search
main
0

Взгляд сквозь толщу времен Тема: “История человечества, ее смысл и цель”. 8-й класс

Как было бы грустно, если бы жизнь
эта стала длинней,
Если бы длилась, и длилась, и длилась
Тысячу лет!..
Кто мог бы десять веков Истории
Прочесть до последней точки, когда
Под разными датами, в разном порядке
Все тех же событий плывет череда?
Все те же войны, все те же страны,
Все те же тюрьмы, все те же тираны,
Все те же секты и шарлатаны,
Под разными датами, в разном порядке
Все тех же поэтов плывет череда.

Л.Фелите

Это стихотворение называется “Как печально”. Какой видится история испанскому поэту? Почему он считает, что жить тысячу лет было бы очень грустно? Согласны ли вы с ним? Почему люди всегда мечтали построить машину времени и заглянуть на ней в прошлое?
История – знание о людях и времени. Знанием, позволяющим нам лучше понять самих себя, является история. Что такое история? Это взгляд в прошлое, сквозь толщу времен, попытка разглядеть в нем самих себя, попытка разглядеть в нем самих себя, попытка познать себя во времени. Это своеобразная машина времени, при помощи которой человек способен преодолеть необратимость веков и увидеть, как жили наши предки, как они трудились, воевали, создавали книги и дворцы, оружие и орудия для мирного труда. Проживая жизнь, люди пишут свою биографию, причем набело, без черновика. Жизнь человека – это маленький ручеек, впадающий в могучую реку жизни множества людей. Воды этой реки вбирают в себя жизни и деяния наших предков, поколений, которые прошли по земле до нас, а далее, ниже по течению, в нее вольются новые ручейки жизни наших потомков. Изучением этого вечного потока и занимается история.
История относится к древнейшим областям человеческого знания, все древние народы справедливо именовали себя народами-историографами, то есть пишущими свою историю. “История – учительница жизни”, гласит римская поговорка. Знание прошлого обожествлялось, у древних греков была особая покровительница истории – муза Клио, которая прославляла в веках великие имена и подвиги. Мыслители последующих времен свергли историю с пьедестала и усомнились в ее полезности для людей. Г.Гегель говорил: “Единственное, чему мы можем научиться у истории, – это тому, что она никого и ничему не учит”. Сомневались в значимости своей науки и сами историки, например, российский ученый В.Ключевский: “История… ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков”.
Почему, на наш взгляд, отношение к истории с древнейших времен до наших дней изменилось? Кто в этом виноват: история или сами люди?
Осмысление истории учеными. История – не только наука. История – это путь, это нить развития общества. Все окружающее нас имеет свою историю: колесо и рычаг, математические формулы и химические вещества, люди и созданные ими вещи, города, государства, народы, книги, монументы, фирмы.
Люди с глубокой древности стали задумываться над тем, как развивается история, существуют ли у нее законы или все, что происходит, представляет собой только цепь случайностей. В попытке объяснить ход истории мыслители обратились к жизни отдельного человеческого организма. Древнегреческий историк Полибий представлял историю как определенный цикл, состоящий из зарождения, развития, разрушения и гибели определенных стран и народов. В истории, как и в природе, все подвержено старению и тлену. Гибель старых народов сопровождается рождением новых из их пепла и праха. Эти, новые, также пройдут свой путь и сгинут во времени, дав импульс новой жизни.
Цицерон сравнивал течение истории с ходом человеческой жизни. Так, каждый человек рождается, переживает детство, отрочество, юность, зрелость, старость и умирает. Народы и созданные ими цивилизации тоже проходят все эти стадии. На стадии юности, к примеру, народам свойственно демонстрировать соседям свою силу, вести завоевательные войны, создавать империи. В период зрелости народ создает свои законы, больше заботится об укреплении и развитии государственности, развивает науку и культуру. Подобные идеи и представления пережили века и сохранились до наших дней.
Другие мыслители представляли ход истории как процесс непрерывного развития, восхождения от простого к сложному, от низшего к высшему. История – это вектор, направленный снизу вверх. То, что находится внизу, представляет собой базу, основу, ступень для последующего. Рассуждая так, люди неизбежно должны прийти к мысли о начале и конце истории, о том, откуда, из какой точки исходит этот вектор и куда он направлен, к какой цели. Во многом подобный подход предполагает оптимистическую картину будущего: там, дальше по линии времени, жизнь людей будет светлее, легче и прекраснее, она будет избавлена от тех проблем и сложностей, какими терзается человечество сегодня. Но как тогда объяснить катастрофы, откаты к прошлому, великие потрясения, происходящие в истории? Если впасть в другую крайность, то можно сказать, что вся история – это путь человечества к своей гибели. От лучшего, прошлого золотого века человечество перешло сначала к веку серебряному, затем к веку железному, который принес войны, пороки, злобу и зависть, пренебрежение детей к своим родителям, потомков к предкам. Век железный сменился атомным веком, который поставил мир, планету Земля на грань уничтожения.
Так как же представить ход истории? Вектором, направленным вверх или вниз? А может быть, линией, замкнутой в окружность, исключающей взлеты и падения, где все “возвращается на круги своя”, все повторяется и возобновляется на одной и той же основе? Или изобразить ход истории в виде спирали, где есть и поступательное развитие, восхождение, есть повторение пройденного и прожитого, но уже на новом уровне, с учетом нового опыта? Тогда в этой спирали будут и моменты кризисов, спадов и провалов, катаклизмов, когда поток истории устремляется в водоворот и низвергается с обрыва, унося с собой государства и народы, чтобы затем, после всего, на этом месте возникла новая жизнь.
Выскажите свою точку зрения по предлагаемой проблеме, нарисуйте в тетради свой вариант линии, изображающей ход истории. Обоснуйте представленный вами вариант.
Единство и множественность в историческом развитии. Есть еще один вопрос, который нельзя не задать себе, осмысливая ход человеческой истории. Это вопрос о единстве и множественности исторического процесса. Какая она – история? Если это единый процесс, объединяющий всех людей, все страны и народы, в таком случае все следуют к общей цели одним путем, лишь с разной скоростью. Разные народы объединены общими идеями, общей моралью, едиными представлениями о том, каким должно быть государство, какое место должен занимать в нем человек. Все люди, проживающие на Земле, несмотря на многочисленные различия, едины в своем стремлении к счастью, к лучшей доле. Тем, кто отстал и заблудился на этом пути, можно учиться на опыте тех, кто ушел вперед, перенимать и осваивать их достижения, приспосабливать их к своим особенным условиям. На опыте других стран и Россия может обрести свой путь и начать восхождение к лучшей доле.
Но, может быть, дело обстоит вовсе не так? Может, и нет этого единства и история распадается на множество не связанных между собой путей и дорог, по которым идут отдельные народы? Каждый из них должен искать и находить свой путь развития, не похожий на другие. Своим путем идут японцы и немцы, американцы и французы, бразильцы и англичане, россияне и китайцы. Значит, нет и не может быть заимствований одними народами опыта других народов? Вопросы остаются без ответов, ибо ни одна взятая в отдельности точка зрения не предполагает решения проблемы. Историческое развитие сочетает в себе одновременно и единство, и многообразие. Существуют общие, объединяющие всех людей принципы и законы развития, общие ценности и ориентиры, но в то же время нельзя отрицать и специфику каждого народа, особенности его исторического пути. Только осознав это, мы сможем научиться, используя и изучая опыт других, сочетать его со своими традициями. Путь к отрицанию единства истории заведет в тупик, можно прийти к полной изоляции, отрыву от всего внешнего мира, к стагнации или краху, не впуская за железный занавес ни дуновения свежего воздуха идей, ни света истины. Отрицание же многообразия путей развития также приводит в тупик, потому что нельзя копировать чужую историю.
Прокомментируйте оба приведенных подхода. Как вы думаете, что будет со страной, если она стремится к полной изоляции от внешнего мира и, напротив, если она пытается все перенять у иностранцев, презрев собственное прошлое, традиции, культуру?
Прогресс в истории человечества. Итак, мы подошли к проблеме понимания прогресса человечества. Есть ли он, этот прогресс? Действительно ли мы лучше, чем наши предки? В чем заключается прогрессивность и поступательность общественного развития? Вопросы эти очень непростые, и однозначно ответить на них невозможно. Один из известнейших мыслителей XX века К.Ясперс писал: “Прогресс может быть в знании, в технике, в создании предпосылок новых человеческих возможностей, но не в сущности человека, не в его природе… Высокоразвитые народы погибли под натиском народов, значительно уступавших им в развитии, культура разрушалась варварами. Физическое уничтожение людей выдающихся – явление, наиболее часто встречающееся в истории… Хитрость и жестокость служат залогом значительных преимуществ. Невольно хочется сказать: все великое гибнет, все незначительное продолжает жить”.
Какой вывод можно сделать из рассуждений Ясперса? Прежде всего – что прогресс относителен. Когда мы говорим: “да, это, безусловно, прогрессивное явление”, мы должны четко определить точку отсчета, систему координат, в которых измеряем прогресс. Если мы сравниваем технику и технологию прошлого и настоящего – соху-косулю времен Ярослава Мудрого и современный трактор, счетную машину 1950-х годов и суперкомпьютер начала XXI века, то мы, безусловно, можем сказать о прогрессе.
Но лучше ли стал человек со времен Сократа и Аристотеля, Петрарки и Микеланджело, Сергия Радонежского и Андрея Рублева? Стоя перед иконой, созданной Рублевым, и глядя на лики святых, одухотворенные и просветленные, подумаешь: вряд ли мы сами и мир стали лучше, чище, мудрее, чем в те далекие времена. Больше ли стало в мире добра, справедливости и человеческого тепла? Ответить на поставленный вопрос совсем непросто. Безусловно, в современном мире происходит много позитивных событий, облегчается труд людей, появляются совершенные машины, лекарства, побеждающие неизлечимые ранее болезни. Но много еще на Земле такого, что никак нельзя назвать прогрессивным. Это голод и нищета, бездомные дети, войны, лагеря беженцев. То, что мы считаем прогрессивным, с другой стороны, может обернуться бедствиями. Например, какова цена рыночных реформ, становления демократии в современной России? К сожалению, преобразования сопровождаются безработицей, обогащением меньшинства и обнищанием большинства людей, коррупцией, ростом преступности. Без зла реформ нет и их блага.
Понимание сущности прогресса неразрывно связано с регрессом. Прогресс и регресс, застой и разложение – звенья единой цепи жизни человеческого общества и каждого человека в отдельности. Осмыслить относительность прогресса, опасность катастроф и потрясений, откатов в прошлое на нашем пути необходимо, чтобы делать меньше ошибок. Ход истории во многом зависит от людей. Избежать кризисов или хотя бы сгладить их последствия помогают приобретенные ими знания и опыт. Важно понять, что в центре прогрессивного развития истории находятся человек, его счастье, свобода, возможность лучше реализовать свои способности.
Почему понятия “прогресса” и “регресса” называют условными, относительными? Кто устанавливает систему координат для определения линии прогресса и линии регресса? Едина ли она для всего человечества? Порассуждайте над приведенными выше словами К.Ясперса. Попробуйте их опровергнуть.
Поиски смысла и цели истории. Одним из вопросов, связанных с постижением сущности истории, является вопрос о ее смысле и цели. В ответе на него также есть свои пессимисты и оптимисты. Первые утверждают, что никакого смысла истории нет, все, что происходит, составляет лишь бесконечную и беспорядочную цепь случайностей. Только мы сами можем приписать смысл тем или иным событиям, каким-то образом объяснить их. Но таким образом мы обманываем себя, принимая желаемое за действительное. Да стоит ли вообще искать этот смысл, может быть, нужно просто жить и радоваться прожитому дню, ибо жизнь так коротка?
Оптимисты, напротив, скажут, что смысл в истории есть и заключается он в приближении к единству и гармонии, в преодолении разобщенности людей, в достижении благ демократии, свободы, достойного уровня жизни. Смыслом можно назвать и приобщение к истине, к знанию о себе и о мире. По мнению религиозных мыслителей, смысл исторического пути человечества задан свыше и представляет собой постижение человеком божественной истины, приобщение к Богу.
Бесспорно, что в этом вопросе также нельзя безоговорочно принимать ни один из предложенных подходов. Несмотря на все многообразие событий, цветов и красок в палитре времен, в ходе истории можно выделить определенные устойчивые тенденции, закономерности, разобраться, почему произошли те или иные события, что явилось их причиной и что может за ними последовать. Человек не просто щепка, которая крутится в водовороте истории, человек – ее творец. Познавая логику истории, люди не только видят, но и формируют события и явления. Конечно, далеко не всегда они действуют правильно, многое действительно еще не познано, кажется хаотичным и случайным. Хаотичность и случайность, предстающие, например, сейчас нашему взору, сложатся перед взором будущих поколений в четкую картину, и они поймут, что в конце XX – начале XXI века в мире происходили объективные и закономерные процессы.
Существует ли смысл истории без человека? Можно ли назвать человека целью истории? Предложите свои варианты ответа на вопрос о цели истории. Приведите аргументы, подтверждающие выводы о том, что мы, люди, являемся творцами истории.

Контрольные вопросы
1. Что такое история? Можно ли ее отождествлять с прошлым?
2. Почему историю определяют как одну из наук о человеке? Согласны ли вы с мнением, что “история как наука – это торжество жизни над смертью, настоящего над прошлым”?
3. В древнегреческой мифологии музой истории была Клио, “та, которая прославляет”, свиток и грифельная палочка в ее руках – символы и залог того, что ничто не должно исчезнуть бесследно, раствориться, сгинуть в толще времен. Правильно ли, на ваш взгляд, определили древние греки назначение истории? Что и кого должна была прославлять Клио?
4. Как представляли ход истории мыслители древности и современности? Какие из их взглядов сохранили свою актуальность?
5. Почему можно утверждать, что исторический процесс един и вместе с тем многообразен?
6. Дайте определение историческому оптимизму и историческому пессимизму. Каково ваше понимание исторического процесса? В чем относительность прогресса?
7. Как соотносятся исторический прогресс и нравственность? Существуют ли гарантии общественного прогресса, достаточно ли просто верить в лучшее будущее, чтобы оно наступило?

Задания для обсуждения
1. Познакомьтесь с фрагментом из труда К.Ясперса:
“Почему вообще существует история? Именно потому, что человек конечен, не завершен и не может быть завершен, он должен в своем преобразовании во времени познать вечное, и он может познать его только на этом пути. Незавершенность человека и его историчность одно и то же… Из-за того, что в истории постоянно действует незавершенность, все должно беспрерывно меняться. История сама по себе не может быть завершена. Она может кончиться лишь в результате внутренней несостоятельности или космической катастрофы”.
Как вы понимаете “незавершенность человека” и “незавершенность истории”?
2. Русский мыслитель С.Франк писал:
“Вера в прогресс, в неустанное и непрерывное совершенствование человечества, в неуклонное, без остановок и падений, восхождение его на высоту добра и разума, эта вера, которая вдохновляла множество людей в продолжение последних двух веков, в настоящее время разоблачена в своей несостоятельности”.
Прокомментируйте это высказывание.

Ольга КИШЕНКОВА,
Андрей ИОФФЕ,
кандидаты исторических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте