Тема «Поможем нашим детям в выборе профессии».
Ход собрания
1. Вступительное слово учителя
Выбор профессии – задача не из легких. Помочь старшеклассникам сделать этот выбор могут родители, но они нередко жалуются на непонимание своих детей. Конечно, у молодого поколения иные ценности, привычки. И все-таки у каждого родителя есть неоспоримое преимущество перед ребенком – социальный опыт, умение оценивать жизненные реалии и требования.
Как помочь выбрать профессию вашему ребенку? Как помочь преодолеть трудности экзаменационного периода? Как подготовиться к поступлению в вуз? На эти и другие вопросы нам предстоит сегодня ответить.
2. Фантазии ребенка и аргументы родителей
Еще один аргумент, свидетельствующий в пользу родителей, – профессиональные фантазии ребенка. Когда он видит себя в мечтах представителем той или иной профессии, он мысленно примеряет ее на себя. На первый взгляд это кажется детским занятием, игрой, и только. Однако научные исследования доказывают, что около трети школьников определяются с профессией уже в начальной школе. Значит, важными для них оказываются рассказы родителей, родственников, друзей семьи о том, как они выбрали профессию, какие испытывали при этом трудности, на что обращали особое внимание.
Тем не менее дети и родители, несмотря на кровное родство, различны. Их жизненные и профессиональные пути обычно расходятся. Ведь жить вместе не значит жить вместо. Иногда родители настаивают на выборе той профессии, которой в силу обстоятельств им не удалось овладеть самим. Надо понимать, что в этом случае они пытаются через ребенка реализовать свою мечту.
Часто родительский совет базируется на поверхностных и неточных представлениях о престижных профессиях, якобы гарантирующих ребенку безоблачное будущее. Печально, что при этом не учитываются интересы и способности ребенка. Тем самым уже на этапе выбора закладывается программа формирования неуспешного человека.
3. Психологический практикум
Проверьте себя, как вы ориентируетесь в новых профессиях.
Логистик: а) занимается логикой; б) организует транспортировку продукции; в) организует конференции и научные саммиты.
Веб-мастер: а) работает на компьютере; б) разрабатывает программы; в) работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов.
Маркетолог: а) работает на рынке ценных бумаг; б) изучает рынок труда; в) изучает рынки сбыта товаров.
Фандрайзер: а) ищет деньги и другие возможности для организаций; б) фанат, которого нанимает звезда; в) изучает пути развития предприятия.
PR-агент: а) связан с политикой; б) специалист по рекламе и связям с общественностью; в) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.
4. Прививка от неудачи
Очень часто родительские советы подаются под «соусом» «полезно для семейной жизни». Будь врачом – нас и себя сможешь лечить! Становись поваром, хоть готовить научишься! Плохо ли – воспитатель! Своих детей вырастишь как надо. Продолжать подобный перечень можно бесконечно, при том что ущербность такого выбора очевидна.
Еще одно родительское заблуждение: высшее образование автоматически разрешает проблемы поиска нужной высокооплачиваемой работы.
Одна из насущных задач родителей – помочь ребенку сформировать реалистичное представление о самом себе – своих способностях, сильных сторонах характера. Необходимо поощрять личностную уникальность. Поддерживая и одобряя ребенка, родители помогают ему приобрести уверенность в себе. По образному выражению, эта помощь подобна прививке от неудачи и несчастья.
5. Анализ анкетирования учащихся (анкеты см. в приложении)
6. Беседа родителей
Родители обмениваются мнениями по следующим темам: «Профессии нашей семьи», «Профессиональные династии – «за» и «против», «Модные и не очень модные профессии».
7. Выступление школьного психолога
В самом начале своего выступления психолог анализирует профессиональные предпочтения старшеклассников по результатам тестирования, а затем дает родителям советы, как помочь ученикам с выбором профессии.
Правила выбора профессии:
1. Выбор должен быть совместным (родители + ребенок).
2. Выбор должен быть реалистичным (способности + возможности к усвоению материала ребенком).
3. Выбор должен быть актуализированным (необходимо учесть желание ребенка).
4. Выбор должен быть гибким (всегда нужно иметь в запасе альтернативный вариант).
5. Выбор должен быть востребованным (отвечать потребностям рынка труда).
Происходит обсуждение советов психолога.
Галина НОВИКОВА, учитель химии и биологии средней школы села Ярославка, Республика Башкортостан
Приложение
Анкета 1
1. Назовите 10 наиболее привлекательных для вас профессий (расположите их по степени значимости).
2. Назовите преимущества вашей будущей профессии.
3. Назовите минусы вашей будущей профессии.
4. Назовите качества характера, необходимые для того, чтобы состояться в данной профессии.
5. Назовите качества вашего характера, которые могут вам помешать приобрести любимую профессию.
6. Что или кто повлиял на выбор вашей будущей профессии?
– родители;
– знакомые;
– жизненные обстоятельства;
– родственники;
– книги и фильмы;
– друзья;
– педагоги;
– собственные способности.
Комментарии