search
main
0

Взрослый подход к детскому вопросу. Столичные сады поделят на группы

Дошкольному образованию, с одной стороны, предписывается предшкольная подготовка детей, с другой – их воспитание и развитие. Но учреждения дошкольного образования традиционно выполняли еще и задачу социальной поддержки. Вопрос в том, оставят ли реформаторы за ними эту прерогативу.

Для того чтобы понять, как надо реформировать сегодня дошкольное образование, необходимо проанализировать опыт прежних лет. В советское время помимо обычных были еще и так называемые ведомственные детские сады. Их содержали за свой счет предприятия, организации, учреждения. В постсоветское время пошли параллельными курсами два процесса: с одной стороны, ведомственные сады, содержание которых было уже не по карману былым владельцам, закрывали, перепрофилировали или передавали на муниципальный уровень. С другой стороны, изменения социально-экономического положения населения позволили создать весьма дифференцированную по содержанию и организационным формам систему дошкольного образования. Можно, конечно, причитать по поводу сокращения сети дошкольных учреждений, но можно отметить и то, что ныне дошкольные учреждения могут оказывать семьям самые разнообразные услуги (коррекционные, развивающие, оздоровительные и другие). Причем за одну и ту же плату, которая не должна была превышать 20% от стоимости содержания детей в дошкольных учреждениях (это положение было утверждено в 1992 году, а потом отменено в 2004-м). Таким образом, перед бюджетной дотацией, выделяемой на одного дошкольника, до 2004 года были все равны: и дети дворников, и дети банкиров, и даже дети олигархов, пожелай они отдать своего отпрыска в городское дошкольное учреждение. Получалась такая картина: чем больше и разнообразней дошкольное учреждение, чем лучше и качественнее его программа, а следовательно, чем выше стоимость содержания в нем ребенка, тем большую бюджетную дотацию имела семья независимо от ее материального положения и возможностей. То есть ни о какой социальной справедливости по отношению ко всем, а особенно к малоимущим и даже среднеимущим, гражданам говорить не приходилось.

Если бы бюджетных денег хватало на все: на развитие материальной базы, на ремонтно-восстановительные работы, на высокую зарплату воспитателей и обслуживающего персонала, наконец, на питание детей, то, возможно, вопрос об увеличении родительской платы и не возник бы. Дескать, налоги со всех берут пропорционально доходам и услуги оказываются соответственно. Но дефицит бюджетных средств требует дифференцировать родительскую плату, что соответствует принципам социальной справедливости.

Реформа дошкольного образования в части изменения родительской платы во многом буксует потому, что широко распространено такое мнение: родителей скорее всего заставят оплачивать стоимость содержания ребенка в детском саду на все сто процентов. Как переломить это мнение?

Москва предлагает довольно рациональный вариант, при котором расчет платы за содержание детей в государственных дошкольных образовательных учреждениях системы столичного Департамента образования будет зависеть от минимального размера оплаты труда. Но не всероссийского, а городского. Того самого столичного МРОТ, который установлен Московским трехсторонним соглашением между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей. Таким образом, размер оплаты предлагается на уровне 540 рублей, или 16% от средней стоимости содержания ребенка в детском саду. Но это еще не все.

Дифференциация оплаты, по мнению разработчиков проекта, должна зависеть от вида и объема программ дошкольного образования и оказываемых услуг. Для этого все дошкольные образовательные программы предлагается разделить на несколько групп.

Нулевая группа работает по программе «Особый ребенок». Это государственные дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида и группы компенсирующего вида для: глухих и слабослышащих детей; слепых и слабовидящих, детей с амблиопией и косоглазием; детей с нарушением интеллекта; детей с туберкулезной интоксикацией.

Таким образом, сразу выделяются дети, родители которых не должны платить за содержание в дошкольных учреждениях независимо от того, какого уровня и какой сложности программа будет предложена для лечения, поддержки и реабилитации.

Первая группа – все виды групп кратковременного пребывания с оплатой 10% от размера городского минимума оплаты труда.

Вторая группа – государственные дошкольные образовательные учреждения вида «детский сад» – 15% от размера городского минимума оплаты труда.

Третья группа – государственные образовательные учреждения «детский сад присмотра и оздоровления», «детский сад общеразвивающего вида», «детский сад комбинированного вида», «детский сад компенсирующего вида», «детский сад с этнокультурным (национальным) компонентом образования»; дошкольные группы государственных образовательных учреждений «начальная школа – детский сад», «начальная школа – детский сад компенсирующего вида» и «общеобразовательная школа»; государственные дошкольные образовательные учреждения вида «детский сад» и группы в них с 14- и 24-часовым пребыванием детей – 20% от размера городского минимума оплаты труда.

Четвертая группа – образовательные учреждения «центр развития ребенка – детский сад», дошкольные группы государственных образовательных учреждений «прогимназия» и «центр образования» – 25% от размера городского минимума оплаты труда.

Таким образом, предлагается выстроить такой стоимостный ряд:

1-я группа – 360 рублей в месяц;

2-я группа – 540;

3-я группа – 720;

4-я группа – 900 рублей в месяц.

Проект реформирования родительской платы предполагает льготы для некоторых категорий семей:

Если двое детей из одной семьи посещают детский сад, скидка составит 25%.

Для семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, одиноких родителей, в том числе вдов, опекунов, матерей детей, отцовство которых установлено по взаимному согласию родителей или по решению суда, с не состоящим в браке отцом ребенка и не проживающим с ним, а также гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, педагогическим работникам государственных образовательных учреждений и негосударственных образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, скидка составит 50%.

Немаловажно и то, что на 75% будут освобождены от платы студенты-родители, оба обучающиеся на дневных отделениях учреждений высшего, начального и среднего профессионального образования.

Авторы проекта считают справедливым освободить от платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях семьи, имеющие 10 или более несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, семьи, в которых один или оба родителя инвалиды. В проекте предложено также освободить от платы тех родителей, которые работают в штате государственного дошкольного образовательного учреждения системы Департамента образования Москвы. И еще один нюанс: если ребенок не посещает детский сад более трех дней, размер ежемесячной платы уменьшается пропорционально количеству пропущенных дней.

Очень важный вопрос: куда пойдут деньги родителей, которые они будут вносить на расчетный счет дошкольного образовательного учреждения? Эти деньги, по мнению авторов проекта, должны будут использоваться на развитие учреждения и совершенствование воспитательно-образовательного процесса, улучшение условий содержания детей, а также на оплату труда и социальную поддержку сотрудников учреждения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте