Январский снег весело скрипел под ботинками, а ноги все несли меня вдоль платформы к радушной проводнице, встречающей пассажиров у седьмого вагона. Процедура осмотра документов успела стать обыденностью, поэтому паспорт и билет я держал наготове – в зубах.
Пройдя осмотр, я вошел в вагон, отряхнул слегка потертый чемодан от снега и прошел по небольшому коридору до своего купе. Открыв дверь, увидел смотрящую в окно пожилую женщину, укутанную в пуховый платок. Она пила чай, а перед ней на столике лежали небольшой альбом для рисования, несколько простых карандашей и парочка леденцов «Взлет». «Кого-то это все до боли напоминает», – подумалось мне, и я с улыбкой обратился к ней:
– Добрый день.
– Здравствуйте! – женщина повернулась ко мне. – Как хорошо, что я буду ехать сегодня не одна…
Она резко замолчала и, расплываясь в улыбке, пролепетала:
– Алексей? Это ты?
– Да, Наталия Николаевна, это я.
Сомнений и быть не могло. Пару добрых голубых глаз было невозможно не узнать. Мне предстояла поездка с человеком, подарившим мечту, с моим учителем и наставником…
В юности у меня было много разных компаний. Преимущественно я общался с разгильдяями, часто пропадал на улице и разрисовывал чужие гаражи, одним словом – хулиганил. В основном шалости оставались безнаказанными, но пару раз приходилось убегать от разгневанных владельцев построек, кричавших нам вслед не самые приятные слова и пожелания. Но мальчишек, жаждущих острых ощущений, ничто не могло остановить, тем более что нам нравилось рисовать.
Летом разрисовывать гаражи было приятно, погода была благосклонна, краска ложилась ровно и быстро высыхала на кирпичных и металлических поверхностях.
Помню, что нарисовал довольную мордочку и рядом написал свое имя. Я был на столько увлечен процессом, что не услышал поспешно удаляющихся шагов моих тогдашних приятелей и не заметил выросшую за моей спиной огромную тень.
– Да уж, Алексей, – раздался надо мной бас. – Художник из тебя так себе.
Сердце в момент съежилось и упало в пятки, я медленно обернулся. Передо мной стоял мужчина, которого запросто можно сравнить с дубовым шкафом.
В теплом воздухе повисла напряженная тишина.
– Извините, – выдавил я, – все исправлю.
Бежать было некуда. За спиной изрисованное мной строение, а перед лицом разгневанный владелец этого гаража.
– Договорились. Сейчас достану тебе краску и кисть малярную. Исправишь, – лицо мужчины смягчилось, но он продолжал пристально смотреть прямо в глаза. Я проиграл в этой зрительной схватке.
Открыв дверь и покопавшись в гараже пару минут, хозяин «арт-объекта» протянул мне материалы для исправления неудачного творения, и я мигом принялся за работу. Краска была зеленого цвета, что отличалось от цвета прежней стены, похожей на белоснежное полотно. Но я, стиснув зубы от досады, покорно замазывал свое имя и ехидно улыбающуюся на стене кривую мордашку зеленой краской.
– Как жаль, что твой рисунок пришлось закрасить, – вновь раздался голос из-за спины. Только на этот раз он был мелодичным, женским. Обернувшись и поправив кепку, я увидел маленькую женщину, держащую в руках холст, превышающий ее по размеру. Ее глаза были мягкими, красивого голубого цвета, смотрели на меня с какой-то иронией, а на губах наполовину застыла улыбка.
– Ты любишь рисовать? – спросила она, наклонив голову и рассматривая незакрашенные участки рисунка.
– Да, – я утвердительно закивал.
– А почему рисуешь на стенах, а не на бумаге или холсте?
Не зная, что ответить, я лишь пожал плечами. Тем временем из гаража вышел мужчина и с легкостью выхватил холст из рук маленькой женщины:
– Наташа, ну почему ты все время тяжести таскаешь? Не положено так.
– Не такой уж холст и тяжелый, но благодарю тебя за помощь и заботу! – отмахнулась она.
– А я, видишь, вандалов уму разуму учу. Может, прекратят портить стены в округе, – он довольно качнул головой в мою сторону.
Что интересно, моих приятелей, по совместительству «вандалов», и след простыл. В тот момент удручал тот факт, что отдуваться за коллективное творчество пришлось самостоятельно, этот благородный джентльмен ругал только меня.
– Извините, – пробубнил я и продолжил закрашивать рисунок, – правда некрасиво, у меня совсем ничего не получается, да и никогда, наверное, не получится.
Маленькая женщина и мужчина-шкаф переглянулись.
– А ты хочешь научиться красиво рисовать? – вдруг прозвучал вопрос.
Я задумался.
– Хочу, но мама говорит, что рисование – это глупости, оно не приводит ни к чему хорошему.
– Это неправда! – вспыхнула женщина. – Мы с Александром Петровичем живой пример того, что рисование – это не глупости, а хорошая профессия и стиль жизни (она с улыбкой указала на мужчину). В жизни каждого человека есть взлетная полоса, и если не пробовать, не учиться чему-то новому, не следовать мечте, то и взлетов никогда не видать.
Она протянула мне карамельку с самолетиком на обертке:
– Приходи ко мне в художественную школу, я научу тебя рисовать.
Так я познакомился с Наталией Николаевной.
С того случая прошла пара недель. Я все крепче задумывался над словами Наталии Николаевны и понимал, что хотел научиться рисовать, горел этим. И вот в начале сентября я решился и пришел в художественную школу.
Я постепенно погружался в основы рисунка, и мне казалось, что до этого я вообще не рисовал и все картинки, нарисованные мной на стенах, какая-то нелепая бессмыслица.
Многое не получалось. Хотелось опустить руки, оставить эту затею и уверовать в слова матери, что рисование ни к чему хорошему не приводит. Но поддержка и вера моей наставницы придавали сил и бодрости, давали надежду на то, что я свяжу свою жизнь с рисованием, что, изучив основы и получив образование, я буду расписывать стены, не прячась в закоулках.
И у нас получилось!
– 25 лет прошло, подумать только! – качая головой, Наталия Николаевна сделала глоток чая. – И вот ты каким стал, создаешь шедевры на стенах, а не вандалишь, как говорил Александр Петрович.
Она улыбнулась.
– Да, благодаря вам сбылась мечта, – я, не торопясь, убрал в сумку альбом с фотографиями моих творческих работ, которые с неподдельным интересом пару минут назад рассматривала хрупкая женщина в пуховом платке.
Еще несколько часов мы ехали в бегущем по снежным волнам поезде, вспоминали дни, проведенные в стенах художественной школы, и говорили о пути, на который нас привело искусство.
Эллада РЫБАКОВА, педагог-психолог, педагог дополнительного образования центра детского творчества «Замоскворечье», призер в номинации «Путь педагога» конкурса «Старт в педагогику»-2022
Комментарии