется, она нужна исключительно чиновникам, но собирать ее будут, конечно, учителя. Что касается развития системы поддержки талантливых детей, то тут вроде бы и собирать нечего: данные об общей численности участников Всероссийской олимпиады школьников на всех этапах ее проведения и общей численности участников олимпиад школьников на всех этапах их проведения сможет получить любой чиновник, складывая цифры в справках, автоматически поступающих после окончания олимпиад. Но это только на первый взгляд, кроме этого ведь нужны будут данные и посерьезнее, потребуется определить: – Удельный вес численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях, которым оказана поддержка в рамках программ поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, в общей численности учеников.- Удельный вес обучающихся 8-11(12)-х классов общеобразовательных учреждений, занимающихся в очно-заочных и заочных (дистанционных) школах, от общей численности обучающихся 8-11(12)-х классов общеобразовательных учреждений.- Удельный вес численности детей школьного возраста, имеющих возможность по выбору получать доступные качественные услуги дополнительного образования, от общей численности детей школьного возраста. – Удельный вес численности обучающихся, которым созданы современные условия для занятий творчеством, в том числе обеспечена возможность пользоваться современно оборудованными помещениями студий и актовых залов, от общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Можно себе представить, какой титанический труд потребуется для сбора всего этого информационно-аналитического богатства. Настораживает, что при этом не требуется никаких выводов о развитии дополнительного образования, оснащении школьных помещений и актовых залов, то есть не идет речь о создании среды, а ведь нам постоянно декларируют, что в современных стандартах самое главное именно создание среды.  В разделе «Совершенствование учительского корпуса» уже знакомые «удельный вес численности педагогических работников общеобразовательных школ, прошедших аттестацию на подтверждение соответствия занимаемой должности, из них доля подтвердивших соответствие, прошедших аттестацию на присвоение квалификационной категории (первой/высшей)». Но есть и другие интересные пункты, знакомство с которыми станет откровением для чиновников, особенно на федеральном уровне, например: «Средняя заработная плата работников общеобразовательных школ: учителей, административно-управленческого персонала, вспомогательного персонала». Чиновникам предстоит узнать, что зарплата в регионах может быть и три, и четыре тысячи, что жить на такие деньги учителя просто не в состоянии, а потому подрабатывают: кто собственным подсобным хозяйством, кто, торгуя косметикой, кто, распространяя иные товары. Надежда власть имущих на то, что окажется значительным «удельный вес численности учителей, заработная плата которых выше средней по экономике в субъекте Российской Федерации», несостоятельна. Не исключено, что станет ясно: новая система оплаты труда улучшению материального положения учителей не способствует, а нормативное финансирование может увеличиваться только одновременно с уменьшением числа школ. Власти узнают «удельный вес численности учителей в общей численности персонала общеобразовательных учреждений» (не для того ли, чтобы решить: нужно сокращать 200 тысяч педагогов в России?!) и в последнюю очередь поинтересуются, в какой мере общеобразовательные школы укомплектованы педагогическими кадрами.Заполнение пункта «Изменение школьной инфраструктуры» станет движением по острию проблемы. Для разбежки нужно будет написать, какое количество негосударственных образовательных учреждений имеет доступ к бюджетному финансированию по нормативу, и только потом перейти к основному делу, указав, каковы: – Средняя наполняемость старшей ступени в государственных дневных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных дневных общеобразовательных учреждениях.- Удельный вес численности обучающихся, которым предоставлены все основные виды современных условий обучения, от общей численности обучающихся по основным программам общего образования.- Удельный вес численности обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться современными медиатеками и библиотеками, от общей численности учеников.- Удельный вес численности обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), от общей численности учеников.- Удельный вес численности учащихся 10-11(12)-х классов общеобразовательных учреждений, обучающихся в отдельных зданиях общеобразовательных учреждений третьей ступени, от общей численности учащихся 10-11(12)-х классов общеобразовательных учреждений. Тут учителям нужно будет писать все откровенно, но не факт, что чиновники эту откровенную и честную информацию передадут наверх, а там, наверху, столь же честно отразят в докладе Правительства РФ. То есть велик риск, что бумажная работа, которой займутся педагоги, не будет иметь должного эффекта. Далее чиновники получат сведения, каков удельный вес численности детей-инвалидов, получающих общее образование на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, от общего числа детей-инвалидов, которым это показано, и числа зданий общеобразовательных учреждений, в которых обеспечена безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья, от общего числа зданий общеобразовательных учреждений. Надо отметить, что создавать безбарьерную среду и условия для использования дистанционных технологий – задача не совсем для школ. Конечно, чиновникам будет интересно, в скольких школах есть современные столовые, современно оборудованные спортзалы и спортплощадки и сколько детей получают качественное горячее питание; в скольких школах есть условия для охраны здоровья учеников и проведения более трех уроков физкультуры в неделю; сколько есть лицензированных медицинских кабинетов и медицинских работников. Судя по всему, таких данных на федеральном уровне нет. А как их получить, если узок круг школ, где на сайтах представляют публичные доклады, из которых можно было бы почерпнуть нужную информацию? В завершение чиновники запросят информацию о том, какова доля управленческих кадров по отношению к общей численности работников общеобразовательных учреждений в отчетном году. Заполнять этот пункт, думаю, учителям не доверят, ведь тут есть опасность, что те снова честно и откровенно скажут о том, сколько управленцев ими руководят, а тех возьмут и сократят. Подводя итоги многонедельного расследования, могу сказать, что, к сожалению, нет перспективы, что бумагооборот, накрывающий учителей с головой, мешающий им заниматься непосредственной педагогической деятельностью, иссякнет. Но сегодня дело уже не только в загрузке учителей, а и в создании реальной, а не бумажной картины состояния дел в образовании. Тут нет уверенности, что все благие пожелания президента и премьера не уйдут в бумажные картины. Еще есть возможность изменить все эти опасные тенденции, но вопрос, кто и когда захочет это сделать. Структуру доклада и его планируемое содержание пока никто не отменял.В докладе будет пять разделов (по числу направлений инициативы):      Статистические данные (показатели).    Эффекты реализации каждого направления (достижение запланированных показателей). Анализ данных, приведенных в первой части доклада.    Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на текущий год. Анализ своевременности, полноты и эффективности реализации плана.    Проблемные вопросы реализации инициативы.    Задачи и планируемые показатели на следующий календарный год по реализации инициативы. P.S.  Проблема все возрастающего бумаготворчества – одна из самых острых и насущных на сегодняшний день. В следующем номере мы продолжим разговор. Интересно, а что думают по этому поводу сами чиновники, издающие указы, распоряжения, циркуляры? Следите за нашими публикациями.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте