В эту московскую школу меня привело письмо. Вернее, несколько заявлений от автора, с завидной регулярностью и упорством бьющих в одну точку: дескать, в 445-й школе на детей смотрят как на источник дохода, учителя постоянно собирают деньги то на охрану, то на ремонт, то на подарки, никто не контролирует, куда уходят деньги. И далее следовал еще ряд обвинительных пунктов: кадры не задерживаются, у заместителя директора нет соответствующего образования, работает администрация плохо… Все письма заканчивались призывом убрать директора из школы.
– Приходите, конечно, – услышала я голос директора на другом конце провода, – но сначала скажите, вы что, на каждое письмо так оперативно реагируете?..
Да, судя по всему, разговор с директором будет трудным, решила я. Терпеливо выслушала тираду о недоверии нашему брату, мол, недавно телевизионщики побывали в гостях, спрашивали об одном, а сюжет повернули, как им угодно…
Охранник в вестибюле школы тщательно изучил пропуск, записал данные, позвонил директору, проводил до лестницы.
В кабинете меня ждали и тоже попросили предъявить удостоверение личности.
– Ну вот, началось, – думала я про себя, – придется отвечать за всю журналистскую братию, которая любит только «жареное да острое».
Я выложила на стол свое досье. Но директор неожиданно улыбнулся и достал папку раз в пять объемнее моей. Положил на нее крепкую трудовую ладонь. И я неожиданно для себя спросила:
– А кем вы работали до школы?
Оказалось, Игорь Евгеньевич Володин – воспитанник системы профтехобразования. Закончил училище, индустриально-педагогический колледж, пединститут, работал мастером, заместителем директора в 128-м училище.
Школу №445 Володин принял пять лет назад. Из оргтехники здесь был один ксерокс. А теперь школа оснащена компьютерами, кабинеты – современным оборудованием. Учителя в один голос говорят: «Хозяин в школе появился». Не чурается Игорь Евгеньевич никакой работы – сам замки чинит, мебель ремонтирует. Да что там ремонтирует, из досок и списанных столов он такие современные гарнитуры может смастерить!
Учителя горою за директора. Кстати, не существует в школе никакой кадровой проблемы. Даже в преподавателях иностранного языка нет недостатка (3 «англичанки» и 2 «француженки»). А как же уволившиеся учителя? Процесс естественный, как и везде. Но работают Алла Ивановна Евсеева (стаж 32 года), Марина Валентиновна Нарциссова (стаж 35 лет) и еще ряд школьных старожилов. А какая школа может похвастаться молодыми специалистами? В 445-й их трое. Расклад с молодежью таков: из 39 педагогических работников 21 человек – люди в возрасте от 30 до 50 лет.
Что касается качества знаний, то проблем с набором детей нет, хотя рядом известная математическая 444-я и «английская» 1290-я. Чем берет 445-я? Думаю, вниманием к каждому своему ученику. Здесь озабочены будущей судьбой своих питомцев. Свежий пример: поступил паренек после девятого в училище – год отучился, а потом пришел со слезами – возьмите назад в школу, хочу получить среднее образование. Взяли. Потому что парень понял, что ему надо. Другой случай: у девочки мама попала в больницу. Волнуется, как малышка одна справится. Учителя по очереди опекали девчушку, пока мама не выздоровела. А та после больницы зашла к директору: «Спасибо вам, но не могли бы вы помочь с деньгами, нечем за квартиру платить…» Помогли. Обо всем этом я узнала в школе.
– Некуда людям со своей бедой пойти, – так прокомментировал Володин. – Идут в школу… Если сегодня существует в обществе какая-то проблема, то она проявляется во всей полноте здесь, в школе. Ведь когда-то не было такого, чтобы школы охраняли. Теперь надо. А финансирование, сами знаете, какое. Откуда взять деньги? На ту же самую тревожную кнопку понадобилось 30 тысяч рублей. Правда, обещали их потом компенсировать. Игорь Евгеньевич с нескрываемой гордостью говорит, что удалось найти для охраны хорошую фирму: охранники вежливые, культурные и ответственные. А деньги собирают сами родители. Школьный комитет решил, что каждый класс сдает по полторы тысячи в месяц, а сколько платит каждая семья – решает уже родительский комитет класса. Учителя, наученные горьким опытом, в дела денежные не вмешиваются.
Сегодня школа вынуждена брать с родителей деньги. Значит, ее заранее ставят в конфликтную ситуацию. «Да сколько можно платить?» – возмущаются иные родители. И понять их можно. Семейные бюджеты многих не позволяют щедрых спонсорских подаяний. Налоги-то с зарплат берут немалые на то же здравоохранение, образование… А платить наличными все равно приходится. На кого жаловаться? На школу, на директора, конечно.
За полгода в 445-й побывало около шести комиссий. Выяснили, что все материальные ценности, в том числе компьютеры, копировальные приборы, микроволновая печь, тепловая завеса находятся на балансе учреждения. Опрос родителей не подтвердил информации о проведении учителями дополнительных занятий на платной основе. В школе издан приказ, запрещающий педагогам денежные сборы с родителей. Не подтвердились также информация о бесконтрольном расходовании профсоюзных средств, о нарушениях в распределении учебной нагрузки и многие другие пункты, перечисленные в письмах в редакцию «УГ».
Оказалось также, что бюджетные средства на капитальный и косметический ремонт школе №445 не выделялись. А деньги на ремонт классов родители сдавали на добровольной основе, что подтверждено протоколами…
Однако права пословица: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает». Три городские комиссии КРУ и одна окружная все-таки нашли некоторые недочеты. Они касались организации и оплаты замены заболевших учителей, оформления школьной документации, работы в каникулярное время.
Директору Володину был объявлен выговор за ослабление контроля за финансово-хозяйственной и образовательной деятельностью. Первый выговор за 18 лет педагогической работы, из которых десять составляет административный стаж. (Как руководитель и как преподаватель директор имеет высшую квалификационную категорию, кстати, преподает он редкий в нынешних школах предмет – черчение.)
…Я просмотрела книгу приема родителей, чтобы понять, с чем сегодня идут к директору. Ни одной жалобы о поборах. Конечно, с этими вопросами к директору не ходят. А просят, к примеру, принять девочку в порядке исключения в середине учебного года. А когда она закончит школу, вместо спасибо – письма во все инстанции, вплоть до президента. Удивительно, но ни одного плохого слова в адрес инициатора всех писем я не услышала ни от директора, ни от заместителя Ольги Юрьевны Гусевой (которой было предъявлено обвинение в отсутствии педагогического образования и поездке в Турцию в рабочее время). Автор заявлений, видимо, не знала, что Ольга Юрьевна давно уже признана соответствующей занимаемой должности и имеет высшую квалификацию и как заместитель директора, и как учитель. А поездкой в теплую страну ее премировали в Управлении образования Восточного округа столицы.
– Чем вы объясняете многочисленные проверки школы? Ведь автор всех писем один и тот же? – такими вопросами я озадачила ведущего специалиста Управления образования Восточного округа Москвы Галину Васильевну Новикову. Та пожала плечами.
– Обращаются-то в разные инстанции, в округ, в департамент, в мэрию, Госдуму, Администрацию президента. Все инстанции реагируют на заявления. В нашем департаменте учитывают даже все телефонные звонки. Школе сегодня трудно приходится.
Действительно, школа открыта для критики со всех сторон.
– А я в чем-то благодарен автору писем, – озадачил меня на прощание директор Володин. – Документация теперь у нас в полном порядке. Извлекли кое-какие уроки. Так что польза есть.
Москва
Комментарии