Владимир ФИЛИППОВ,
министр образования
– Не исключено. Мы озабочены сейчас и проблемой возможных терактов, и в целом событиями в Дагестане. Война, как известно, захватывает все слои общества, но особенно тяжело сказывается на детях. Из-за того, что в Дагестане разрушено много школ, вне образования остались более 6,5 тысячи детей. Перед нами большая проблема, как и где их разместить, какими педагогическими силами учить, кормить. Ребята-то не виноваты в том, что мы, взрослые, не можем разобраться между собой. Министерству образования Дагестана сейчас удалось устроить в детские дома и интернаты на полный пансион более 3 тысяч детей, остальных должны принять разные семьи. Но не хватает учебных приборов, даже элементарного нет – одеял, кроватей, подушек! Приобретение всего этого выливается в огромные суммы. Более того, сейчас стоит задача отстроить заново двадцать разрушенных школ. Если учесть, что в Дагестане в последнее время ежегодно вводились в строй только одна-две новые школы, понятна тяжесть, которая ложится на федеральный бюджет. Ведь Дагестан – это дотационная республика. Решением правительства из резервного фонда недавно выделены средства на медикаменты, приобретение мягкого инвентаря, учебников. Но это очень небольшая часть от необходимого. И пока, конечно, денег на строительство разрушенных школ нет. Но мы не можем лишить детей одного из главных прав – права на образование. Поэтому из-за планирующихся затрат на строительство школ в Дагестане многие позиции федерального бюджета 2000 года находятся под вопросом.
Впрочем, самое главное даже не деньги. Особое внимание необходимо уделить психологической безопасности наших учащихся. Постоянное нахождение в ситуации стресса, беспокойства перед непредсказуемой перспективой теракта может губительно сказаться на психике ребят. Ведь бандиты как раз ищут места массовых скоплений людей. Школа становится зоной риска. Поэтому я прошу местные органы власти и особенно органы управления образованием, директоров учебных заведений провести дополнительную работу по обеспечению безопасности детей, учащихся. Необходимо запретить допуск в образовательные учреждения любых посторонних лиц и, возможно, организовать охрану из родителей. Ведь на каждую школу, вуз, профтехучилище нам не хватит нарядов милиции! Важно проверить все помещения, которые сданы в аренду, и установить за ними контроль. Лучше всего организовать доступ в них не через отдельный вход, как это часто бывает, а через основной. Надо пойти даже на временное расторжение договоров и на нелицеприятные разговоры, к которым такое может привести. Это не просто требование властей, это требование к вам сохранить ваши жизни и ваших детей.
И последнее. Педагогам в этих условиях обязательно надо проводить разъяснительную работу.
Коллективы в учебных заведениях многонациональные. Любой выходец с Кавказа не должен восприниматься сразу как нехороший человек. Надо различать ислам и исламизм. Великую религию и экстремистское течение. Как недавний ректор Российского университета дружбы народов я знаю, что разъяснительная работа с учащимися о сути конфликта очень важна. Если мы не будем давать детям информацию, то они на бытовом уровне построят свои теории вплоть до разборок. Такой негатив изнутри порой хуже того, что идет извне. Невнимание к межнациональным отношениям в целом в стране, и в образовании в частности, уже приводит к тому, что из-за непонимания рождается межнациональная рознь, доходящая сейчас до смертоносной вражды.
Комментарии