На некоторых ребятах, пришедших сдавать вступительные экзамены в Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н.Е. Жуковского, была синяя авиационная форма с широкими, похожими на «генеральские» голубыми лампасами и погонами с буквами ПЛП. В мандатную комиссию они предъявляли документ об этой самой ПЛП – первоначальной летной подготовке: авиационный специалист, парашютист-разрядник, летчик-спортсмен с налетом около 40 часов.
Остальные кандидаты смотрели на них с завистью, увидевшие впервые спрашивали: «Откуда эти ребята?» «Из Монино», – был ответ. «А что там за школа и как в нее попасть?» – следовал вопрос.
Об этом наш рассказ.
Идея создать в Подмосковье такое учебное заведение появилась 5 лет назад в стенах академии ВВС. Там под руководством заместителя начальника академии по науке генерал-лейтенанта Ивана Найденова стала работать над ее воплощением в жизнь группа специалистов. Много сил для этого приложил бывший военный летчик, а ныне директор школы полковник запаса Валерий Плужников.
Учебные заведения с первоначальной военной подготовкой существовали еще в 30-40-х годах. Набирали туда в первую очередь ребят, потерявших родителей. Государство боролось с беспризорностью, растило кадры для армии и флота. Но разве сейчас у нас мало детей, предоставленных самим себе, которых надо спасать от нищеты, влияния улицы? Разве не нужно укреплять Вооруженные Силы? С этими вопросами и своими предложениями военные пришли в правительство Московской области. И нашли поддержку в областном министерстве образования, у губернатора Бориса Громова.
У Московской областной общеобразовательной школы-интерната с первоначальной летной подготовкой (МООШИ ПЛП), созданной в ноябре 2000 г., 4 учредителя – областные министерства имущественных отношений, образования, комитет по образованию Щелковского района и Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина. На территории вуза, среди соснового бора, рядом с «бетонкой» – взлетной полосой академического аэродрома она и располагается.
Военные выделили пустующие помещения, а правительство области – 12 млн. рублей на ремонт и реконструкцию административного корпуса, учебной базы, общежития для учеников. Еще 8 – на строительство столовой. Пока же ребят кормят на первом этаже учебного корпуса. Матушкой зовут ребята шеф-повара Валентину Патока.
Воспитанникам многое приходилось делать самим, устраивая свой быт. Поддержание чистоты и порядка, ремонт, оборудование и оформление помещений и территории школы – заботы ребят. Об этих парнях, особенно из первого выпуска, которых набрали в 2001 г. после окончания ими 9 классов общеобразовательных школ Московской области, педагоги школы отзываются, как о родных детях.
– Я ездила в академию имени Жуковского навестить сдающих туда экзамены наших выпускников, среди которых был и мой сын, – рассказывает секретарь учебной части школы Людмила Перель. – Они меня увидели, бегут с распростертыми объятиями. Остальные родители в шоке: «Откуда у женщины столько детей?» Ребята меня трясут: «Людмила Борисовна, расскажите про школу, какие новости»? А я готова их всех просто обнять и расцеловать, как собственных детей. Настолько они нам дороги, этот наш самый первый выпуск.
В школе создана современная учебная база, сложился крепкий педагогический коллектив. Из 22 учителей трое – кандидаты наук, 10 преподавателей высшей и первой категории. Уровень подготовки ребят таков, что они без робости готовятся к поступлению в самые престижные вузы страны. Преподаватели в школе – не просто «урокодатели». Каждый – еще и воспитатель.
Оборудованы 2 компьютерных класса на 26 мест, приличная библиотека с энциклопедиями и справочниками, классической и специальной литературой, которая необходима, так как многие предметы, как говорят в интернате, «пахнут» небом. Это аэродинамика, самолетовождение, приборное авиационное оборудование, радиодело, метеорология, конструкция самолета и двигателя, парашютная подготовка и другие. Всего 12 дисциплин.
В школе шестидневная рабочая неделя, интенсивные методики обучения. Проводятся педагогические эксперименты вроде «Зачетной недели». Что это такое? Мини-экзамены по отдельным предметам. И если знания прочные, то в 11-м классе ученик освобождается от экзамена, например, по географии, и может сосредоточиться на главных, профильных науках, необходимых при поступлении в вуз.
Другая новинка – «Интеллектуальный марафон». От каждого взвода готовится команда для состязаний, которые проводятся в 2 этапа. Первый – проверка интеллекта. Требуются серьезная подготовка, эрудиция и твердые знания всех учебных предметов. Второй этап – конкурс фотомастерства, спортивные единоборства, смотр художественной самодеятельности. Команду-победительницу ждет приз – поездка по Подмосковью.
«Но самая серьезная проверка уровня подготовки учащихся школы – ежегодный Всероссийский авиационно-космический конкурс», – поясняет заместитель директора по воспитательной работе Наталья Яскевич.
В этом году конкурс проходил в Краснодарском военном авиационном институте, где команда монинцев показала высокие результаты, 2 воспитанника получили путевки главнокомандующего Военно-воздушными силами для поступления в любое учебное заведение ВВС без экзаменов. Из 18 команд монинцы заняли 6-е место. Подвело ребят то, что не уделили должного внимания общеобразовательным предметам, увлеклись летной наукой. Зато по специальным дисциплинам и в различных конкурсах парни из Монино лидировали. А как иначе? Ведь для развития ребят в школе действуют различные кружки и секции – спортивные, бальных танцев, хорового и вокального искусства, истории авиации и космонавтики, авиамоделирования, изостудия.
В кружке «Юный патриот» идет кропотливая работа с ветеранами, музеем ВВС, ребята помогают фронтовикам. Юные следопыты собрали материал для книги очерков о земляках-участниках Курской битвы. Совместно с Московским клубом автомобилистов парней учат автоделу. В следующем году «грядет» пора мотодельтапланеризма. Для этого все есть: академический аэродром, сам аппарат, инструкторы.
Конечно, не все в школе – отличники, хотя средний балл аттестатов – 4,0, а трое выпускников получили за успехи серебряные медали. Не всем даются науки, кое-кого не устраивают армейская дисциплина и постоянный контроль. Есть ребята, пришедшие в школу под нажимом родителей. Такие покидают интернат. К началу 2003 г. из 140 воспитанников осталось 108. Из-за нежелания учиться отчислены 8 человек. Еще 4 – по состоянию здоровья, 20 – за грубые нарушения устава, по которому живет школа. В нем четко прописано, за что воспитанник может быть отчислен. Например, по неуспеваемости. В этом случае его судьбу решают органы школьного самоуправления: советы роты и школы. Дают время и возможность подтянуться, «обрубить хвосты». А что касается дисциплины, то воспитанник будет отчислен без разговоров за употребление наркотиков (таких случаев еще не было), за моральное или физическое издевательство над товарищами, употребление алкоголя и курение. Борьбу с никотином вести труднее всего. Ведь многие школьники «смолить» начали еще до 10-го класса.
Поступление в школу-интернат начинается с районного комитета по образованию. Затем юноши приходят за направлением в райвоенкомат. Все остальное так же, как перед поступлением в любое военное училище. В интернате документы кандидата изучает специальная комиссия, в которую входят представители школ района, военкоматов, органов образования. Потом профотбор и экзамены. Льготным правом при поступлении пользуются сироты, сыновья погибших при исполнении служебных обязанностей военнослужащих, дети из неполных семей (их около 40%).
Воспитанники обеспечиваются всем необходимым за счет государства, в том числе и любимой мальчишками формой – повседневной и полевой (камуфляжной).
В школе 2 роты (10-й и 11-й класс), взводы и отделения. Кроме штатных командиров взводов из ребят назначаются их помощники: командиры отделений, замкомвзводы. Им приказом по школе присваиваются первичные «сержантские» звания. Порой попадались и те, кто страдал «звездной болезнью», злоупотреблял властью. Такие случаи решительно пресекали руководство школы, военные воспитатели. По штату их 5 – группа прикомандированных военных специалистов. А налицо трое: командиры рот подполковник Сергей Скорина и майор Владимир Чайковский, заместитель директора по летной подготовке Андрей Стадниченко. Прапорщиков – старшин подразделений найти не удается.
«Подбор военнослужащих-воспитателей – наша постоянная головная боль, – сокрушается подполковник Стадниченко. – Командиров взводов не хватает, мужчин не привлекают низкие должностные оклады. Мы очень рассчитывали, что к нам придут ветераны-преподаватели из академии ВВС, но и они не спешат. Работать с детьми, хоть и одетыми в военную форму, живущими по уставу, все равно непросто. А ведь школе просто необходимы офицеры, строевые командиры, чтобы поддерживать дисциплину, воспитывать учащихся, поддерживать дух войскового товарищества, прививать армейские навыки. В этом нам очень помогают летчики-инструкторы и авиаспециалисты аэроклубов, где ребята проходят летную и инженерную практику. Их авторитет для мальчишек необычайно высок, мнение и слово непререкаемы. В этом году 28 воспитанников 10-го класса «становились на крыло» в Серпуховском аэроклубе на самолетах Як-18Т и 10 – под Егорьевском на вертолетах Ми-2. 75 человек проходят инженерно-техническую практику на Монинской учебно-авиационной базе университета имени Жуковского. В прошлом году каждый ученик выполнил в среднем по 115 полетов с налетом 35 часов и 3 прыжка с парашютом. 9 ребят вылетели самостоятельно. В этом году результаты приблизительно такие же».
Какой путь выбирают питомцы школы? Из 91 выпускника 11 – Краснодарский военный авиационный, 32 абитуриента предпочли академию имени Жуковского, 39 – другие военные вузы, 9 – гражданские. Окончательные результаты будут подведены в феврале на встрече выпускников. Но и сейчас видно, что взлет монинских соколят удачен. Школьные педагоги шутят: «Мы только пришиваем к их брюкам лампасы, а генеральские погоны они получат, окончив академии и вдосталь нахлебавшись небушка».
Комментарии