search
main
0

Взять в свои руки

В Америке директор аттестует учителя, но в последние годы все более популярной становится новая модель аттестации – «Помощь и контроль коллег» (ПКК). Введя механизмы взаимопомощи и оценки своей работы коллегами, учителя могут взять в свои руки решение профессиональных проблем.

Увеличение прозрачности процесса аттестацииПроблема. Учительство – традиционно работа одиночек, где учитель за закрытыми дверями ведет занятие с конкретной группой школьников, а профессиональные нормы не позволяют одному учителю вторгаться в работу другого педагога. Как остроумно заметил один директор школы в Роузмонте: «Одиннадцатая заповедь Господа – не говори плохо о другом учителе. Я преподавал семь лет в классе, соседнем с классом одного ужасного учителя, и слышал через стенку, что она говорит, что делают у нее дети. У меня зачастую возникало неодолимое желание войти к ней в класс, успокоить детей и навести у них там порядок. Но это было бы как посещение слоном посудной лавки. Никто в той школе не заговаривал вслух о том, каким ужасным педагогом была эта женщина».Если учителя работают в изоляции, то такая же ситуация у директора школы. В результате появляется еще один слон в посудной лавке – директор школы дает свою оценку работы педагога на основании мизерного количества информации о нем. Мы уже говорили, что оценки директора обычно не имеют связи с информацией о педагоге, которую могут иметь консультанты. Другая проблема состоит в том, что, оставаясь наедине с аттестационными бумагами учителя, директора, как правило, руководствуются только собственными соображениями и им не приходится защищать свое мнение перед своими коллегами, не говоря уже о каком-то формальном совете коллег. Проведенные исследования показали, что директора склонны чаще давать неоправданно завышенные оценки учителям, чем негативные. И причин тому несколько. Это и минимальная информация о качестве работы преподавателя, и сильное желание избежать новых конфликтов в коллективе. Такая тенденция вполне понятна, но все это мало помогает требованию предоставить каждому ученику в школе компетентного педагога.Решение. Проект ПКК дает возможность несколькими путями избежать субъективности в традиционных процедурах оценки работы учителей. Во-первых, консультанты проекта работают одновременно в нескольких школах учебного округа, специализируясь по одному году обучения и учебному предмету, что дает объективную базу при оценке работы конкретного учителя, и кроме того, консультанты и подопечные учителя не соединяются в пары, если существует вероятность наличия профессионального конфликта во взглядах и другие личные факторы. (Для некоторых небольших учебных округов проект ПКК формирует межокружную команду консультантов, что помогает более гибко подойти к вопросу о формировании пар «консультант – подопечный».)Во-вторых, проект ПКК обращен к каждодневной работе учителей. Нарушая традиционную изолированность педагога, консультанты проекта часто и регулярно присутствуют на уроках подопечных учителей. Повышение качества оценки происходит не только благодаря проекту, но существующее взаимодействие между консультантами и подопечными во многом влияет на это качество, так как открытость работы педагога дает больше информации для объективной ее оценки. Об этом говорит один из участников проекта: «Когда зам. директора школы приступает к оценке моей работы, у нее совершенно нет представления о реальном процессе, ведь зам. директора никогда не сидела на задней парте во время моего урока. Мне по душе, что мой консультант проекта оценивает мою работу. Кто лучше его представляет всю картину? Он знает, с чего мне пришлось начинать и как я продвинулась вперед. Он знает, с чем мне приходилось сталкиваться и как я с этим справлялась. Мне нравится, что ему есть с чем сравнивать при оценке моей текущей работы».И наконец, самый главный результат действия ПКК: проектом были созданы формальные команды профессионалов и структура, обеспечивающая подотчетность оценщиков.Опираясь на большое количество информации о работе учителя, которая является базой как для текущей помощи педагогу, так и для его аттестации, проект ПКК создал механизм, который позволяет большому числу педагогов общаться друг с другом, используя эту информацию. Консультанты каждую пятницу встречаются со своей группой, и некоторое время посвящается разбору конкретных ситуаций, возникших у подопечных. При этом учителя обмениваются советами. Помимо этого, консультанты формируют пары из своих подопечных, время от времени встречаются с учителями-участниками для того, чтобы обсудить трудности в их работе, посещают их уроки вместе с их коллегой из пары.Консультанты находятся в постоянном контакте с директорами школ. Работа консультантов направлена на работу учителей в классе, в то время как директора школ видят своих подопечных как членов школьного коллектива. На втором году работы проекта ПКК в округе Роузмонт были созданы механизмы, позволяющие консультантам совместно с директорами наблюдать за профессиональной деятельностью подопечных и обсуждать ее. Чтобы понять: учителю нужно повышение квалификации или можно продлевать с ним контракт.Помимо крайне важных, но формальных проверок работы учителей-участников совет проекта ПКК многократно в течение года выслушивает отчет о работе учителя. Консультанты отчитываются перед советом три раза в год о профессиональном росте подопечного и (или) трудностях, с которыми он столкнулся в работе, представляя совету детальную документацию по работе и устный доклад. Учителя и администрация школы, будучи членами совета, вносят предложения по работе участников проекта и контролируют достаточность помощи, оказываемой консультантами по улучшению работы подопечного. Таким образом, индивидуальная педагогическая практика учителя становится известной в рамках учебного округа. В некоторых случаях от консультантов требовали представить больше доводов о возможности продолжения или прекращения контрактов с педагогами и даже давали возможность в течение нескольких недель педагогам-участникам исправить свои ошибки. Как отмечал один из консультантов проекта: «Я буквально танцевал вокруг членов комиссии, которая не хотела возобновлять контракт с учителем, и они спросили меня, какие у меня есть доводы, чтобы продлить контракт. А достаточных доводов у меня и не было. Этим они показали на недостатки моей работы, за что я им благодарен».Ожидания членов совета состоят в том, что оценки консультантов будут основаны на стандартах, а не на фразе «да, я вижу, что человек хорошо преподает». Стандарты преподавания деперсонализируют процесс, помогая произвести оценку, которая больше основана на работе, чем на личности педагога. Президент профсоюза учителей отмечал: «Мы пытаемся создать стандарты преподавания такими, чтобы люди играли на одном поле по одним правилам. Прием на работу и решение об увольнении могут производиться централизованно, они будут основаны на стандартах, а не на личном отношении к конкретному учителю». В глазах президента профсоюза проект ПКК служит двум целям: он уменьшает возможность директора увольнять учителей-новичков по своему желанию и увеличивает документированную базу при оценке плохой работы педагогов.Совет проекта сделал гласной работу конкретного учителя в масштабах учебного округа, он также увеличил отчетность администрации в случаях критических ситуаций в школах округа. Например, совет проекта обнаружил, что в некоторых случаях директора не оказывают необходимой помощи начинающему учителю, такой как предоставление достаточного времени для подготовки к занятиям. В особенно сложных ситуациях задачей консультанта являются диагностирование и оценка возможностей своего подопечного. В таких случаях заместитель суперинтенданта во время заседания совета впрямую обращается к директору школы с требованием в ряде случаев изменить условия работы начинающего учителя.Конечно, работа совета не лишена недостатков. Основной претензией к совету ПКК со стороны консультантов является то, что он не играет желаемой роли в разрешении конфликта. В большинстве случаев вопросы касаются выделяемого времени. Слушания совета обычно проводятся в течение двух дней, но большинство участников ощущают, что процесс идет слишком быстро и не позволяет уделять достаточно времени деталям. Поэтому неудивительно, что у многих консультантов возникает ощущение, что совет «проштемпелевывает» решения о подопечных. В то время как информация об учителе увеличивает прозрачность решения, существует еще возможность для роста, для более значимого участия совета в процессе оценки педагога.Вовлечение в работу профсоюза учителейПроблема. Типично конфронтационный характер трудовых отношений можно попытаться исправить, убрав дорогостоящие и поглощающие время процедуры. Многие директора школ видят в профсоюзе непобедимого противника и часто даже не пытаются уволить учителя. Вместо этого они используют разные уловки, такие как добровольный или инициированный администрацией переход на другую работу, уход по собственному желанию, выход на пенсию. Один из директоров округа Роузмонт объяснял мне, говоря о традиционной аттестации учителей: «Может быть, я не совсем прав, но ведь вы понимаете, как трудно избавиться от плохого учителя. И я говорю себе: а ты что, действительно хочешь потратить время на процедуру увольнения этого учителя, зная, сколько проблем у тебя возникнет с профсоюзом? Я спрашиваю себя: хочешь ли ты все эти проблемы? И я отвечаю: нет, не хочу».Решение. Законодательство штата Калифорния включает профсоюзы учителей в работу учебного округа двумя способами. Закон требует, чтобы подпись представителя профсоюза стояла на заявке учебного округа на участие в программе ПКК (следует заметить, что учебный округ может потерять часть государственного финансирования, которое уже получает, если не станет участником программы ПКК). Помимо этого, закон требует, чтобы в работе совета присутствовали представители профсоюза и округа. Результаты исследования показали, что директора школ, члены совета и консультанты считают, что проект ПКК положительно повлиял на отношения между профсоюзом учителей и администрацией округа. Один из директоров школ так сказал об этом: «Я сотрудничаю с профсоюзом, и это протекает совершенно по-другому. Возникло ощущение того, что профсоюз и я имеем общее мнение о том, что нам требуются хорошие учителя, и мы делаем все для того, чтобы они могли хорошо работать. У нас вырабатывается единое мнение о возможности продолжения сотрудничества с педагогами, которые не способны улучшать свою работу. У меня сложилось ощущение, что мы одна команда и главное для нас – дети». Некоторые директора были крайне удивлены, увидев президента профсоюза учителей, присутствующего на слушаниях совета и, более того, согласного с решениями об увольнении. Между тем именно президенты учительских профсоюзных организаций, отстаивающие позиции «постиндустрального юнионизма», стояли у истоков программы ПКК, и именно президент профсоюза ратовал за начало работы программы ПКК в Роузмонте еще до принятия решения властями штата. А для некоторых профсоюзных организаций проект ПКК – это возможность защищать профессионализм преподавания, а не конкретных педагогов.Создание доверия к решениям аттестацииПроблема. Директора школ часто сомневаются, принимая решения по оцениванию учителей. А как это может быть по-другому? Проблема принятия решения увеличилась вместе с проблемами, обсужденными выше. У директоров нет достаточно времени для оценивания, они не вовлечены в профессиональное развитие учителей на постоянной основе; поэтому они не уверены в том, что рассматриваемому учителю дана возможность роста. Обычно у директоров нет стандартов, по которым оценивать учителей. Они одни должны принять решение, у них нет организационной структуры, которая обеспечивает сотрудничество с коллегами. Наконец, они часто считают, что негативная оценка учителя приведет к долговременной и дорогостоящей битве с профсоюзом учителей и что скорее всего проиграет в этой борьбе директор.Решение. Благодаря количеству времени, потраченному на консультации педагогам-участникам, непрерывности оценки процесса их деятельности, связи оценивания со стандартами преподавания и переносу ответственности от одного оценщика к группе коллег, участвующих в процессе аттестации, у директоров и членов совета возросла уверенность в качестве и точности аттестационных оценок.Рост ответственности за качество учителейПроблема. При структурных слабостях традиционной системы оценивания, описанных выше, учителей редко увольняют за плохое преподавание. Так, в одном случае традиционной аттестации было уволено менее одного процента учителей, хотя формально были названы некомпетентными от 1,53 до 2,65 процента. Таких учителей скорее переведут в другие школы, чем уволят.Решение. Возможно, одним из наиболее важных результатов исследования было то, что учителя-консультанты в ряде случаев рекомендуют не возобновлять контракт с учителем-участником. Это не означает, что консультанты радовались при таких решениях и что они не переживали, когда такие решения принимались. Тем не менее они рекомендовали не продлевать контракт, когда это было необходимо. Кроме того, директора и члены совета чувствовали уверенность, давая рекомендации, а профсоюз учителей был частью процесса, а не противоборствующей стороной. В результате из 88 новых учителей, которые были участниками программы в течение первого года, с 11 учителями (12,5%) контракт не продлили. При этом 100 процентов учителей-ветеранов были отправлены на пенсию или на другую работу в школе, не связанную с преподаванием в классе. Со второго по четвертый год программы ПКК процент увольнения начинающих учителей упал до 10. Если учителя-ветераны в течение первого года были значительно ниже стандартов, к третьему году программы один из четырех ветеранов (25%) улучшил свою работу и остался на работе. Но при этом округ все равно показывал результаты ниже средних среди участвующих в программе ПКК (30-60 процентов смогли улучшить свою работу).ПКК вызвала большие изменения в прозрачности работы педагогов по сравнению с причинами предыдущих увольнений учителей в округе. В течение года непосредственно перед началом работы ПКК только с тремя учителями из общего числа 3000 педагогов не были возобновлены контракты. В то время как некоторые учителя были уволены по непрофессиональным причинам, таким как опоздания на работу или проблемы с наркотиками, глава профсоюза не мог вспомнить (и в округе нет записи об этом) ни одного учителя, которого уволили бы по причине низкой квалификации за годы, предшествовавшие ПКК. Решения об увольнении, инициированные ПКК, далеки от драконовых или своевольных решений и представляют собой концентрированную коллективную попытку помочь педагогу улучшить свою работу. Консультанты проекта и члены совета часто говорили о том, что они выполняют свой долг перед школьниками учебного округа, беря на себя тяжелую работу, которая должна быть сделана.ИтогиБыть «сторожем брату своему» нелегко. Роль, которую исполняет учитель-консультант, отличается от того, что делает специалист по работе с кадрами, или учитель-инструктор, или другие специалисты, которые определяют уровень педагога. Эта функция – брать на себя ответственность за решения о качестве работы других в своей профессии – основной путь быть настоящим профессионалом.Консультанты и члены совета определяют свою работу как улучшение качества преподавания, проводимое в интересах своих клиентов – школьников. Они выражают уверенность в том, что учителя-участники смогут быть успешными, и делают все, чтобы помочь им сделать это. Если же работа учителя-участника не соответствует стандартам, несмотря ни на что, они считают своей обязанностью рекомендовать увольнение такого учителя. Хотя рекомендация уволить кого-либо из своих коллег принимается крайне тяжело, консультанты утешают себя тем, что все это делается ради высшей цели – улучшения качества обучения учащихся.Мой акцент на увольнении начинающих учителей как «хорошей новости» мог бы охарактеризовать меня как жестокосердного или, по крайней мере, безответственного человека, в то время как уменьшение отсева учителей является важнейшим фактором в работе городских школ. В профессиональных процедурах оценки всегда главное внимание уделяется интересам клиента, и потому просто удержание людей на рабочих местах не может быть целью. А целью является удержать на работе высококвалифицированных педагогов (или тех, кто демонстрирует потенциал превращения в высококвалифицированных учителей) и убрать из классов тех учителей, работа которых не соответствует стандартам и дает мало надежд когда-либо соответствовать им. Начинающие учителя скорее всего останутся в профессии на своем месте работы, если получат помощь, в которой они нуждаются, и данное исследование показывает, что ПКК может обеспечить им такую помощь. Начинающие учителя имеют право испытывать гордость принадлежности к профессии, члены которой серьезно относятся к коллективной ответственности за работу на уровне профессиональных стандартов.Юристы несут коллективную ответственность за работу на уровне профессиональных стандартов в рамках профессиональной коллегии. Врачи несут коллективную ответственность за работу на уровне профессиональных стандартов в рамках своих профессиональных организаций. Профсоюзы учителей традиционно не несут такой же ответственности. Директора школ при проведении национальных обследований о приоритетах, при принятии решений часто говорили о большем значении контроля за процедурами оценки работы учителей, чем за другими процедурами. Оценка работы совета по аттестации учителей, который состоит из учителей больше чем наполовину и сопредседателем которого является глава профсоюзной организации, демонстрирует радикальные перемены в роли учителей и профсоюза в установлении и поддержании профессиональных стандартов. В Роузмонте ПКК сумела объединить представителей профсоюзов, администраторов учебного округа, учителей и директоров школ в профессиональное сообщество педагогов, которое занимается выработкой объективных мер по повышению качества преподавания. В результате школьная система укрепилась за счет повышения квалификации педагогов, а учительские профсоюзные организации переключились с защиты конкретных педагогов на защиту собственно педагогической профессии.Перевод Наталии ВОСКРЕСЕНСКОЙ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте