Уже выросло новое поколение россиян, которые никогда не были пионерами. Возможно, их школьная жизнь по-своему была интересной и насыщенной – кто-то вспомнит турпоходы по родному краю, а кому-то запали в душу школьные спектакли или музыкальные вечера. Но романтики пионерской жизни у них не было. А ведь многие, кому сейчас больше тридцати, до сих пор помнят, как их принимали в пионеры, как просыпались они в пионерских лагерях под звуки горна, как играли в увлекательную игру «Зарница» и пели песню «Взвейтесь кострами, синие ночи».
Была, конечно, в этом и идеология, но память хранит почему-то только светлое и трогательное. Я до сих пор, к примеру, помню, как меня принимали в пионеры в музее «Молодой гвардии» в Краснодоне. Как долго мы, третьеклассники, готовились в этому дню, заучивая на память торжественное обещание, как старались хорошо учиться – пионер не должен быть двоечником…Страна распалась, и многие ее атрибуты канули в Лету. Пионерской организации повезло, количество ее членов, безусловно, резко сократилось, да и сама она изменилась, но не исчезла, как, скажем, комсомол. 19 мая по всей России прошли праздничные мероприятия в честь 90-летия пионерии – фестивали, слеты, сборы, торжественные шествия участников детского движения, встречи старших пионерских вожатых разных лет. По-особенному эту дату отмечали в гминазии №1534, праздничный пионерский сбор здесь состоялся накануне – 16 мая. А ученики пятых классов участвовали в торжественных мероприятиях в Доме пионеров и школьников «Севастополец».«За Родину, добро и справедливость»Пионерская организация в гимназии существует столько же, сколько и сама школа, – 55 лет. Ни на один день не прекращалось здесь ее существование, несмотря на трудности 90-х, распад СССР. Правда, пионерский галстук сейчас выглядит иначе – он трехцветный, такой же, как и российский флаг.- Когда распался Советский Союз, мы решили не прекращать прием в пионеры, я тогда как раз была вожатой. Идеологическая сторона пионерского движения, конечно же, ушла, но воспитательная осталась, – говорит заместитель директора по воспитательной работе Инна Викторовна Бутенко. – Сейчас мы принимаем в пионеры только по желанию ребят 5-6-7-х классов, ребята пишут заявление о том, что хотят вступить в ряды пионерской организации с согласия родителей. Если раньше принимали в пионеры в музее Ленина, то сейчас, когда они закрылись, это торжественное событие проходит в военно-патриотических музеях, в музее Черноморского флота, Дома пионеров и школьников «Севастополец». Девиз наших пионеров: «За Родину, добро и справедливость». Работа пионерской организации сегодня строится в основном на двух принципах: добровольность и интерес. Наши ребята с удовольствием участвуют в игре «Зарница», в программе «Утренняя звезда», в олимпийских играх…В гимназии двое вожатых – Павел Карякин и Светлана Акопян….Инна Викторовна человек уникальный, в гимназии с 1979 года, пришла работать пионервожатой. Между прочим, окончила Инна Бутенко журфак МГУ, так что без труда смогла увлечь ребят журналистикой, под ее руководством ребята занялись выпуском школьной газеты.- Я пятнадцать лет проработала пионерской вожатой, была вожатой в «Артеке», в «Орленке» и убеждена, что пионерское движение обладает мощным воспитательным потенциалом, – говорит Инна Викторовна. – Здесь и интерес, и романтика, и игра. Так, «Зарница» – это десятидневное грандиозное событие, все наши пионеры получают военные билеты юнармейца, у нас в школе проходят различные маневры.Музей историиМы беседуем с Инной Викторовной в пионерской комнате, здесь и знамя пионерской дружины, и ее архив, море фотографий разных лет и еще коллекция пионерских значков. О каждом Инна Бутенко может говорить часами. Вообще в гимназии особое отношение к традициям. Здесь есть свой музей истории, где собраны уникальные экспонаты….Тут и предметы школьного быта, начиная с чернильницы, старых книг и школьной девчачьей формы. Есть тут и ставшие реликвией логарифмические линейки, счеты, транспортиры, пионерские галстуки из разных стран соцлагеря… Особое место в музее занимают сувениры из братских республик: к примеру, хлопок, подаренный ребятам из 21-й школы (именно так называлась тогда 1534-я гимназия) пионерами Узбекистана.- Мы постоянно участвовали в Фестивалях дружбы, – рассказывает Инна Викторовна. – Я лично побывала в 18 городах Советского Союза, мы провели 32 таких фестиваля. Здесь есть Книга почета, куда занесены лучшие ученики школы, есть и личные вещи и фото учителей, которые уже ушли из жизни…А открывается музей истории генеалогическим древом школы, где размещены фото всех ее учителей и директоров. Ее бессменным директором в течение 45 лет был Вадим Алексеевич Железнов, так что школу, а потом гимназию часто называли железновской.Есть здесь и школьные фотографии Ольги Семеновны Шейниной, которая сейчас возглавляет гимназию.Школьные будни и праздники- Я пришла в 21-ю школу в 9-м классе, – вспоминает Ольга Семеновна. – Вообще-то меня сюда переманили подруги, а сами переходить в последний момент передумали, тогда 21-я школа, как и сейчас 1534-я гимназия, имела математический уклон, потому девочек не хватало, в общем Вадим Алексеевич взял меня в свою школу, он и преподавал у меня математику…Ольга Семеновна, окончив институт, вернулась в родную школу учителем математики, была завучем, а с декабря 2010 года – директор.- У нас и учиться, и работать непросто, приходится выкладываться по полной, – признается Ольга Семеновна. – Потому-то не так просто найти учителя математики, кстати, нас недавно хотели соединить со 104-й школой. Так вот родители учеников этой школы отказались от слияния, побоялись, что их детей заставят изучать математику углубленно. Кстати, мы входим в пятерку лидеров по результатам ЕГЭ в Юго-Западном округе столицы, а по итогам международного исследования PISA попали в пятерку лучших школ России. В ноябре 2011-го гимназия в числе лучших 25 школ Москвы получила 10 миллионов рублей «За достижение высоких результатов в образовании». За этим всем стоит колоссальный труд самих ребят и, конечно же, педагогов.Из разговора с Ольгой Семеновной я узнала, что в гимназии учреждена национальная гимназическая премия «Овация».- Интеллектуальные, творческие личности, спортсмены – это трудяги, у которых день расписан по минутам, им гораздо труднее, чем тихим троечникам, поэтому мы убеждены, что надо поощрять таких гимназистов. Пусть у них будет праздник – музыка, шары, цветы, дипломы, медали и денежные премии. Успешные ученики этого заслужили, – считает Ольга Семеновна….Как правило, выпускники 1534-й гимназии поступают в МИФИ, на мехмат МГУ, в Физтех, МФТИ. Однако есть и те, кто выбирает учительскую стезю. Причем, окончив педвузы, возвращаются в родную гимназию, как, к примеру, учитель английского языка, он же вожатый Павел Корякин, учитель информатики Елена Архангельская, учитель химии Татьяна Филиппова, учитель математики Татьяна Пилипенко…Они побывали в «Орионе»Только не надо думать, что ребята из 1534-й гимназии сплошь «ботаники» и белоручки. Оказалось, что они умеют не только справиться с любой математической задачей и свободно говорить по-английски, но и подоить, к примеру, корову, построить дом или посадить огород. Откуда такой опыт? Из деревни «Орион», которая находится в Калужской области. Там находится детский дом семейного типа, организованный Дмитрием Морозовым. Поселок возник в результате реализации программы «Дети России», здесь построены жилые дома, центр досуга, спортивный комплекс, в общем, созданы все условия для постоянного проживания педагогов и их приемных семей.- Мы вывозим туда наших ребят после 10-го класса, – рассказывает Ольга Семеновна, – результаты после 10-12-дневного пребывания просто потрясающие. Я была шокирована, когда увидела, как умело доит козу наша ученица Алина Чуева, гламурная красавица, кстати, мой собственный сын Миша тоже прошел через «Орион», научился там ловко управляться с электропилой.Причем ребят не надо заставлять выполнять самую трудную работу. Девочки нянчатся с малышами, готовят еду, работают на огороде, мальчики занимаются строительством. В общем, проходят своеобразную школу жизни и возвращаются к московским реалиям уже другими. В школе ведь не так много возможностей проявить себя. А в «Орионе» каждый находит себе дело по душе. Между прочим, мы туда вывозили даже пятиклашек, чтобы сформировать классный коллектив. Наши педагоги-психологи ездили в «Орион» на тренинги. Мы помогаем еще и второму детскому дому «Солнышко». Там живут ребята с ограниченными возможностями здоровья, с ДЦП, с отставанием в умственном развитии. Я долго туда не могла заставить себя поехать, беду видеть психологически трудно. Однако, когда наконец-то побывала там, впечатление не было тяжелым. У этих ребят золотые руки. Они делают замечательные поделки – шьют, вышивают, вяжут, выпиливают. Наши дети выступали перед ребятами из «Солнышка» с концертами, и те были очень довольны….Вот такие они, гимназисты из 1534-й. И работать умеют не только головой, но и руками. Педагоги растят из этих ребят не только будущую элиту страны, но и милосердных людей, для которых понятия «доброта», «нравственность», «сострадание» не пустой звук. Наверное, немаловажен и тот факт, что многие ребята в 5-7-х классах прошли через пионерское движение, где учат не только играть, но и помогать ближним.
Комментарии