Значение системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров общеизвестно, и оно возрастает, когда мы говорим о здоровьесберегающем компоненте и вводим его. В Кемеровской области есть Кузбасский региональный институт развития профессионального образования и Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Будучи ключевыми звеньями в образовательной системе региона, они не могли оставаться в стороне. Что касается профессионального образования, то здоровье здесь – фактор конкурентоспособности и такая же составная часть модели выпускника, как и профессиональные навыки.
Кузбасскому региональному институту развития профессионального образования в ноябре 2007 года исполнится пять лет. Одной из первых в нем была создана лаборатория культуры здоровья. Она открыта для проведения научных исследований, оказания научно-методической помощи профессионально-педагогическим работникам, координации деятельности учреждений профессионального образования по данному направлению.
Созданию лаборатории предшествовала многолетняя исследовательская и методическая работа по решению проблемы сохранения здоровья обучающихся и педагогов в условиях обучения. Ректор института, доктор педагогических наук, профессор Татьяна Панина на протяжении многих лет не только исследовала проблемы сохранения здоровья субъектов образовательного процесса, но и стремилась создать благоприятные научно-методические и организационные условия для развития данного направления в системе образования области, способствовала развитию сети центров научных основ здоровья и развития в учреждениях образования области.
Лаборатория ставит своей задачей:
– формирование готовности руководящих и профессионально-педагогических работников системы профессионального образования области к обеспечению здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса в учреждениях и формирования культуры сохранения здоровья обучающимися;
– учебно-методическое сопровождение процесса повышения квалификации и переподготовки профессионально-педагогических работников учреждений профессионального образования;
– научно-методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности учреждений профессионального образования;
– проведение научно-прикладных исследований.
Решение этих задач осуществляется через диагностическое, научно-методическое, научно-исследовательское, информационно-образовательное направления деятельности.
Информационно-образовательная деятельность направлена на повышение квалификации работников учреждений профессионального образования по проблемам формирования здорового образа жизни и профилактики наркомании. Осуществляется она через курсы, семинары, тематические и индивидуальные консультации, конференции. 695 педагогов и мастеров производственного обучения подготовлены в течение минувшего года в соответствии с программой сквозного спецкурса «Формирование здорового образа жизни обучающихся» и «Здоровьесберегающие технологии». 56 работников учреждений профессионального образования, включая заместителей директора по воспитательной работе, социальных педагогов, психологов, воспитателей общежитий, прошли подготовку на курсах «Формирование здорового образа жизни» и «Психолого-педагогические основы воспитательной работы».
Для учреждений профессионального образования в институте подготовлены видеофильмы: «Мы выбираем здоровье», «Твой выбор здоровье» и банки педагогической информации.
Что касается научно-исследовательской деятельности, то здесь одним из основных научных направлений стали «Теоретические и практические основы формирования здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях профессионального образования».
Результаты научных исследований по проблеме формирования здоровьесберегающей стратегии профессиональной деятельности субъектов образовательного процесса учреждений профессионального образования внедрены в образовательный процесс института и учреждений профессионального образования области. Данная проблема продолжает изучаться.
Исходя из того, что ключевые фигуры в формировании здоровьесберегающей среды – педагоги и мастера производственного обучения, в институте созданы базы статистических данных об их социальных, психологических, психофизических, профессиональных особенностях, изучено ценностное отношение профессионально-педагогических работников к здоровью, компетентность в вопросах здоровьесбережения и готовность к этой деятельности.
В здоровьесберегающей деятельности учреждений профессионального образования определяются два наиболее значимых направления:
– создание здоровьесберегающей образовательной среды, способствующей сохранению здоровья и формированию здорового образа жизни, готовности к сохранению здоровья в условиях будущей профессиональной деятельности;
– подготовка выпускников учреждений педагогического и медицинского профиля к здоровьесберегающей деятельности, формированию здорового образа жизни населения.
Проблемы сохранения здоровья разрабатываются на двух областных экспериментальных площадках института.
На базе профессионального училища №8 с 2005 года открыта площадка «Здоровьеформирующая среда профессионального училища как условие подготовки конкурентоспособного рабочего». Создана система мониторинга здоровья. Весь воспитательно-образовательный процесс построен с учетом приоритета сохранения здоровья, формирования здорового образа жизни. Осуществляется мониторинг здоровья. Ежегодно в училище организуются научно-практические конференции, посвященные проблемам здоровья.
На базе Киселевского педагогического колледжа с 2005 года действует экспериментальная площадка «Формирование готовности будущих учителей к здоровьесберегающему сопровождению воспитательно-образовательного процесса». Экспериментом охвачены все студенты и работники, все педагоги базовых школ. Создана система здоровьесберегающего сопровождения, осуществляется мониторинг здоровья студентов. Введены факультативные курсы «Гигиена воспитательно-образовательного процесса», «Химия и здоровье», «Здоровьесберегающие технологии». Пересмотрены тематика курсовых и выпускных квалификационных работ и программы педагогических практик в соответствии с проблемой экспериментальной площадки. Работниками колледжа подготовлены пособия «Сборник задач по химии с валеологическим содержанием», «Валеологическое просвещение школьников через уроки английского языка» и др. Они используются как в колледже, так и в школах города.
Всего в учреждениях начального и среднего профессионального образования сегодня действуют двенадцать областных экспериментальных площадок по актуальным для развития профессионального образования проблемам.
В системе профессионального образования области открыто базовое образовательное учреждение по направлению «Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе» – Кемеровский областной медицинский колледж. Он оказывает методическую помощь работникам учреждений профессионального образования по нескольким направлениям.
Наиболее эффективен опыт по созданию здоровьесберегающей образовательной среды и формированию здорового образа жизни в профессиональном училище №67 (Новокузнецк), Профессиональном колледже Новокузнецка, Юргинском технологическом колледже.
Комментарии