search
main
0

Взгляд на проблемы управления образованием в условиях создания новой школы

Модернизация системы образования предполагает осуществление целого комплекса мероприятий, которые служат механизмом реализации поставленных задач, обозначенных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Процесс создания новой школы ориентирован не только на реформирование содержания обучения, изменение программно-методического обеспечения и трансформацию организационной структуры модели различных образовательных учебных заведений. Более глубокая работа по модернизации образования затрагивает и функционирование всей структуры образовательной системы, что должно привести к изменению взаимосвязей между отдельными элементами системы, а также к возникновению новых структур.

Владимир РАЗДИН,начальник Северного окружного управления образования,заслуженный учитель РФ

Образовательная инициатива предполагает, что: «В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем». А это значит, что новая школа должна быть построена на основаниях преемственности, что в свою очередь требует изменения и системы управления.

Но понять и попытаться построить хотя бы векторные связи, позволяющие несколько нивелировать расхождения, смягчить адаптационные процессы вполне возможно.

Следует вывести попытки объединить все социокультурные факторы в единую образовательную среду за рамки стихийной вариативности на уровень разработки «технологии преемственности». Особенно это актуально в аспекте новшеств и инноваций в сегодняшней образовательной ситуации, когда необходимо выработать алгоритм взаимопонимания и взаимодействия всех образовательных и социокультурных сред, структурировать их вокруг ребенка для сопровождения и поддержки на весь период его взросления.

Требование преемственности – наиважнейшее условие успешности любых нововведений в образовательной сфере, в этом контексте должна выстраиваться и управленческая составляющая. Мы хорошо понимаем, что инновационные процессы, определяющие реформирование российского и регионального образования, не смогут обеспечить системных, устойчивых результатов без распространения практики нововведений на уровень управления образовательными системами.

Говоря о системе управления образованием, мы сегодня ориентируемся не только на управление системой образования, а прежде всего на управление образовательным пространством и управление образовательной средой. Образовательное пространство представляет собой более широкое понятие, чем образовательная система, так как включает не только образовательные учреждения, высшие учебные заведения, учреждения дополнительного образования, но и общественные институты, властные структуры, социальных и профессиональных партнеров.

Подобный подход к построению модели управления обеспечивает непрерывность образования, не нарушает принципа преемственности. Поэтому при данном подходе не может быть жестко выстроенной стратегии управления, речь может идти только о некотором регулировании и согласовании интересов при помощи четкой постановки образовательных целей, использования механизмов развития образования. Только такие механизмы позволяют создать гибкую и развивающуюся модель управления окружным образовательным пространством.

На городской конференции «Современная школа сегодня и завтра» (2009) отмечалось, что разноуровневое построение образовательных практик требует усиления организационной культуры, что элементы новой школы, полученные в экспериментальном режиме, осваиваются образовательными учреждениями на инновационном уровне, а затем нормируются и внедряются в массовую практику. Уделяя особое внимание работе с реальными практическими результатами каждого уровня, следует более жестко и конкретно оценивать результаты, которые мы планируем получить. Для этого необходимо сформировать систему мониторинга и диагностики управления качеством образования.

Качество и доступность через технологизацию – лозунг, определяющий суть ситуации в современном образовании.

В условиях всеобуча доступность образования – один из основных показателей его качества. Это направление преемственности и непрерывности образования разрабатывается в Северном округе на базе образовательных учреждений, включенных в экспериментальные площадки «Содержание и методика урочной и внеклассной работы правового образования в основной и старшей школе», «Реализация билингвального образования в рамках двуязычного франко-русского (европейского) отделения на базе среднего образовательного учреждения», «Построение образовательного пространства обучения на основе системо-деятельностного подхода», экспериментальную инновационную сетевую площадку по мыследеятельностной педагогике, экспериментальную инновационную сетевую площадку по формированию филологического и этнокультурного миростоличного образования «Пушкинское слово», инновационную сетевую площадку по языковому образованию. В настоящее время все участники образовательного процесса – педагоги, управленцы, родители – осознали необходимость перехода к новому качеству образования, от школы усвоения знаний к школе формирования общеучебных умений и способностей. «Научить учиться» – это сегодня не просто лозунг, а требование времени, запрос родителей и нормативный документ.

Преемственность СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ обеспечивается согласованием образовательных программ разных ступеней обучения, что предотвращает ненужное дублирование в программах одних и тех же учебных элементов. Преемственность состава учебных дисциплин предполагает, что каждая содержательная линия образования найдет свое продолжение и развитие на последующих ступенях обучения.

В округе функционирует ГЭП «Обеспечение преемственности между ступенями образования: дошкольное образование – начальная школа – основная школа – как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному образовательному стандарту и проекту «Российская школа будущего в Москве» (научные руководители Д.Данилов – координатор направления «История и обществознание» в образовательной системе «Школа-2100»; А.Вахрушев – координатор естественно-научного направления в образовательной системе «Школа-2100»). Работа ГЭП направлена на коренную перестройку всего комплекса взаимодействий как между педагогами и учащимися, так и внутри педагогических коллективов, переориентацию этих взаимодействий на создание целостной образовательной среды, направленной на развитие личности, раскрытие внутренних способностей каждого ученика в каждом образовательном учреждении. В рамках проекта «Школа будущего» тема эксперимента реализуется через модуль «Содержание образования», ориентирующий педагогические коллективы на деятельностный подход, на формирование способностей и компетентностей учащихся. Внедрение комплекса инновационных образовательных технологий и алгоритма организации преемственности в условиях принятия педагогами разных ступеней образования общих целей и принципов работы с содержанием обеспечит реальное построение непрерывного образовательного процесса и получение нового образовательного результата в виде развития у большинства учеников требуемых для этого возраста универсальных учебных действий.

Преемственность содержания образования при переходе от основного образования к среднему предполагает необходимость профилизации образования на последней его ступени. В этом случае выбор учащимися будущего профиля обучения должен быть подготовлен содержанием предшествующего общего образования. Образовательные учреждения Северного округа, работающие в составе городской экспериментальной площадки «Организация и психологическое сопровождение профориентации учащейся молодежи», разрабатывают, апробируют и внедряют комплексные программы организации и психологического сопровождения профориентации учащейся молодежи. Сопровождение профессионального самоопределения учащихся школ организуется на трех уровнях: помощь в выборе профессии; формирование личностных качеств, необходимых каждому (ответственность, творческий потенциал); построение жизненной стратегии, в основе которой лежит стремление к саморазвитию, активная жизненная позиция.

На решение этой задачи направлена и работа образовательных учреждений в рамках экспериментально-инновационной деятельности по разработке новых подходов к реализации преемственности в образовании.

Окружная целевая программа «Через качество образования – к развитию человеческого потенциала» на 2009-2011 годы включает комплексные программы-проекты под конкретные цели: «Поддержка талантливых детей и молодежи», «Развитие единого поликультурного образовательного пространства», «Развитие экспериментальной и инновационной деятельности».

Деятельность по работе с мотивированными, способными и одаренными детьми в округе строится в определенной системе, которая позволяет объединить разрозненные технологии по диагностике одаренности, воспитанию, развитию, поддержке одаренных учащихся в целостную «работающую» систему.

Особое внимание школы уделяют обучению на основе проектной и исследовательской деятельности на всех ступенях обучения. Работа по внедрению проектной и исследовательской деятельности учащихся в образовательный процесс осуществляется на основе взаимодействия образовательных учреждений с НИИ ИСРОО, МИОО, Институтом психолого-педагогических проблем детства РАО, высшими учебными заведениями. Участие представителей науки, вузов, промышленности помогает обеспечить высокий уровень требований к работам учащихся и заинтересованное, компетентное обсуждение их разработок. В округе сложилась система организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на различных уровнях, а также система педагогического проектирования, что позволяет рассматривать педагогическое и ученическое проектирование как ресурс и механизм построения новой школы в образовательных учреждениях округа.

В рамках этой деятельности есть и свои конкурсы: «Горизонты открытий» и «Школьные академические чтения», «МИР: молодежные инициативы развития». С 2009-2010 учебного года эти конкурсы позиционируются как окружные и проводятся в рамках инновирования опыта работы городских экспериментальных площадок по проектной деятельности, функционирующих в округе, в массовую школу. Только в этих трех названных конкурсах приняли участие более 3000 человек.

Для обеспечения преемственности в работе с одаренными детьми, а также технологической преемственности проектно-исследовательская деятельность реализуется и в дошкольных образовательных учреждениях. В рамках деятельности ГЭП «Воспитание культуры мышления и познания у дошкольников и младших школьников» (руководитель экспериментальной работы – доктор педагогических и психологических наук, профессор, директор института педагогики и психологии образования МГПУ А.Савенков) разработана программа исследовательского и проектного обучения в современном детском саду и начальной школе. Она включает в себя три компонента: «исследовательская практика», «тренинг исследовательских способностей», «мониторинг исследовательской деятельности учащихся».

Это и городская экспериментальная площадка «Технологии преемственности – основа формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении» (научный руководитель – В.Просвиркин директор ЦО №1679, заслуженный учитель РФ), где разработаны определенные формы работы, способствующие реализации технологии преемственности: корпоративный менеджмент; «Педагогический, медико-физиологический, социально-психологический центр»; индивидуальная карта субъектов образовательной деятельности, которая позволяет увидеть особенности предшествующего развития, понять настоящее и спрогнозировать будущее, выстроить на этой основе траекторию развития и саморазвития, наиболее адекватно отвечающую индивидуальным особенностям данных субъектов; система консилиумов; технологическая карта, описывающая этапы и шаги реализации преемственности на каждой ступени образовательного процесса; проектная деятельность, позволяющая преемственно объединять субъектов образовательной деятельности. Помимо внедрения названных выше форм работы, обеспечивающих преемственность на каждой возрастной ступени, каждое образовательное учреждение разрабатывает свое направление развития, которое отвечало бы решению выявленных проблем, обозначенных в ходе мониторинга. Таким образом, выстраивается индивидуальная траектория развития каждого образовательного учреждения, ежегодно корректируется развитие всех блоков образовательного процесса.

Переход на новые стандарты заставляет нас по-новому посмотреть и на подготовку детей к школе. Дошкольные образовательные учреждения Северного округа успешно участвуют в реализации столичных проектов: «Московская семья – компетентные родители», «Московское образование: от младенчества до школы», «Детский сад будущего», – с учетом запросов семьи отрабатывают принципиально новые технологии и подходы к вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста. Управлением образования в округе выстраивается система подготовки ребенка к школе в округе. Особое внимание уделяется формированию и развитию групп подготовки, работающих в дошкольных учреждениях, подготовительных групп и групп кратковременного пребывания как основной формы подготовки ребенка к школе.

Остра проблема преемственности при переходе детей в школу, особенно если они не посещали детский сад и получали стихийное домашнее дошкольное образование. Эта ситуация задает необходимость осуществления преемственности между домашним (семейным) и дошкольным-школьным образованием. На решение этой проблемы направлена деятельность городской экспериментальной площадки «Управление качеством взаимодействия детей, педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении» (научные руководители – А.Кутузов, Н.Микляева, МГПИ). ГЭП ведет работу по изучению и созданию научно-методических условий для формирования социального компонента родительской компетентности и активной позиции родителей в ходе налаживания сотрудничества с педагогами.

В этом заключается актуальность разработки научно-исследовательского проекта «Родительская академия как инновационная форма педагогического сотрудничества и формирования педагогического сообщества».

Благодаря использованию такой формы работы образовательные учреждения Северного округа смогли разработать содержание научно-методической поддержки родителей в рамках таких форм работы, как семейная гостиная, семейный клуб, организовать информационно-методическое сопровождение родителей.

ГЭП «Организационная модель взаимодействия образовательных учреждений – от детского сада до вуза, направленная на развитие креативных способностей детей» (научный руководитель – А.Кутузов, В.Новичков) охватывает ЦРР – детские сады №№2507, 2508, детские сады №№1500, 2394,2526, 2527, 2642, Центр образования №1409 и Московский гуманитарный педагогический институт. Реальным продуктом деятельности ГЭП прошедших трех лет стала созданная модель преемственности в работе по игровой деятельности, раннему обучению иностранным языкам и здоровьесберегающим технологиям от детского сада до вуза, методические пособия по этим направлениям в помощь педагогам Москвы (более полутора десятков наименований). Достаточной популярностью пользуются серии методических семинаров, «круглых столов», творческих отчетов, ежегодно проводимых силами педагогов с привлечением вузовских и академических ученых. В проводимой работе в рамках ГЭП заинтересованы не только учреждения общего среднего образования, но и МГПИ. Учебные материалы, апробируемые на площадке, широко используются преподавателями МГПИ в учебном процессе со студентами. Это способствует динамичному обновлению содержания педагогического образования и переходу на двухступенчатую (Болонскую) систему подготовки педагогических кадров.

Сегодня стало ясно, что проблема преемственности (в целом!) не может быть решена в рамках традиционной педагогики. Она может быть корректно поставлена и разрешена лишь в рамках системы развивающего образования. Школа будущего, новая школа – институциональный проект. Он нацелен на развитие школы как института общества. Развитие школы как института возможно только в определенной инфраструктурной среде, которая должна создаваться всеми заинтересованными участниками образовательного процесса и внешними партнерами на основах преемственности с тем лучшим, что наработано в российском и мировом образовании.

Реализация национального проекта «Образование» в России и в Москве позволила выявить все лучшее в системе образования на основе результатов, полученных в работе экспериментальных и инновационных школ. По словам Ольги Ларионовой, руководителя Департамента образования, новая московская школа демонстрирует «яркую палитру смелых, интересных, масштабных решений, выдвинутых столичной наукой и образовательной практикой…». Это и «новизна в содержании образования и способах оценки его качества, в экономике и управлении школой, в организации учебного процесса, способах формирования и развития мировоззрения и духовного потенциала молодого поколения, которая сформировалась и успешно реализуется в экспериментальной и инновационной деятельности многих образовательных учреждений столицы».

Современная управленческая модель предполагает также создание и использование сетевых организационных структур. Сетевые управленческие структуры – организационная форма, использующая принцип разнообразия и учитывающая человеческий фактор. «Сетизация» стала методом стратегического менеджмента, который заключается в формировании сети с узлами и связями для достижения целей в соответствии с потребностями и ожиданиями клиентов и партнеров, а также в соответствии с маркетинговой конъюнктурой в области образования. Это в свою очередь требует разработки и реализации сетевого подхода в управлении. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений округа осуществляется в рамках экспериментальных лабораторий по модулям «Школы будущего», созданных на базе структурного подразделения экспериментальной и инновационной деятельности методического центра; в рамках работы окружных и городских ресурсных центров, творческих мастерских, научно-практических лабораторий, сетевых экспериментальных площадок; в рамках Школьной академии наук округа, а также окружных пилотных проектов «Молодежное многопрофильное конструкторское бюро», «Бизнес-инкубатор», проекта по энергосбережению.

Все это подтверждает вывод о том, что только консолидация действий всех структур образовательного пространства, межпрофессиональное сотрудничество образовательных учреждений с профессионалами различных областей, сетевое взаимодействие образовательных учреждений, интеграция науки, промышленности и образования, создание единой информационно-коммуникационной среды округа – механизмы, обеспечивающие непрерывность образования, повышение эффективности управленческой деятельности.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте