Высокие окна авиамодельной лаборатории омского Дома юных техников имени Гагарина выходят на одну сторону. В них видно небо, гаражи и ящики с пустыми бутылками, которые принимает магазин по соседству. Этот пейзаж Борис Иванович Кузьменко, руководитель кружка, демонстрирует всем новеньким сразу. Как три уровня жизни, три пути судьбы. Он учит пацанов глядеть вдаль и ввысь. Они приходят сюда, грезя шварценеггерами и норриссами, а со стены улыбается незнакомый доселе кумир – Юрий Алексеевич Гагарин. День космонавтики, забытый многими, – главный праздник в ДЮТ имени первого космонавта Земли. Это еще и день рождения Дома, в котором мальчишки учатся летать.
Именно полеты – во сне и наяву, по мнению педагога, помогают пацанам твердо стоять на земле. Когда двадцать лет назад Кузьменко заканчивал Киевский институт гражданской авиации, вместе с однокашниками от души пел: «Первым делом – самолеты». За эти годы он стал педагогом, и первым делом теперь для него – души мальчишек. Самым большим конкурентом в борьбе за них в последнее время стал компьютер. Подростки, которые приходят в кружок, обычно не отличаются благосостоянием. Но дабы спрятаться от реальности в компьютерном салоне, деньги находятся. Новеньким трудно, но необходимо понять, что разбитый самолетик, над которым работал несколько месяцев, не исправишь одним нажатием «мышки». Как и разбитую судьбу.
До перестройки авиамодельный спорт в Омске был в чести. Способствовала промышленность – и самолеты строили, и спутники собирали. Отцы мальчишек по-прежнему работают на тех же заводах, только думают теперь не о космосе, а о пропитании, мастеря печки и кабины для…туалетов. Не успокаиваются лишь бывшие чемпионы, тоже ставшие поколением отцов и дедов. Надеются показать сыновьям и внукам красоту небес. Борис Иванович в юности тоже был чемпионом области и до сих пор – спортсмен действующий. Вместе с друзьями организует соревнования для мальчишек, разыскивая спонсоров, договариваясь с аэроклубами и военными частями. Помогает областная станция юных техников, ежегодно устраивая в пригородном доме отдыха профильную смену для юных мастеров и их учителей. Для педагогов дополнительного образования важны победы пацанов не друг над другом, а скорее над собой. Нынче даже в правилах исчез пункт, по которому участник соревнований должен был быть изготовителем модели. А Борис Иванович предпочитает модели пилотажные – когда сам себе конструктор, сборщик, механик и пилот. Дело в том, что теперь можно купить любую модель воздухоплавательного аппарата. Научиться ею управлять с земли – тоже, конечно, достоинство. Но невеликое, как считает Борис Иванович. Пацаны из его кружка мастерят планеры, лайнеры и истребители исключительно собственными руками – до последней гаечки. Может быть, они не так красивы, как магазинные, зато в них вложены труд и любовь. К тому же новое поколение – почти сплошь безотцовщина. 14-летние подростки впервые берут в руки молоток или гаечный ключ под руководством не отца, а педагога. И привыкают к инструментам больше, чем к авторучке. На занятиях Борис Иванович просит вести конспекты. Для многих это тяжелее, чем вытачивать гайки – до того школа утомила. За успеваемостью Кузьменко не следит – получается само собой. Помогает пробудившаяся вдруг вера в свои силы. И чуть-чуть – родители, грозящие, что не пустят в кружок с неисправленной двойкой.
К своей победе на российском конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» Борис Иванович отнесся так же, философски:
– Дело ведь не в том, что я первое место занял, а кто-то – второе. Главное – много интересного узнал, увидел – все ребятам рассказал и показал. Немного завидно – в Санкт-Петербурге, например, авиамоделисты занимаются в настоящем дворце – вот это я понимаю, забота о будущем города. А мы свой обшарпанный пол никак поменять не можем. Зато каких замечательных людей встретил! Летчик из Казани, который ведет у пацанов кружок просто потому, что не может без этого. Или преподаватель астрономии из Ямало-Ненецкого округа. Край земли, а свое телевидение вместе с ребятами создали! Слава богу, что есть люди, которые думают о детях, а не о деньгах.
Увы, родители воспитанников нечасто размышляют о высоких устремлениях своих чад. Про отношения в семьях ребятишек Борис Иванович знает все. Не спрашивает – просто слышит, понимает, чувствует. И не воспитывает – во всяком случае нотациями. Спасает от проблем по-мужски – делом и собственным примером. Кружковцы уже после первого занятия начинают говорить на другом языке – не уличном, а небесном. Ланжерон, нервюра, поляра… Технические термины звучат, как стихи, которые, кстати, начинают потихоньку писать бывшие разгильдяи и двоечники. Программу для занятий Борис Иванович составил сам. В нее входят и законы аэродинамики, и основы ракетостроения. Можно ограничиться клейкой картонных самолетиков, как это часто бывает в подобных кружках. Только отсутствие полета мысли быстро надоедает ребятам. Можно регулярно набирать «новеньких», дабы соблюсти требование «наполняемости». Но Кузьменко так работать неинтересно. Он гордится успехами самого юного воспитанника, десятилетнего Игоря Спиридонова. Малыш пока не чемпион, зато пришел в кружок, когда ему было всего семь, да так и остался. Добиваться своей цели – непростая наука. Счастлив тем, что Саша Романенков выбрал после школы авиационный техникум. Радуется тому, что Денис Куликов, папа которого мог бы купить сыну и настоящий агрегат – не самолет, так мотоцикл, предпочитает плоды своего труда. Причем втянул в авиамодельное дело всю мужскую часть семьи – теперь вместе ездят на соревнования. Благодаря Куликовым в авиамодельной лаборатории появился интернет – большая редкость в учреждениях дополнительного образования. С его помощью авиамоделисты ДЮТ имени Гагарина узнают все технические новинки. Впрочем, не только новинки. Борис Иванович показывает мне невзрачный, казалось бы, чертеж:
– Посмотрите, это чертил подросток. Чтобы создать его, было изучено 50 моделей самолетов!
А конкурент – старенький компьютер – в лаборатории служит делу. Мальчишки учатся взлетать и садиться как бы играючи, что помогает избежать трагедий в жизни. Ведь некоторые модели делаются годами. Не только потому, что работа кропотливая, но и потому, что средств не хватает. Впрочем, бедность дополнительного образования – в некотором роде фактор положительный. Воспитывает в детях бережливость, в родителях – интерес. Приходится прибегать к помощи мам и пап, и те поневоле вовлекаются в процесс авиамоделирования. Войну с «педагогическими» поборами, объявленную омскими властями, Борис Иванович всячески поддерживает, только вот без финансирования она превращается в войну с детскими увлечениями. Хотя лабораторию Борису Ивановичу удалось превратить в одну из самых современных в Омске, лучшая она – только на фоне всеобщей нищеты. Недавно рядом с портретом Гагарина появился еще один – Владимира Путина. Не только потому, что человек взлетел высоко, но и потому, что зарплата педагога дополнительного образования Кузьменко теперь составляет пять тысяч рублей. Значит, материалов для кружка он может на эти деньги купить больше. Надо бы, наверное, еще и фото жены с пятилетними двойняшками повесить – за мужество и терпение. Мебель, например, в доме Кузьменко сделана руками главы семьи. А как иначе выжить? Его воспитанники тоже учатся утешать мам тем, что не любят лениться. Кружок – дело добровольное и вроде бы несерьезное, но готовит… профессионалов. На работу подросших авиамоделистов берут с радостью, особенно в фирмы по изготовлению межкомнатных дверей, где точность нужна не меньше, чем в авиации. Конечно, это не штурвал самолета, но и не пустые бутылки, которые принимает соседний магазин. И это тоже победа, тоже взлет – над улицей и подворотней, затягивающих мальчишек рабочего микрорайона.
Комментарии