Российские профучилища скоро останутся без финансовой поддержки центра. Теперь содержание системы полностью ложится на регионы. Выживет ли кузница кадров в таких условиях? Удивительное время – это время парадоксов и дерзких экспериментов, а говоря языком официальным, – время реформ. К сожалению, суть любых российских реформ – это перераспределение денежных средств, точнее, их отнимание. Судите сами, при катастрофической нехватке рабочих кадров лишают их кузницу, то есть профучилища, финансовой поддержки государства. Нельзя сказать, что совсем лишают, просто перекладывают эту заботу на другую голову, ту, что поменьше. На местах, конечно, радуются: у нас и так денег нет, значит, одной дырой больше! Точнее, вместо сорока маленьких дыр (а на Брянщине без малого четыре десятка профучилищ!), одна большая…
Мы не миллионеры, мы только учимся
В Климовском 36-м училище, похоже, нашли способ (и не один), как остаться на плаву. Нужно, считает директор Владимир Смольский, формировать внебюджетные фонды, то есть зарабатывать самим. Но как, если учебный процесс ограничивает производственные возможности. Оказывается, достаточно почитать учебный план более внимательно. Читаем… вот! У будущих трактористов в плане стоит «учебная езда» на автомашине и на тракторе. Отлично! Но как это можно использовать на законном основании?
– А так, – делится директор Владимир Смольский, – зачем гонять машины впустую? Вот он мастер, рядом ученик, а в кузове – сено для тети Маши из соседнего села. И ученик при деле, и мы при деньгах, да и тетя Маша довольна. Потому что наши автоуслуги намного дешевле, чем услуги АТП…
Правда, прежде эта самая тетя Маша идет в бухгалтерию училища и говорит: «Нужно мне до поляны доехать и обратно, обернемся за полчасика, пока дождя нет»… Составляется договор с заказчиком – тетей Машей, указывается время эксплуатации транспортного средства, оплачивается сумма. Таким образом, каждый заработанный рубль проходит «контроль и учет». Часть заработанных денег идет на горючее для машин, часть – на премии мастерам-водителям, часть – на нужды училища.
Девушки – будущие портнихи и закройщицы – тоже вносят свой посильный вклад в благосостояние родного училища. В мастерских под чутким руководством наставников они выполняют нехитрые заказы соседней МТС (машинно-технологической станции), шьют рукавицы. Кстати, все для той же тети Маши они тоже могут, к примеру, ушить или расшить юбку, обновить ее старое пальто и даже соорудить скромный комплект постельного белья, если только она опять придет в бухгалтерию и оформит договор. Опять же услуги начинающих закройщиц и портних гораздо дешевле. Но это все, как вы понимаете, не отступая от учебного плана. Однако есть еще и внутренние резервы, их нужно только «изыскать». Понятно, что в этом случае ответственность ложится уже не на начальника транспортного цеха, а на преподавателей… к примеру, информатики.
Совсем недавно в училище появился долгожданный компьютерный класс. Все в том же учебном плане обозначена новая специальность – оператор ЭВМ. Однако азы этого мастерства юноши и девушки постигают в первой половине дня, а во второй для их родителей, соседей и старших товарищей проходят курсы компьютерной грамотности. Преподаватели за дополнительную плату в течение месяца или трех обучают всех желающих. Кстати, не хотите обучаться компьютерной грамотности, можете выучиться на продавца. Училище, договорившись с районным центром занятости, таким образом и деньги зарабатывает, и борется с безработицей.
Наконец, еще один исключительно сельский способ выживания в эпоху реформ – заняться земледелием. У климовского училища №36 есть свой производственный участок, где учащиеся выращивают овощи, которые поступают к ним на обеденные столы, а что осталось, везут продавать.
Такая бурная деятельность развернулась в 36-м училище только год назад, и уже заработано общими усилиями мастеров и педагогов сто тысяч рублей.
Кузница кадров
Можно приводить немало примеров тому, как зарабатывать, обучая. Но при этом (как ни крути!) образовательное учреждение плавно расширяется, создавая производство. Тогда напрашивается вопрос, если рабочих рук так не хватает именно в производстве, почему им, промышленникам, не взять в свои руки прилегающие ПУ и, к примеру, выделить учебное подразделение в своем промышленном комплексе? На первый взгляд схема проста. Провести мониторинг, определить вакансии и объявить набор. Затем приставить к лучшим из лучших по паре учеников, и через полгода-год готово молодое пополнение. Однако возникает маленькое «но»: юноши, пришедшие на завод через полгода-год, призовутся в ряды Вооруженных Сил России. И что?
– Куда я вложил деньги, в кого? – удивляется генеральный директор одного из промышленных гигантов Брянщины. – Я же платил и мастеру, и ученику… Другое – дело федеральные средства…
Федеральные средства действительно другое дело, поскольку юноша, получивший профессию в училище, идет защищать Родину. То есть государство вкладывает в начальную профессиональную подготовку своего защитника. А вот гендиректору от такой заботы о государстве одни убытки. Ведь возмужавшие токари, слесари, водители, механизаторы не спешат на родной завод. Там нынче не заработать на светлое будущее. Гораздо выгоднее принять на работу «дембеля» и, составив с ним договор на обучение и последующее плодотворное сотрудничество, растить кадры. Кстати, на заводе «Термотрон» (ныне ОАО) подобная кузница кадров существует уже 4 года. За это время подготовлено чуть больше пяти десятков токарей, фрезеровщиков, которые и по сей день трудятся на предприятии.
В принципе каждый промышленный гигант может создать у себя на производстве учебный участок. Тогда, конечно, училища, не сумевшие вырасти в производство, проще закрыть. Что же касается села, то вырастить механизатора, к примеру, в родном колхозе или совхозе тоже обойдется дешевле. Выходит, не стоит бояться первого январского дня грядущего года, когда в ходе реформ и преобразований федеральный центр прекратит направлять средства на содержание ПУ. Ведь способов выжить в это удивительное время немало. Мало как раз времени на то, чтобы определить, какой из них оптимальный.
Брянская область
Комментарии