search
main
0

Взялся за гуж, сними “Повелителя луж” Пустить в прокат добрый детский фильм труднее, чем снять

C Владимиром Портновым, экс-главным редактором Студии имени Горького, возглавляющим ныне журнал “Внешкольник”, мы встретились в Центральном доме литераторов. Зал напоминает зоопарк: всюду чучела животных. На квадратных колоннах – огромные головы бегемотов с разинутой пастью, вокруг олени, волки, медведи с оскаленными клыками. У кресла, где мы сидим, “приютился” бобр с голым, как и положено, хвостом.

Владимир Портнов работал на Студии имени Горького с 1987 по 1996 год. Он писатель и сценарист. Режиссер Сергей Русаков, снявший известный фильм “Пустельга”, работает сейчас над другим детским фильмом по сценарию Портнова. Это один из немногих детских фильмов, которые снимаются в наши дни. Сергей Русаков – соавтор сценария. Фильм снимает кинокомпания “Ракурс” (генеральный продюсер Виталий Сидоренко).
Я спрашиваю, что нужно человеку, чтобы стать детским режиссером. Ведь одно дело – работать со взрослыми актерами, другое – с актерами-детьми. Владимир Викторович показывает на чучело медведя.
– Нужно, чтобы у тебя, как у педагога дополнительного образования, было немножко больше улыбки, чем у обычного человека. Заметьте: один идет к детям, и у него ничего не получается, а за другим они бегают. Многое решают обаяние и близость к душам детей. Детский режиссер – это светло-созидательный человек. Увидев такого вот медведя, он скажет: “Бедный мишка!”, а не “Какие у него зубы страшные!”
– Интересный тест. Ну а профессиональное мастерство, выходит, уже потом?
– Да. Хорошие режиссеры без работы есть, но я знаю, что они не сделают сказку. Надо уметь видеть мир детскими глазами. Я долго искал режиссера. Это было трудной задачей.
…Фильм по сценарию Владимира Портнова и Сергея Русакова называется “Повелитель луж”. Серый волк да Иван-царевич вряд ли привлекут современных детей. Вот и возникла идея приблизить события фильма к современности, связав их с компьютерными играми. Тема, согласитесь, актуальная. Но в виртуальном мире должны участвовать герои, соответствующие русскому культурному пространству…
– Захотелось, чтобы мальчишки были представителями традиционного патриотизма в самом лучшем смысле, а не просто Петей и Ваней, – признается Владимир Портнов. – Сын полка у нас уже был, но не было мальчика-морячка, если не считать “Максимку” Станюковича. Но Максимка далековато по времени отстоит.
По замыслу один из мальчишек – разгильдяй, хотя и хороший парень, другой – отличник. Оба они из кадетского морского училища. Есть еще мальчишка-компьютерщик по имени Ромка, который не разлучается с ноутбуком. Он покупает игру с названием “Повелитель луж”. Играя, случайно нажимает какую-то кнопку, и сильный вихрь затягивает компанию ребят и девочку Настю в монитор. Попадая в виртуальный мир, ребята вынуждены противостоять злу. Они оказываются в условиях испытаний. Встречают хулигана Губошлепа, попадают в город, где все принципиально врут, в город, где все, не отрываясь, сидят за компьютерами, как роботы. После самых разных приключений ребята ломают диск. Все становится на свои места, а ребята возвращаются в родной Кронштадт.
Съемки в Кронштадте уже закончились. В массовках участвовали ребята из местного кадетского училища. Главные герои – кадеты Ваня и Фока. Им по 12 – 13 лет. Подобрать ребят было тоже непросто, ведь нужна именно пара актеров, ансамбль, который должен смотреться. Фильм планируется в этом году закончить: время – деньги.
Как только кинематограф перешел на хозрасчет, он начал быстро умирать. Решения, принятые на пятом съезде кинематографистов, привели к отделению кинопроката от кинопроизводства. Они стали жить врозь, попирая интересы друг друга. Прокат начал выживать по-своему, сдавая помещения в аренду. В кинотеатрах появились салоны автомобилей. Стало выгодней показывать дешевые американские фильмы. А что делать? И ремонт нужен, и зарплату надо как-то выплачивать. Кинотеатры отбирали из фильмов только то, что гарантированно привлекало зрителя. Отечественный фильм стало трудно прокатить и продать. Видеоверсия – палка о двух концах. Видео расширяет интерес к фильму, и он обретает известность, но киновариант становится не нужен. А с детским кино еще сложнее. Оно ослабло как педагогический инструмент. Поскольку на фильмах для детей сложно заработать, они исчезают. Детское кино и передачи невыгодны – нельзя вставить рекламу.
– Между тем есть простой способ возродить детское кино, – говорит Владимир Портнов.
– Какой же?
– Нужно выделить на него средства в госбюджете отдельной строкой. Всего-то навсего. И пусть оно не конкурирует со взрослым. Детское кино не приносит славы, не делает популярности. Несмотря на то, что сказки Роу получали Венецианский приз, кто сегодня знает этого режиссера? Кто знает Геннадия Васильева, Михаила Юзовского, Эдуарда Гаврилова? У взрослых популярно взрослое кино. К тому же на детское кино смотрят несколько свысока. Вот приходит начинающий режиссер. “Сделай сначала, мальчик, картину для малышей, а там, может, и взрослую тебе дадим”. Отношение примерно такое. Во взрослом кино есть свои корифеи, а режиссеру с проектом детского фильма сложно пробиться. Если бы детские фильмы конкурировали между собой, возможно, кто-то из мэтров обратился или вернулся бы к ним.
…Тихо-тихо ушли детские кинофестивали. Был со своими плюсами и минусами фестиваль, который проводил Ролан Быков, но со смертью мэтра заглох. Московский кинофестиваль стал целиком “взрослым”. Детское кино, увы, незаметно, оно не приветствуется в прессе как значимое событие. Переломить ситуацию пока не удается.
– Каково сейчас снимать детский фильм, Владимир Викторович?
– Камеру приходится арендовать, где подешевле. То же и с помещением для съемок, с монтажом. С кронштадтским кадетским училищем и моряками продюсер договорился, что они не возьмут денег за использование шхуны и катеров. Съемки предельно сжаты по времени. Все из-за денег… Сейчас производство фильма – отдельно, прокат – отдельно, студия – отдельно, а раньше это были звенья единого цикла… Я предвижу, что прокат “Повелителя луж” будет трудным. Но хочется верить, что картина, как говорится, заработает в нужном направлении. Ведь эта сказочная история высоконравственна и добра по своей сути. А это ведь очень важно.
Виктор БОЧЕНКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте