Прошло уже 6 лет с того момента, когда меня стали называть «пенсионерка». Многие мои коллеги, ровесники воспринимали эти перемены в своей жизни очень болезненно, а я – как старт нового этапа. Школе отдано почти сорок лет. Отдыхаю! Я преподавала самые лучшие предметы в школьной программе: русский язык и литературу. Что может быть прекраснее, чем развить ум, душу, сердце ребенка? Так случилось в жизни, что я попала в далекое алтайское село из Сумгаита, города в Азербайджане, который в 60-70-е годы был почти комсомольской стройкой.
Детей каких национальностей я только не учила: русские, армяне, азербайджанцы, евреи, грузины, осетины. И всегда моими «помощниками» были театры, музеи, выставочные залы.
В городе легко было собрать учеников и отправиться с ними в мир прекрасного. Когда же мне пришлось работать в деревне, то тут все оказалось намного сложнее. Самый близкий город Бийск находится в шестидесяти километрах, а в родной деревне, кроме крошечного краеведческого музея и районного Дома культуры, нет никаких «очагов культуры».
Однако я возила детей и в Бийский драматический театр, и в музей, и в выставочный зал, ездили в Новосибирский «Красный факел», путешествовали на поезде по городам Сибири, по Золотому кольцу, были в Москве, в Ленинграде, в Луге. И если во время первых поездок отдавалось предпочтение цирку и бассейну, то потом дети сами просились в театр, в музей, на творческие выставки.
Я сама побывала почти во всех союзных республиках, за границей. Мне было что рассказать детям. Незабываемые впечатления, которыми я с ними делилась, возбуждали в них желание узнать, увидеть.
Мои выпускники и сегодня вспоминают те часы, когда они, деревенские мальчишки и девчонки, буквально ошарашенные бархатом, мрамором, хрусталем театрального убранства, смотрели первый раз в своей жизни спектакль.
К сожалению, для многих из них эти впечатления были первыми и последними: деревенская жизнь не располагает к посещению театров и музеев.
И сегодня я задумалась над одним вопросом. Интересно, на что тратят учителя деньги, полученные в форме грантов по национальным проектам?
У нас в районе несколько человек удостоились такого поощрения. Но я ни от кого не слышала, что «счастливчик» отправился путешествовать, или приобрел Большую российскую энциклопедию, или оснастил свой кабинет какими-то необыкновенными наглядными пособиями.
Десятилетиями длившаяся учительская «недооплачиваемость» привела к тому, что человек, получивший деньги, сразу стремится или дыры залатать, или имидж улучшить: пластиковые окна, дом под сайдинг, модная шуба, обновки детям. А в театре этот учитель последний раз был в студенческие годы.
Никогда компьютерная картинка не заменит торжественности залов Третьяковки или Пушкинского музея, атмосферу театра не сумеет передать ни одна телевизионная передача.
Вот я и подумала, а нельзя ли заменить денежные вознаграждения учителям из села путевкой за границу, которая предполагала бы экскурсии по музеям и галереям, театральные постановки. Можно продумать прекрасные маршруты по Пушкинским, Лермонтовским местам. Не в моей компетенции предлагать эти маршруты, этим пусть займутся профессионалы, им виднее. Но зато вернувшийся из такой поездки учитель будет щеголять не новой шубой, а новыми знаниями и впечатлениями.
Я знаю это по себе. Мне удалось в свое время в Москве увидеть прославленную «Джоконду». С каким восторгом слушали меня дети, когда я рассказывала им о картине, авторе, своих впечатлениях. И как удивлялись, что прежде, чем попасть в зал, где был установлен за бронированным стеклом портрет, я простояла 5 часов в очереди.
Мое глубокое убеждение: учитель должен не только отлично знать свой предмет, но и быть интересным, образованным, культурным человеком. Особенно это касается сельского учителя, который и сегодня обязан являть собой образец современного человека: эрудированного, интеллигентного, умеющего грамотно говорить и правильно держаться в обществе.
Очень хотелось, чтобы вы напечатали мои размышления. Ведь интересно услышать мнения учителей по затронутой проблеме. Найдутся те, кто согласится со мной и кто отвергнет предложение.
Взгляд со стороны. Почему я вынесла в заголовок такое словосочетание? Просто теперь я могу с высоты прожитых лет и накопленного опыта взглянуть на школу и ее проблемы не изнутри, а со стороны. Но это вовсе не значит, что я сторонний человек. У меня две дочери и зять – учителя, поэтому я всегда в курсе всех современных дел и проблем.
С уважением Людмила ГЮЛЬ-АХМЕДОВА, учитель высшей категории, отличник народного образования, ветеран труда, участник первого краевого конкурса «Учитель года», с. Советское, Алтайский край
Комментарии