Информатизация образования в Новосибирской области изначально носит комплексный характер, оперативно объединяя различные силы, средства и структуры.
Договорившись обсудить особенности информатизации в Новосибирской области рано поутру с Верой Гавриловной Перковой, директором областного центра информационных технологий, я одновременно получила в собеседники начальника управления образования администрации Новосибирской области Владимира Викторовича Иванова и ректора Новосибирского государственного педагогического университета Петра Вольдемаровича Лепина, который подарил для «Учительской газеты» свежее учебно-методическое пособие, созданное коллективом университетских ученых-педагогов «Методы и средства дистанционного и открытого обучения», где почти на 20 печатных листах рассматриваются новые информационные технологии обучения и учебная программа университетского курса «Методы и средства дистанционного образования» с тестами и огромным справочным материалом.
Когда знакомишься с объемом работы, проделанным за год в далеко не идеальных условиях не такой уж великой армией людей, сделавших продвижение информационных технологий в самые глухие уголки Сибири ежедневной ординарной задачей, понимаешь, что такие люди не могут не победить. Победить расстояния, недоверие, косность, политические спекуляции, финансовые бури – и простую привычку работать «по старинке».
– Сегодня в главный корпус нашего центра информационных технологий, расположенный на улице Восход, 26 А, на наш интернет-портал НООС (Новосибирская открытая образовательная сеть) с простым адресом WWW.WEBSIB.RU обращаются за консультациями коллеги со всей России. Узел, включающий несколько сотен сайтов, обновляется ежедневно. Согласно статистике известных топов, среди образовательных ресурсов НООС входит в десятку лидеров. К нам обращаются не только потребители, но и тысячи электронных страниц- индекс цитирования во всех рейтингах подтверждает нашу «всепроницаемость».
В области завершена компьютеризация управленческих и методических служб, по словам Иванова, в 1424 образовательных учреждениях за три года поставлено 3746 компьютеров и мультимедийных проекторов. (Теперь в распоряжении новосибирских школьников 7395 компьютеров). Стоимость реализованного проекта – 95,7 миллиона рублей, среди которых более половины – из бюджета самих сельских районов, озабоченных тем, чтобы интеллект сельского ребенка прирастал информационными технологиями в режиме реального времени.
Федерация Интернет Образования обучает ежегодно в Новосибирске 1000 слушателей, продолжая их консультировать и после учебы, активизируя проектную деятельность. Особенно же расширили число обучающихся созданные при участии компании INTEL TECHNOLOGIES ресурсные центры в 18 районах области. Располагаются они в районных центрах, где кроме курсов работают и сервисные службы, решающие все технические проблемы любого компьютерного класса.
Среди десятков направлений работы с учителями наиболее популярной стала проектная деятельность. Десятки оригинальных проектов ведет новосибирская образовательная сеть. В апреле 2004 года состоялся первый семинар выпускников областных площадок – районных ресурсных центров. Участвовали в нем победители районных конкурсов и представили оригинальные проекты из области физики, химии, биологии, информатики, истории, психологии, русского языка, английского, технологии, программ начальных классов.
Характерно, что многие проекты, выполненные учащимися под руководством учителя, носят социальный характер и ставят задачу воздействовать на жизнь социума.
Учитель биологии и химии из Коченевского района Е.А. Скакалина организовала работу ребят с использованием информационных технологий по теме «Восстановление лесного массива в зоне села Поваренка». Учитель химии и биологии из г. Куйбышева О.В. Кирпичникова восхитила всех проектом «Строим город «Экоград». Учитель информатики из Баганского района В.Г. Сорокин представил прекрасный проект, поддержку начинающим коллегам «Как создать и продвинуть интернет-проект». Проект «Экологическая тропа» заместителя директора СЮН из Куйбышева С.И.Максимова, энтузиаста и патриота родного города, страдающего от химического завода, заинтересовал не только педагогов как шедевр информационной технологии, но и администрацию города, использующую этот материал в организационных целях.
Но особого масштаба работа проделана со школьными библиотеками, которые хорошо оснащены новой техникой, а библиотекари обучены новым компьютерным технологиям. Они становятся информационными и мультимедийными центрами. 500 сельских школ начали превращение в медиатеки: кроме аппаратуры, получили по 50 дисков по всем школьным предметам с прекрасной методической базой. Программа «МАРК» значительно облегчила работу учителя и библиотекаря. Новосибирцы приняли участие в Российском конкурсе библиотек: победителями стали энтузиасты информационных технологий – библиотека 1-й гимназии Новосибирска и Дмитриевской сельской школы Татарского района. Село вдруг ощутило себя международным центром, а это обязывает и к международному, мировому уровню культуры и образования. Естественно, содержание образовательной сети должно меняться на новых скоростях, адаптируясь к мировому научному процессу. В самом деле, новые технологии обучения неизбежно обеспечивают новые темпы развития информационной революции. Успеть бы учителю за учеником на этих виражах!
Новосибирская область
Комментарии