search
main
0

www.ege.ru Резолюция II Всероссийского совещания по подведению итогов эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2002 году и постановке задач эксперимента на 2003 год

В целях подведения итогов эксперимента по введению единого государственного экзамена, организованного в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 N 119 “Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена” и от 05 апреля 2002 N222 “Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена”, в 2002 году и постановки задач на 2003 год 24 сентября 2002 г. проведено II Всероссийское совещание в г. Москве.
В работе совещания приняли участие 189 чел. из 52 субъектов Российской Федерации, представители:
– органов управления образованием субъектов Российской Федерации;
– образовательных учреждений высшего профессионального образования;
– образовательных учреждений среднего профессионального образования.
На совещании:
– обсуждены результаты и подведены итоги эксперимента по введению единого государственного экзамена в шестнадцати субъектах Российской Федерации: Республике Башкортостан, Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Республике Саха (Якутия), Удмуртской республике, Чувашской республике – Чувашии, Красноярском крае, Калининградской, Липецкой, Новгородской, Оренбургской, Псковской, Ростовской, Самарской, Томской, Челябинской областях;
– дана оценка представителями субъектов Российской Федерации, высших и средних специальных учебных заведений итогов второго года введения ЕГЭ, совмещающего государственную (итоговую) аттестацию выпускников общеобразовательных учреждений и вступительные испытания в вузы и ссузы;
– рассмотрены проблемы нормативного, организационно-технологического, научно-методического и информационного сопровождения ЕГЭ;
– определены задачи эксперимента по введению единого государственного экзамена на 2003 год и проблемы, требующие решения.
На совещании в целом положительно оценены результаты второго года эксперимента по введению единого государственного экзамена.
Отмечено, что Министерством образования Российской Федерации совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации, высшими и средними специальными учебными заведениями, участвующими в эксперименте, проведена большая работа по обеспечению реализации постановлений Правительства Российской Федерации. Начата работа по взаимодействию с федеральными министерствами и ведомствами по обеспечению их участия в организации, проведении эксперимента и контроля за участием подведомственных учреждений профессионального образования.
Число субъектов Российской Федерации – участников эксперимента увеличилось с 5 до 16, количество сдававших выпускные и вступительные экзамены в форме единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) возросло с 30 до 300 тыс. чел., общеобразовательных учреждений – с 2845 до 8427, высших учебных заведений и филиалов – с 16 до 117. Впервые в эксперименте участвовали средние специальные учебные заведения в 11 субъектах Российской Федерации (79 ссузов). С 12 федеральными министерствами и ведомствами было согласовано участие подведомственных им образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования (далее – вузы и ссузы).
Из 128 вузов, утвержденных приказом Минобразования России, в эксперименте не приняли участие 9 филиалов и 2 высших учебных заведения других министерств и ведомств. Ряд вузов не обеспечил участие в эксперименте в полном объеме с учетом выбранных и утвержденных схем проведения эксперимента.
Из 136 средних специальных учебных заведений с учетом согласованных с федеральными министерствами и ведомствами не приняли участие в эксперименте 58 ссузов в связи с принятым Минобразованием России решением о включении в эксперимент 2002 года в зависимости от готовности субъектов Российской Федерации и ссузов.
В эксперименте также приняли участие высшие учебные заведения, расположенные за пределами территорий, участвующих в эксперименте. 31 вуз своевременно представил информацию о приеме свидетельств о результатах ЕГЭ в Минобразование России. Реальное число вузов, принимающих свидетельства о результатах ЕГЭ, было значительно больше.
В целях организации и обеспечения эксперимента в 2001/2002 учебном году:
обновлены нормативные документы и инструктивные материалы, регламентирующие процедуру и проведение ЕГЭ, работу государственных экзаменационных комиссий и конфликтных комиссий субъекта Федерации, организацию приема в вузы и ссузы, участвующие в эксперименте. Данные документы и материалы опубликованы в “Сборнике нормативных документов”;
разработаны контрольные измерительные материалы (КИМ) по 9 общеобразовательным предметам;
обеспечена доступность к обсуждению и внесению предложений по структуре и содержанию КИМов, ежегодно издаваемых и опубликованных на сайте www.ege.ru демонстрационных версий КИМов, экзаменационных материалов предыдущего года, а также возможность участия в ежегодных конкурсах КИМ, проводимых Минобразованием России;
начата работа по созданию, наполнению и сопровождению федеральных и региональных баз данных, создана и апробирована федеральная база свидетельств о результатах ЕГЭ;
проведена подготовка специалистов, обеспечивающих проведение ЕГЭ (организаторов, операторов, членов предметных комиссий по проверке открытых заданий и др.);
проведена работа по организации эксперимента с 16 субъектами Российской Федерации (схемы эксперимента, региональные программы организации и проведения ЕГЭ, региональные нормативные, инструктивные, методические документы и материалы, базы выпускников, контроль проведения ЕГЭ и др.);
определены и реализованы схемы материально-технического и финансового обеспечения субъектов Российской Федерации – участников эксперимента за счет средств Федеральной программы развития образования; проведены конкурсы и заключены государственные контракты по различным направлениям работ;
организована и осуществлена поставка оборудования в 16 субъектов Российской Федерации, проводятся каналы связи;
проведена работа с вузами и ссузами по участию в эксперименте (по определению направлений и специальностей для зачисления по результатам ЕГЭ, по разработке правил приема, по организации зачисления, по работе с федеральными базами свидетельств о результатах ЕГЭ и др.);
проведены 9 семинаров-совещаний, заседаний Совета по организации подготовки и проведения ЕГЭ и коллегия министерства;
ведутся работы по научно-методическому обеспечению эксперимента через подпрограмму “Научное, научно-методическое и информационное обеспечение модернизации системы образования”; опубликован сборник материалов по результатам проведенных работ;
организована работа по информированию заинтересованных организаций, образовательных учреждений – участников эксперимента и средств массовой информации о подготовке и ходе проведения эксперимента через сайт информационного сопровождения ЕГЭ www.ege.ru, сборники нормативных, научно-методических и информационных материалов, в том числе 14 учебных фильмов.

В качестве основных результатов экспериментальной работы в 2001/2002 учебном году следует отметить следующее:
получены более объективные данные о подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений, которые могут использоваться для управления качеством образования в субъектах Российской Федерации и образовательных учреждениях – участниках эксперимента;
абитуриенты получили расширенные возможности для выбора учебного заведения за счет участия в конкурсе в нескольких вузах и ссузах; часть абитуриентов на основании свидетельств о результатах ЕГЭ участвовала в конкурсе в вузы и ссузы, расположенные за пределами регионов, участвующих в эксперименте;
подтверждена принципиальная возможность проведения ЕГЭ в условиях значительного увеличения масштабов;
проверены новые способы обеспечения информационной безопасности экзаменационных материалов посредством использования штрих-кодов на бланках ЕГЭ и специальных упаковочных пакетов;
апробированы подходы к созданию баз данных выпускников общеобразовательных учреждений, свидетельств о результатах ЕГЭ, доступных определенному кругу пользователей;
отработан ряд вопросов создания системы подготовки и апробации контрольных измерительных материалов;
начата работа по созданию системы подготовки кадров для проведения ЕГЭ;
обеспечена постоянная работа сайта www.ege.ru в целях информационного сопровождения эксперимента, оперативного взаимодействия с участниками ЕГЭ и заинтересованными лицами, в том числе для обеспечения обратной связи и контроля за ходом проведения эксперимента;
показана возможность совмещения государственной (итоговой) аттестации и вступительных испытаний в вузы и ссузы, а также практического использования выбранной организационно-технологической схемы проведения ЕГЭ.
При этом необходимо отметить, что эксперимент резко усилил внимание общественности к образованию и положению дел в образовательных учреждениях; среди выпускников, сдававших ЕГЭ, количество медалистов осталось примерно на прежнем уровне, однако увеличилось количество неудовлетворительных отметок по сравнению с традиционной формой проведения государственной (итоговой) аттестации; по данным опросов, участники ЕГЭ считают, что экзамены в новой форме предпочтительнее традиционных.
Итоги эксперимента активно обсуждались в регионах, и в настоящее время 49 субъектов Российской Федерации представили согласованные на уровне органов исполнительной власти, советов ректоров вузов и советов директоров ссузов решения об участии в эксперименте в 2002/2003 учебном году, в их числе все 16 субъектов Российской Федерации – участников эксперимента в 2001/2002 учебном году. В 49 субъектах Российской Федерации расположено более 350 вузов и 1400 ссузов.
По итогам обсуждения рекомендовано:
1. Министерству образования Российской Федерации:
1.1. Предусмотреть совершенствование и уточнение нормативного обеспечения эксперимента по введению ЕГЭ с учетом опыта первых двух лет (в части, касающейся работы государственных экзаменационных комиссий, взаимодействия органов управления образованием и образовательных учреждений профессионального образования, рассмотрения апелляций на федеральном и региональном уровнях, порядка зачисления в вузы и ссузы, участия в эксперименте учреждений начального профессионального образования).
1.2. Определить развитие механизмов дальнейшего взаимодействия с федеральными министерствами и ведомствами, имеющими в своем подчинении образовательные учреждения профессионального образования.
1.3. Совершенствовать контрольные измерительные материалы (содержание и структуру, увеличить объемы подготовки – число общеобразовательных предметов и вариантов, привлечь через конкурсы большее число специалистов, в том числе из регионов и вузов, для подготовки КИМов).
1.4. Предусмотреть совершенствование организационно-технологического сопровождения ЕГЭ в целях сокращения времени на доставку и обработку результатов на региональном и федеральном уровнях, повышения уровня информационной безопасности, уменьшения влияния человеческого фактора, обеспечения прозрачности технологий принятия решений по итогам сдачи ЕГЭ.
1.5. Обеспечить организацию согласованных работ по формированию информационных систем сопровождения ЕГЭ по всем направлениям работ и в первую очередь по формированию региональных баз данных.
1.6. Предусмотреть организационное и нормативное регулирование вопросов обеспечения информационной безопасности на всех этапах подготовки и проведения ЕГЭ.
1.7. Предусмотреть развитие форм взаимодействия участия в эксперименте органов управления образованием и учреждений профессионального образования.
1.8. Обеспечить своевременное техническое оснащение субъектов Российской Федерации – участников эксперимента.
1.9. Предусмотреть нормативное регулирование расширения эксперимента на образовательные учреждения начального профессионального образования.
1.10. Рассмотреть вопрос о приеме в вузы участников региональных олимпиад по общеобразовательным предметам.
1.11. Рассмотреть вопрос о начале ЕГЭ 15-20 мая.

2. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации:
2.1. Завершить работу по формированию схем участия в эксперименте по введению ЕГЭ в 2003 году с учетом обеспечения интересов выпускников и поступающих в учреждения профессионального образования (не менее двух-трех общеобразовательных предметов).
2.2. Предусмотреть совершенствование нормативных документов субъекта Российской Федерации по организации и проведению эксперимента; обеспечить жесткий контроль за соблюдением процедуры проведения эксперимента.
2.3. Предусмотреть оптимизацию организационно-технологических схем проведения ЕГЭ.
2.4. Обеспечить согласование решения о компетенции и ответственности между органами управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательными учреждениями профессионального образования, а также муниципальными органами управления образованием при проведении ЕГЭ.
2.5. Обеспечить повышение информированности населения о подготовке и ходе проведения ЕГЭ.
2.6. Обратить внимание на отсутствие достаточных оснований для использования результатов ЕГЭ, полученных в ходе эксперимента, при аттестации педагогических кадров и учебных заведений.
2.7. Обеспечить контроль за предоставлением в заявках на КИМы реального числа участников ЕГЭ.
2.8. Представить в министерство замечания и предложения по поводу начала ЕГЭ 15-20 мая.
2.9. Представить в министерство замечания и предложения по поводу изменения системы выставления выпускникам отметок в аттестат по результатам ЕГЭ: переводить результаты, полученные на ЕГЭ, в пятибалльную шкалу – “1”, “2”, “3”, “4”, “5” для того, чтобы стала реальностью “2” за ЕГЭ (например, “3” (годовая) + “1” (по ЕГЭ)= “2”).

3. Высшим и средним специальным учебным заведениям:
3.1. Предусмотреть расширение сферы участия представителей вузов и ссузов на всех этапах организации подготовки и проведения эксперимента и формирование на этой основе предложений по совершенствованию всех направлений работ по проведению ЕГЭ, в том числе организации приема и зачисления в вузы и ссузы.
3.2. Обеспечить своевременное информирование выпускников и поступающих в вузы о перечне направлений подготовки и специальностей, по которым вступительные испытания будут проводиться в форме и по материалам ЕГЭ.
3.3. Предусмотреть информирование участников ЕГЭ об утвержденных правилах приема через собственные сайты и сайт www.ege.ru.
3.4. Провести работу для обеспечения оперативного взаимодействия с федеральной базой свидетельств о результатах ЕГЭ.
3.5. Рекомендовать проанализировать структуру и содержание контрольных измерительных материалов для формирования предложений по их совершенствованию.
3.6. Обеспечить согласованное участие в работе ГЭК и конфликтных комиссий субъекта Российской Федерации и контроль за качеством проведения эксперимента на всех этапах.
3.7. Представить в министерство на основе опыта участия в ЕГЭ предложения по приему и зачислению.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте