search
main
0

Я – аграрий

Если перспективы неочевидны, их надо показать

Урал называют зоной рискованного земледелия, а образно – краем вечнозеленых помидоров: они здесь не вызревают даже в теплицах. Климат – решающий фактор для сельского хозяйства. В подобных условиях имидж аграрных профессий вряд ли может быть высок.

 

С таким «провокационным подходом» я пришла знакомиться с Уральским государственным аграрным университетом (УрГАУ). И первое, что мне убедительно доказали: Урал имеет серьезное преимущество перед многими регионами – обширные территории. А это означает большое количество потенциальных сельскохозяйственных угодий и хорошие перспективы для развития агрокомплекса.

Особенность Свердловской области – высочайший уровень урбанизации. Почти 90 процентов населения проживает в крупных городах. И опять из минуса можно извлечь плюс: большие возможности для развития сити-фермерства, выращивания продуктов в условиях мегаполисов.

 

Без работы не останетесь!

Если перспективы не очевидны, их надо показать.

Когда в 2019 году при УрГАУ стартовал инновационный образовательный проект «Агрошкола», одной из его задач стало повышение имиджа аграрных специальностей с целью привлечения в сферу заинтересованных молодых людей. С деятельностью Агрошколы знакомят директор Центра профессионального развития молодежи Марина Сергеевна Андрюшечкина и специалист центра Анастасия Сергеевна Костина.

– Наша задача – донести до школьников, как важны и полезны сельскохозяйственные профессии. Упор делаем на практические знания, которые пригодятся в жизни, на востребованность сельхозспециальностей, без работы выпускники университета не останутся никогда.

Продукты питания – что может быть более необходимым для жизни человека? Их производство востребовано всегда. Землеустройство, кадастровые вопросы, межевание – сегодня это очень актуально. Новейшие технологии в сельском хозяйстве, биоинженерия привлекают ребят с инженерным мышлением. Особым спросом пользуется направление будущего – сити-фермерство.

Если посмотреть на Екатеринбург ночью с высоты, можно увидеть светящиеся лучи теплиц, раскинувшихся на площади примерно в 35 футбольных полей к северу от города.

Сельские районы больше сориентированы на животноводство, выращивание кормов, хозяйства ближе к крупным городам – на обеспечение свежими овощами, которые не надо везти к покупателям за сотни километров. Впрочем, в агрокомплексе УГМК имеется семь тысяч коз, здесь производятся и сыр, и молоко!

– В свое время я получила специальность «переработка мяса и молока». Работала на нескольких заводах, сейчас являюсь сотрудником университета. Ни разу не пожалела о выбранной профессии. Хотя бы с точки зрения элементарной практической пользы. Прихожу в магазин, смотрю состав сосисок, например, и с пониманием решаю, что приобрести, а что не стоит. Знания, нужные для жизни, – делится Марина Сергеевна.

 

Увлечь и заинтересовать

Впрочем, одной пользой школьников в сельское хозяйство не привлечь.

Представим ситуацию. Мама – зоо­техник. Дочка всю жизнь наблюдала, как она заботится о коровках, кормит их, чистит, ухаживает. О другой специальности для себя девочка и не думала.

Но чаще бывает иначе. Более 70 процентов выпускников сельских школ, по результатам социологических исследований, испытывают неуверенность в будущем, неудовлетворенность в настоящем и мечтают уехать из села.

Как сориентировать их на выбор аграрной профессии? Здесь главное – увлечь, заинтересовать.

Особенно эффективны в этом плане мастер-классы вживую, которые проходят в реальности, а не на экране монитора, и позволяют детям активно участвовать в процессе, пробовать профессию руками, а иногда на вкус. Проводятся мастер-классы по производству мороженого, йогуртов или устройству сада на балконе, измерению земельных угодий с помощью приборов.

Основной инструмент Агрошколы – создание профильных аграрных классов. Это не значит, что в какой-то школе появляется чисто сельскохозяйственный класс, 10-й «Б», например. Чаще собирается группа человек 20-30 заинтересованных ребят с восьмого по одиннадцатый класс. Иногда коллектив учащихся формируется на базе нескольких школ. На данный момент Агрошкола сотрудничает с 31 средним учебным заведением, не более десятка из них находятся в Екатеринбурге, большинство – в области, и не только Свердловской.

Обучение в течение нескольких осенних месяцев проходит по пяти образовательным программам, каждая продолжительностью 72 часа. Ветеринария, биоинженерия, сити-фермерство, инженерные технологии, введение в агробизнес. Лекции, практические занятия, квесты. Летом образовательные лагерные смены в живописном месте, на озере Таватуй.

За три года существования Агрошколы обучение прошли более пятисот человек. 70 процентов из них поступили в аграрный университет.

Недобора в вузе не бывает. Традиционно востребована профессия ветеринара. Сегодня много частных клиник, нацеленных на лечение животных, можно устроиться в одну из них или открыть собственную. Популярен ландшафтный дизайн. Очень востребована и хорошо оплачивается профессия технолога по производству продуктов питания, дает возможность карьерного роста. 82 процента выпускников после окончания УрГАУ устраиваются работать по специальности, это очень высокий показатель.

– Цель Агрошколы, – подчеркивает Марина Сергеевна Андрюшечкина, – чтобы в каждом районе, муниципальном образовании Свердловской области была минимум одна организация, с которой мы сотрудничаем.

Марина РОМАНОВА, Свердловская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте