С детским фольклором так или иначе соприкасается каждый ребенок и каждый взрослый, работающий с детьми. Вот почему вышедшее недавно в издательстве “Флинт” (Москва, 2002 г.) учебное пособие “Русский детский фольклор” будет интересно не только студентам вузов, но и их преподавателями, особенно тем, кто ведет курс детской литературы, а также воспитателям, детским психологам, родителям и вообще всем, кто по роду своей деятельности общается с детьми.
чебное пособие, подготовленное Федором Капицей и Татьяной Колядич, является первым изданием подобного рода. Выпускник филфака МПГУ Ф.Капица, сын и внук известных физиков, использовал при подготовке книги разработки Ольги Капицы, ведущего исследователя и собирателя детского фольклора. Однако в отличие от ее книги “Детский фольклор”, вышедшей в 1928 году, новое учебное пособие не ограничивается песнями, потешками, дразнилками и играми. За 70 лет возникли новые формы детского фольклора: девичьи альбомы и анкеты, страшилки, столь популярные сегодня, и садистские стишки, процветавшие в эпоху застоя, анекдоты и граффити. В пособии дается представление о многообразных видах школьного фольклора от пародий, частушек, школьных гаданий и заговоров до игр, особых “тайных” детских языков и подробно анализируются их жанровое своеобразие и бытование – все, что необходимо знать учителю, желающему наладить прочный контакт с детьми.
В пособии лаконично и емко излагаются такие аспекты детского фольклора, как его собирание, изучение и классификация. Колыбельные песни и другие формы “младенческого” фольклора, словесные игры, детский смеховой, обрядовый и игровой фольклор – все это рассмотрено как с точки зрения теории, так и методики. В пособии приводятся программа курса “Детский фольклор”, темы семинарских занятий, вопросы к экзамену, тематика курсовых, бакалаврских, магистерских работ. Обширная библиография поможет читателям учебного пособия сориентироваться в море литературы на данную тему. Интересна глава, посвященная “взаимоотношениям” детского фольклора и произведений массовой культуры. Считалки, стихотворные пародии на темы популярных телесериалов, песен, произведений классиков широко распространены в школьной среде, и понимание механизма этого явления значительно облегчит работу учителя. В целом учебное пособие Ф.Капицы и Т.Колядич, написанное доступным, ярким языком, не перегруженным научными терминами, станет хорошим подспорьем и студентам, и педагогам.
Наталья БОГАТЫРЕВА
Комментарии