search
main
0

«Я буду киллером»

Благодаря моей работе я не ослеплен любовью к собственным детям. Всегда есть с кем сравнивать, и, находясь в детском окружении, четко вижу, что есть ребята более способные, талантливые, воспитанные, а есть менее, чем мои, кровные. Привыкаешь адекватно смотреть на любого ребенка, взгляд не зацикливается.

Постоянно оценивая те или иные поступки детей, учишься воспринимать их привычки и шалости, исходя из последствий, не опираясь лишь на личный школьный опыт. Ведь я-то получил его в другом времени, в другую эпоху.

Хочется иногда посочувствовать родителям школьников, иногда похвалить их, а порой и поругать… Иногда в них находишь то, что берешь на вооружение. Но чаще борешься с непониманием, нежеланием родителей учиться даже в таком вполне зрелом возрасте.

– Я лучше знаю, как воспитывать моего ребенка! – говорит мне двадцатипятилетняя мама после того, как пришла ко мне для беседы по поводу ее десятилетнего отпрыска. «Не учите меня жить!» – слышится мне в ее тоне.

– Жаль, что его (ребенка) нельзя выключить, как телевизор, если нужно… – выдает другая, усталая и измотанная работой.

– Я же деньги зарабатываю, прихожу домой очень поздно, детей почти не вижу… – вторит им отец, которого с трудом удалось вытянуть в школу для разговора.

Убеждаешь, указываешь на статьи закона, чисто по-человечески пытаешься объяснить, что дети – это не «недоделанные взрослые», не собственность и не тот, кто «где-то тут гуляет», что перед ними и перед школой у родителей тоже есть обязанности. Права они понимают, обязанности – нет.

«Зачем вам ребенок?» – хотелось спросить раньше. Больше не спрашиваю, так как получил достаточное количество похожих ответов. В основном обижаются, наверное, оттого что и сами не знают, хотя ответ на этот вопрос показывает, готов родитель ли к воспитанию сына (дочери) или надеется, что «авось само вырастет». Вырасти-то, конечно, вырастет, Бог постарался и природа так устроена, что растут дети, сами себя могут учить и развивать… Но сколько ошибок они наделают, пока растут? Скольким навредят своим несозревшим умом? Сколько неприятностей доставят себе и нам? Хорошо, когда над ошибками юности можно посмеяться и поговорить о них в кругу друзей, но бывает и так, что они становятся неисправимыми. И тогда нам всем плохо, мы все страдаем. А я не люблю страдать, да и не хочу.

Любой парикмахер всегда спрашивает: «Как будем стричь?» Представьте, что каждый учитель задал вам тот же самый вопрос в переложении на воспитательный процесс. Каков будет ваш ответ? «Как-нибудь, вам лучше знать…» – звучит безответственно и глупо. Глупее только самому брать ножницы и начинать с собственных ушей.

А задумываться над такими вопросами надо, и нужно отвечать на них совместно с учителями, вместе определяя стратегию и тактику поведения, которое со стопроцентной вероятностью будет однажды ребенком скопировано.

Если не вы, то воспитанием вашего ребенка займется кто-то или что-то, что заполнит пустое пространство между школой, улицей и внутренним миром маленького человека. И вряд ли в наш информационный век таким воспитателем станет книга.

– А кем ты хочешь стать, когда вырастешь? – задаю вопрос семикласснику (13 лет).

– Я буду государственным киллером, стану за деньги убивать людей, – отвечает он мне на полном серьезе…

– А что, хорошие деньги… – пожимает плечами папа, когда передаю ему наш разговор. – Не переживайте, все равно что-нибудь из него вырастет!

Начинаешь чувствовать себя, как в каком-то сюрреалистическом спектакле, в котором весь мир сжат до размеров смартфона. Но вынужден согласиться. Да, что-нибудь вырастет…

Александр ЦЫГАНОВ, учитель русского языка и литературы ульяновской школы №55 с изучением культур народов Поволжья, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте