Американский писатель Роберт Линн говорил: «Хорошую информацию трудно добыть. Сделать с ней что-нибудь – еще труднее». А что с информацией можно делать?
Информацию можно получать или воспринимать, перерабатывать (сворачивать и разворачивать), и еще ее можно искать.При огромном потоке информации, который лавиной сваливается на головы современных детей, важным становится умение получать, перерабатывать и использовать эту информацию в жизни и учебном процессе.Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%.Мультимедиапрограммы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. В этом случае экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли своими словами, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.У нас есть два основных преимущества – качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением. Количественные преимущества выражаются в том, что среда мультимедиа много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит намного больший объем информации.Установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до тысячи условных единиц информации, а при подключении органов зрения – до 100 тысяч таких единиц.У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно и учебный материал отличается наглядностью, яркостью и вызывает у школьника положительные эмоции.В начальной школе для ученика картинка всегда преобладает над текстом.Большое внимание сейчас уделяется активным и интерактивным формам и методам обучения. Конечно, это не ново для нас (беседы, тренинги, круглые столы, дебаты, мозговой штурм, конференции – все это было), но имеет совершенно иной подход.Таким образом, можно вывести формулу интерактивного обучения: учитель – источники информации – ученик – учитель, где учитель лишь готовит ученика к восприятию, развивая ключевые компетенции.Интернет мне помогает в процессе обучения уже 15 лет. Сначала я использовала информацию, размещенную на просторах Интернета, для расширения кругозора учеников. Затем начала делать простые сайты, которые решали две главные функции: познавательная функция и выставка детских работ.Первым моим сайтом в 2009 году стал «Сундучок затей» (sunduchok-zatej.narod.ru). Второй появился в 2010-м – это был сайт «Музей боевой славы» (muzej-slavy1781.narod.ru). Материалы музея помогают мне и на уроках ОРКСЭ, когда мы говорим о патриотизме, о семейных и общечеловеческих ценностях и других нравственных понятиях.Можно ли учиться, проявляя интерес, получая удовольствие, и приобретать знания, играя? Положительный ответ на этот вопрос зависит от того, что предлагается обучающимся в качестве игры.Сегодня, когда появились эффективные конструкторы сайтов, я использую Интернет для создания квестов (конструктор сайтов WIX).Web-квест – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.Он представляет собой мини-проект, основанный на поиске информации в Интернете, оформленный в образовательный сайт, посвященный самостоятельной исследовательской работе учащихся (обычно в группах) по определенной теме с гиперссылками на различные веб-странички.Таким образом, веб-квест – это игра и обучение одновременно. Это очень интересный и перспективный вид деятельности. Выполняя различные роли, учащиеся рассматривают проблему с разных сторон. Адрес сайта: izolida.wix.com/orkse. В «ПОДВАЛЕ» ГЛАВНОЙ СТРАНИЦЫ РАЗМЕЩЕНЫ ТЕМЫ КВЕСТОВ. Каждый квест размещен на отдельной странице и имеет свои субстраницы (это файлы для скачивания). На каждой субстранице размещена информация для решения квеста согласно выбранной роли.На каждой субстранице указаны роль, задание и ссылки по теме квеста. На странице подсказки размещены дополнительные материалы, посвященные основам мировых религиозных культур.Последняя субстраница квеста называется «Результаты». На ней размещены итоги работы учеников по каждому квесту. Это могут быть презентации, слайд-шоу, доклады с иллюстрациями, макеты, рисунки, коллажи, проекты и другие творческие работы.При работе над квестами происходит интеграция с другими учебными предметами: окружающий мир, изобразительное искусство. Например:- «Следы мифических существ древних славян в Москве и Санкт-Петербурге»;- «Как связана история славянской письменности и православной веры»;- «Загадки и отгадки храма Василия Блаженного»;- «Четки в религиях мира»;- «Что общего и чем отличаются храмы различных религий»;- «Религиозная топонимика улиц Москвы» и многие другие работы учащихся.Ребятам очень нравится работа в группах, в непринужденной обстановке, с элементами игры и поиска, с использованием своих гаджетов и школьного оборудования.С удовольствием и огромным интересом ребята пробуют писать гусиным пером и чернилами на старославянском языке, когда знакомятся с православными святыми Кириллом и Мефодием – создателями первой славянской азбуки.Выполнение заданий квеста продолжается и дома. Здесь часто уже подключаются родители и с большим интересом принимают участие в квесте.В своей работе я использую разные IT-технологии – электронные игры с соответствующей тематикой, интерактивные кроссворды, тесты.Конечно, для решения web-квестов должны быть определенные условия работы:- для выполнения проекта ученики должны иметь доступ в Интернет с приемлемой скоростью;- участники (дети и взрослые) должны свободно владеть гаджетами;- минимизация рекламы при открытии сайтов (это неизбежный минус для бесплатного уровня конструкторов сайтов);- такая технология отнимает много времени у учителя.Эти трудности с лихвой окупаются удовольствием ребят от процесса и достижения конечной цели.Лидия КОВТУНЕНКО, учитель школы №1584
Комментарии