В Москве завершился ХIХ Международный фестиваль фильмов для детей и юношества, на котором кроме одиннадцати конкурсных лент были представлены обширные внеконкурсные программы. Кинотеатр “Пять звезд” гостеприимно распахнул все свои пять залов. И вот уже замелькали перед нами просторы Средиземноморья, фантастические каньоны Америки, заснеженные пейзажи Подмосковья…
Цель у создателей фильмов единая: пробуждать добрые чувства у своих юных зрителей. Но пути к решению столь благородной задачи весьма и весьма различны. Можно, к примеру, заинтриговать происходящим на экране за счет нагнетания суперсложностей сюжета, изобретения ситуаций, порой зашкаливающих за грани реальности.
Такие решения – не редкость. Вот двенадцатилетняя датчанка Ида (“Поймайте эту девочку”, режиссер Ханс Фабиан Вулленвебер), будучи превосходной скалолазкой, вместе с друзьями организует ограбление высотного ультразащищенного банка. Деньги нужны на спасение смертельно больного отца. Но этот побудительный мотив как-то оттесняется на задний план под напором приключенческой зрелищности, обилия рисков и непредсказуемых поворотов событий. А в ленте “Помогите, я – мальчик” душа девочки Эммы, талантливой пловчихи, посредством волшебных заклинаний вселяется в тело мальчика Микки, панически боящегося воды, и, конечно, в теле Эммы оказывается душа Микки. Столь невероятное “переселение душ” порождает калейдоскоп смешных, необычайных положений.
Создатели таких картин предлагают ребятам увлекательную, решенную в современных ритмах почти компьютерную игру. Она интригует, но взглянул – и мимо! И бегом в буфет за попкорном.
Присутствие этих лент на фестивале – естественно и закономерно, ведь развлекательность – одна из многих функций кино. Одна, но не единственная! Как ни банальна истина – чем ближе к правде жизни, чем глубже ее постижение, тем значительнее и художественный результат творчества, и нравственная ценность произведения. Это трудный, не сулящий легкого успеха путь, путь истинного мастера.
Вот перед нами простая история, в которой нет ни грани интригующего вымысла (фильм “Письмо”, снятый режиссером Дениялом Хасановичем по собственному сценарию). Послевоенная Босния. У мальчика Энеса, лишившегося вследствие ранения ноги, сломался костыль. Он обречен на неподвижность. Обыденная предпосылка рождает острую драматическую ситуацию. Маленький друг Энеса – Алдин берется донести на почту письмо в Организацию Объединенных Наций с просьбой о новом костыле. Поход на почту и есть действенный стержень происходящего. Но что значит идти по земле, прекрасной, цветущей и покойной на вид, земле, начиненной минами, чернеющей останками разрушенных деревень, земле, где нарушен весь обычный порядок жизни, где добраться до почты в отдаленное село – почти подвиг! Маленький Алдин во имя дружбы упорно идет этим путем. И когда на крупном плане мы видим его лицо, его глаза, в которых ясно читается горький вопрос, почему жесток, враждебен к нему этот прекрасный мир, – такое запоминается глубоко и надолго! Приз жюри Дениялу Хасановичу за режиссуру – достойная, заслуженная награда.
Ну а главный приз – “Золотой Лебедь” – уехал в Южную Корею к режиссеру и автору сценария фильма “Дорога к дому” Ли Юнг-Хянг. Ситуация предельно проста: семилетнего Сан-ву мать на время привозит в деревню к бабушке. И вот два человека – под одной ветхой крышей в глухой деревушке. Высохшая, почерневшая, сгорбленная под бременем долгой тяжелой жизни, к тому же немая старушка. И городской, вполне современный во всех своих запросах, от еды до одежды, мальчик, настолько продвинутый, что не только “оценил” бабку, но и объявил об этом иероглифами на стене дома: “умственно неполноценная”. Нетрудно догадаться: Ли Юнг-Хянг хочет поведать о том, что разные во всем люди могут обрести общую дорогу. Но главное и самое непредсказуемое в том, КАК это произойдет. Как совершится такой сложный, такой неуловимо трепетный душевный процесс; как раскроются глаза ребенка для постижения добра; как мудрое, неназойливое, молчаливое терпение растопит ожесточенное маленькое сердце. Благодарного удивления достойно умение Ли Юнг-Хянг добиться и от малого, и от старого своих исполнителей удивительной правды, проникновеннейшего раскрытия внутренней жизни. Психологически значим каждый взгляд. Осмысленна каждая бытовая деталь. Истинная духовность, замечательное профессиональное мастерство. Вот тут-то и постигает нас встреча с чудом искусства, чудом проникновения в глубинные тайны человеческой души. Простые и ясные, как все прекрасное.
Майя ТЕМЯКОВА
Комментарии