Свершилось! Предложения Минфина, против которых 10 июня протестовала вся страна, превратились в законопроект. Он внесен в Госдуму и уже удостоен в печати самых красочных эпитетов: «Апрельские тезисы Голиковой» (заместитель министра финансов Татьяна Голикова делала доклад на заседании правительства 29 апреля), «Социалку – на свалку», «Закон, далеко всех посылающий».
Если обойтись без грустных шуток и выразить содержание закона в политических терминах, то есть все основания утверждать: это попытка радикального антиконституционного переворота в социальной политике. Объясню все по порядку.
Это попытка переворота, поскольку закон пока не принят. Первое чтение ожидается 2 июля, второе – в начале августа. Но современная Дума примет закон обязательно, если только каждый депутат от правящей партии «Единая Россия» и примыкающей к ней ЛДПР не будет знать, что голосование за закон грозит ему лично крушением политической карьеры, массовыми акциями избирателей, инициированием кампании его отзыва (по закону это невозможно, но морально крайне неприятно).
Это попытка переворота в социальной политике, поскольку закон затрагивает социальные интересы более трех четвертей населения России (вместе с членами семей).
Это попытка радикального переворота, поскольку систему социальной защиты, созданную в советский период и в первые годы после него, предполагается не реформировать постепенно, а «отменить» мгновенно, с 1 января 2005 года, лишь в ничтожной части заменив ее новой, никем не апробированной системой.
Это попытка переворота антиконституционного, так как предложенный законопроект совершенно очевидно противоречит следующим статьям Конституции:
• статье 7, определяющей Россию как социальное государство;
• части 2 статьи 55, запрещающей принимать в стране законы, ограничивающие права и свободы граждан;
• статьям 7 и 37, обязывающим устанавливать единую для страны минимальную зарплату;
• статье 43, требующей устанавливать федеральные образовательные стандарты (поскольку финансовая ответственность за школу и ПТУ полностью сбрасывается в регионы, установление таких стандартов оказывается невозможным).
Самое смешное, что все это снова называют реформами. Смеяться приходится сквозь слезы, ибо уже на протяжении 15 лет каждый раз, призывая путем реформ двигаться «вперед и выше», на самом деле нас неизменно толкали назад и вниз: от сколько-нибудь приличных зарплат и пенсий, стипендий и пособий – словом, от скромной, по европейским меркам, жизни – к жизни бедной даже по меркам азиатским. Видимо, люди, именующие себя реформаторами, имеют уж очень нетрадиционную политическую ориентацию!
Однако вернемся к «закону, далеко всех посылающему». Предложения Минфина обосновываются необходимостью приведения действующего законодательства в соответствие с Федеральным законом от 04.07.2003 № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Однако, как скоро увидит читатель, это лишь повод. Подлинная причина предложенных «нововведений» – желание экономических правых радикалов еще более освободить государство от социальной ответственности за своих граждан, а тем самым – еще больше уменьшить налоговую нагрузку для большого бизнеса, включая олигархов, с которыми в последние месяцы так демонстративно борется власть.
Вот прогноз насчет того, кто и что потеряет в случае принятия законопроекта:
• 29 миллионов работников, имеющих зарплату ниже прожиточного минимума, – все шансы, что она когда-нибудь станет выше. Более того, поскольку правительственный проект отменяет обязательный минимум зарплаты в стране, его можно будет спокойно опускать ниже современных 600 рублей. (Между прочим, по некоторым оценкам, которые автор не перепроверял, рацион узника гитлеровского концлагеря в современных ценах «тянет» на 620 рублей);
• примерно 15 миллионов интеллигентов и других работников бюджетной сферы (учителя, врачи, ученые, работники культуры и социальной защиты) – все федеральные гарантии в области оплаты труда. Поскольку ответственность за зарплату «бюджетников» полностью «сбрасывается» в регионы, а необходимых для этого денег региональные власти не получат, разнобой в уровне зарплаты по субъектам Федерации только увеличится, а ждать ее повышения в большинстве из них предстоит многие годы. Думаю, «реформаторы новой волны» опять будут спрашивать носителей «серого вещества» нации: если вы такие умные, то почему такие бедные? И, самое печальное, что по отношению к голосовавшим за «партию власти» этот вопрос окажется справедливым;
• около 9,5 миллиона ветеранов труда и столько же тружеников тыла – все льготы, кроме жилищно-коммунальных (их просто-напросто отменяют без всяких компенсаций). Правда, правительство обещает, что деньги на реализацию или компенсацию льгот в следующем году получат регионы. Однако до сих пор неясно, сколько будет денег и будут ли они вообще. При полупустых бюджетах многие регионы наверняка поступят согласно известной формуле: нет федерального закона – нет льгот и компенсаций;
• более 10,5 миллиона инвалидов, почти один миллион инвалидов и сто тысяч участников Великой Отечественной войны, 4240 Героев Советского Союза и Героев России – все льготы (кроме коммунальных) при явно недостаточных денежных компенсациях. Так, инвалиду с третьей степенью утраты трудоспособности взамен льгот обещают прибавить к пенсии 1400 рублей, со второй степенью – 1000 рублей, с первой степенью – 800 рублей, а инвалиду без трудоспособности (оказывается, такие тоже бывают!) – 500 рублей. Сейчас у доброй половины таких людей только на лекарства денег уходит больше;
• 22 миллиона семей, получающих детские пособия, – всякие надежды на их скорое повышение, а в некоторых регионах – и на своевременную выплату. Это прямо следует из решения правительства и думского большинства передать финансирование таких пособий региональным бюджетам, в большинстве своем дотационным или депрессивным;
• почти 1,5 миллиона учащихся ПТУ и 1 миллион 250 тысяч студентов ссузов будут переданы на содержание регионов без достаточного финансирования;
• более 3,5 миллиона внебюджетных студентов вузов больше будут платить за обучение в связи с предполагаемой отменой оставшихся налоговых льгот для образовательных учреждений.
За 14 лет работы в парламенте все это я видел частями, но никогда – в едином пакете, точнее, «взрывпакете». Предложения Минфина представляют собой не что иное, как полный разгром системы социальных гарантий в образовательном законодательстве. Остановить его способно лишь массовое протестное движение педагогического сообщества и интеллигенции в целом.
Олег СМОЛИН, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ
Комментарии