Выступление на международной конференции, организованной Фондом Фридриха Науманна. Учащиеся Грузии впервые получают информацию о России из учебников Всемирной истории. История средних веков (VII кл.). Здесь идет речь о восточных славянах, о возникновении городов – Новгорода и Киева, о Рюриках, введении христианства на Киевской Руси во времена князя Владимира Святославовича, христианской Киевской Руси во времена правления Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, распаде Киевской Руси и возникновении княжеств на ее территории. Грузинская знать в 1185 г. выбрала супругом царицы Тамар сына Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского – Юрия (Георгия). Брак Георгия Русского и царицы Тамар оказался недолгим. Царица Тамар развелась с ним. Две попытки Георгия Русского силой оружия возвратиться в Тбилиси завершились безрезультатно. Здесь же приводятся сведения о том, как встретились друг с другом князья Ростова Суздальского и Чернигова в Москве на пиру 4 апреля 1147 года. Это было первое упоминание Москвы в летописи.
В учебниках новой истории VIII класса I концентра России посвящены I, II, III, IV и V главы раздела VIII, в которых соответственно последовательно представлены следующие темы: Иван Грозный, интервенция поляков и начало правления Романовых, внешняя политика России на исходе XVII в. и в первой четверти XVIII в., внутренняя политика Петра Великого и его наследников, Екатерина II, Россия на рубеже XVIII-XIX вв. На передний план выдвинуты следующие проблемы: итоги объединения России, внутренняя политика Ивана Грозного, восточные завоевания Ивана IV, результаты Ливонской войны, действия и результаты опричнины и опричников, деятельность Бориса Годунова, его внутренняя и внешняя политика, Россия в период после смерти Дмитрия Ивановича, крах царствования Лжедмитрия, крах интервенции поляков, заслуги Козьмы Минина и Димитрия Пожарского, правление первых царей Романовых, значение присоединения Украины и Белоруссии к России, причины отставания России по сравнению с развитыми странами Западной Европы, причины Северной войны, битвы под Нарвой и Полтавой, результаты Северной войны, план Петра Великого нападения на Персию и результаты войны, культурно-образовательные, экономические и налоговые мероприятия Петра Великого, причины строительства новой столицы России – Санкт-Петербурга, реформы военного и государственного правления Петра Великого, Табель о рангах Петра Великого, Петр Великий и помещичье землевладение, личность Петра Великого, результаты его правления; личность Екатерины II.
В приложении к учебнику приведена дополнительная информация «Россия и Кахетинское царство». В 50-е гг. XVI в. царь Леван намеревался установить добрососедские отношения с единоверной Россией – государством, растущим с севера во всех направлениях. Иван IV в 1454 году «дал руку покровительства» Грузии. Он прислал и армию стражников. Но из-за угрозы Ирана и Османской империи царь Леван оставил у себя русских стражников.
Взаимоотношения России и Грузии возобновились в 80-е гг. XVI в. России требовался союзник на Кавказе против Османской империи. Им могло стать Кахетинское царство, с которым уже начали устанавливаться взаимоотношения. В 1585 г. послы Федора Ивановича приехали в Кахетию с грамотой, в которой царь России предлагал союз и покровительство Александру – царю кахов. В этот период Османская империя готовилась захватить все Закавказье. При таких обстоятельствах невозможно было найти союзника лучше, чем Россия. Александр послал царю России ответ через послов. Он просил покровительства. В 1587 г. он принял присягу на верность царю России. В том же году он получил из Москвы грамоту о покровительстве. Но такое сближение не принесло никаких благ Грузии. Для России эта акция оказалась трудной. Взаимоотношения России – Грузии разозлили Осман и Иран. Безуспешно завершилась война России в Дагестане в 1604-1605 гг. Александра – царя кахов – Шах-Абасс подло убил руками его собственного сына: Кахетию заняли кизилбаши. На этом этапе взаимоотношения России – Грузии прекратились.
И тут же дополнение: чем отличаются взаимоотношения России с Грузией и восточными государствами, почему? Обсудите этот вопрос.
Когда автор упоминает Петра Великого как «Великого посла» за рубежом, тут же говорит о друге отрочества Петра – Александре Арчиловиче Багратиони, по происхождению грузине, который в битве при Нарве руководил русской артиллерией, он до последней минуты не покидал поле боя и из-за поражения русской армии попал в плен.
Александр Батонишвили в 1691 г. стал главой нового сформированного в Москве грузинского поселения. После войны русских на Каспии союзник Петра Великого – царь Картли – Вахтанг VI был вынужден с большой свитой переселиться в Россию. В 1729 г. грузинам для поселения в Москве предоставили Пресненский район. Грузинская интеллигенция и духовные лица начали интенсивно заниматься творческой деятельностью. Они создали в Москве грузинскую типографию, напечатали Библию, «Давитиани» и множество других книг. Московские грузины очень скоро изучили русский и западно-европейские языки. Наряду с оригинальным творчеством они приступили к плодотворной переводческой деятельности.
Жизнь грузин в России и их многообразная деятельность описаны в рукописных документах богатых архивов России, в то время изданных книгах, в храмах того периода, пантеонах или названиях московских мест – «Большая Грузинская», «Малая Грузинская», «Грузинское поле». В приложении также указано, что в 1755 г. грузинская диаспора внесла значительный вклад в открытие Московского университета.
Параллельно с русско-турецкими войнами автор касается внешней политики России, в частности, ее успехов в этой области: в 1783 г. к России присоединился Крым. В том же 1783 г. Россия достигла еще одного: по трактату, заключенному в Георгиевске с Картли-Кахетинским царством, Восточная Грузия вошла под покровительство России.
Аннексия Грузии Россией – здесь автор учебника подчеркивает, что после смерти Ираклия II в 1798 г. на престол Картли-Кахетинского царства взошел слабовольный Георгий XII, который попросил у России военную помощь, и в 1799 г. в Грузию вошли дополнительные части российской армии. В то же время в Петербурге разрабатывался план аннексии Грузии. Сразу же после смерти Георгия XII, 18 января 1801 г., в Петербурге был опубликован манифест Павла I, согласно которому Картли-Кахетия объявлялась российской губернией. В Россию были отосланы царская корона и жезл Георгия XII. Правителем Грузии был назначен генерал Лазарев. Убийство Павла I временно приостановило распространение на Грузию правления России. Александр I создал для отвода глаз из высоких чиновников комиссию, которая должна была определить, сможет ли Грузия самостоятельно существовать. Этим он тянул время и собирал дополнительные части русской армии в Закавказье. Комиссия вынесла «заключение», способствующее осуществлению захватнических планов России: согласно «заключению» Грузия не могла самостоятельно существовать, и ее спасением было только упразднение государства. Манифестом от 12 сентября 1801 г. Александр I объявил Картли-Кахетинское царство российской губернией.
Упрочение России в Картли-Кахетинском царстве было залогом полного покорения Закавказья. Кроме собственно грузинских царств-княжеств, Россия претендовала и на Северный Азербайджан и Восточную Армению. Вторжение России в Азербайджан вызвало острую реакцию Ирана и Османа, за чем последовали войны России с этими странами в начале XIX в.
Здесь же приведена дополнительная информация об участии Ираклия II в 1770 г. в битве у Ацкурской крепости вместе с российской армией, говорится о предательской позиции генерала Тотлебена во время этой битвы и о мудрости Ираклия II и отваге грузин, что обусловило их победу в Аспиндзской битве, об объединенной войне царя Имеретии – Соломона I – и России во время Русско-турецкой войны 1768-74 гг., освободившей занятый османами Кутаиси и другие крепости Имеретии. Эта победа Имеретии отразилась и на условиях Кючук-Кайнарджийского мирного соглашения. По одной из статей этого соглашения Россия признавала покровительство Османа над Западной Грузией при условии, что Турция должна отказаться от сбора дани с Имеретии.
Что касается России в XIX в., то здесь представлены две темы – крепостная Россия в первой половине XIX в. и падение крепостничества. В первой части рассматриваются следующие вопросы: декабристы, правление Николая I, Крымская война, территориальное расширение Российской империи. Соответственно рассмотрены и результаты, «царизм – жандарм Европы», проведенные Россией войны и присоединение территорий в первой половине XIX в., влияние Крымской войны на международное положение России, территориальное расширение России.
В приложении даны сведения о колониальной политике России в Грузии. После взятия Константинополя в 1453 г. турками-османами Грузия оказалась в мусульманском окружении. Как его прорвать? Для этого имелось два пути – союз с европейскими государствами или с севера – союз с Россией. В 1783 г. заключением Георгиевского пакта почти был осуществлен второй путь. Россия обязывалась защищать Грузию от внешних врагов, не вмешиваясь во внутренние дела ее. Создавалось впечатление, что Грузия почти достигла своей цели, но в последующие десять лет стало ясно, что Россия не смогла защитить Грузию от натисков Омар-хана в 1785 г. и Ага-Махмад-хана в 1795 г. Картли-Кахетинское царство крайне ослабло и обессилело. А после смерти Ираклия II Георгий XII был готов признать Грузию под властью России при условии сохранения своего царствования. Однако российские императоры грубо нарушили Георгиевский пакт. Манифестами Павла I и Александра I от 1801 г. было упразднено Картли-Кахетинское царство. В Восточной Грузии было установлено непосредственное правление России.
В 1803 г. князь Мегрелии принял подданство России. В 1804 г. подданство России принял царь Имеретии Соломон II. Таким образом, и в Западной Грузии было установлено косвенное правление России. Но это положение оказалось кратковременным. Во время Русско-турецкой войны 1806-1812 гг., в 1810 г., Россия свергла с трона Соломона II и ввела в Имеретии свое непосредственное правление. В 1828 г. Россия упразднила Гурийское княжество, в 1857 г. – Мегрельское княжество, в 1858 г. – Сванетское княжество, а в 1864 г. – Абхазское княжество. Таким образом, и в Западной Грузии было установлено непосредственное правление России.
После дополнительной информации автор дает учащимся задание: «Сравните колониальную политику России и Англии».
Следующей темой является падение крепостничества в России, в которой представлены следующие вопросы: необходимость отмены крепостничества, падение крепостничества, судебная реформа и реформа местного правления, военная реформа; соответственно в учебнике представлена проблематика этих вопросов: вопрос землевладения в дореформенной России, противостояние помещиков и революционеров-демократов в вопросе освобождения крестьян, суть реформы 1861 г., принцип проведения крестьянской реформы в нерусских губерниях, значение судебной, военной реформ и реформы местного правления.
Дана информация о падении крепостничества в Грузии. Реформы были проведены в Грузии поэтапно, очень ограниченно. Отмена крепостничества, подобно России, и в Грузии должна была сопровождаться целым рядом реформ, носящих характер буржуазной модернизации. Но эти необходимые преобразования вследствие колониального положения, по сравнению с Россией, носили ограниченный характер, некоторые из них, например светская реформа в Грузии, вообще не проводились; осуществление в Грузии реформы городского правления затянулось. Ограничено было проведение в Грузии судебной реформы. Дела в суде рассматривались на непонятном – русском языке. Такой ограниченный характер реформ был обусловлен тем, что царизм в колониях пытался сохранить неограниченное влияние своей администрации.
Что касается новейшей истории (IX кл.), здесь такое положение: в учебник включена фактология за 1919-1991 гг. Информация о Советском Союзе и странах восточного блока представлена в двух главах. В четвертой главе рассматривается один ведущий вопрос – Советское государство в период между двумя мировыми войнами, а также следующие проблемы: Советская Россия в годы Гражданской войны, Гражданская война, политика «военного коммунизма», переход на новую экономическую политику, создание СССР, окончание восстановительного периода и переход к политике индустриализации, коллективизация на селе, большевистская партия в 20-30-е годы, большой террор, рост обороноспособности Советского Союза. Параллельно с упомянутым материалом в учебнике рассматривается целый ряд вопросов: когда и почему начались Гражданская война и интервенция в России, в чем суть «красного террора», два противостоящих лагеря в годы Гражданской войны, результаты Гражданской войны, суть политики «военного коммунизма», кризис в Советской России в период после Гражданской войны, что собой представляла новая экономическая политика, какие особенности характеризуют взаимоотношения между народами в Российской империи, почему не соответствовало действительности официальное название созданного большевиками государства – Союз Советских Социалистических Республик, чем отличалась советская индустриализация от индустриализации западных стран, что из себя представлял курс коллективизации, почему большевистской партии требовалось проведение коллективизации, как победил Сталин Троцкого, каковы результаты большого террора, что такое пятилетки, в чем выражалась милитаризация Советского Союза.
В десятой главе учебника вопросы представлены следующим образом: конец сталинской эпохи, послевоенное советское общество, идеология и пропаганда, «десталинизация», «великая десятилетка» Никиты Хрущева, период «оттепели», результаты «великой десятилетки», период «застоя», экономика периода «застоя», наследники Брежнева, «перестройка», национальный вопрос, распад Советского Союза. Соответственно параллельно с этими вопросами в учебнике представлена и поясняется следующая проблематика: каковы результаты войны для Советского Союза, материальное положение населения, место ГУЛАГа в советской системе, почему руководство страны не доверяло бывшим пленным, почему Сталину было нужно вновь создать в Советском Союзе атмосферу недоверия и страха, какова роль личности в истории, чье воздействие сильнее – вождя на общество или наоборот? Что такое «десталинизация», почему десятилетнее правление Хрущева называли периодом «оттепели», почему можно считать, что «оттепель» была условной, что было причиной безуспешного проведения хрущевских реформ, почему был заменен лозунг «строительство коммунизма» лозунгом «строительство развитого социализма», что из себя представляла экономика периода «застоя», почему стала необходима «перестройка»? Почему потерпели неудачу горбачевские реформы? Как повлияла «перестройка» на международные отношения, почему обострились в Советском Союзе межнациональные противостояния, существовала ли объективная неотвратимость распада Советского Союза, почему распался СССР, какие социальные и политические силы были заинтересованы в распаде Союза?
В приложениях также представлены: биография Никиты Хрущева, материалы о том, как Хрущев убрал Берию и Маленкова, как прошел XX съезд партии, на котором Хрущев подверг Сталина критике. За этим последовала «десталинизация» страны. Останки Сталина были вынесены из Мавзолея и захоронены у Кремлевской стены. Памятники Сталину – символы культа личности – были снесены (они остались только на его родине – в Гори и Тбилиси), исчезли его гигантские портреты, носящие имя Сталина города, фабрики и заводы были переименованы: Сталинград – в Волгоград, Сталинабад – Душанбе, Сталино – Донецк, Сталинири – Цхинвали и т.д. Приведен также прогноз Хрущева относительно перспектив строительства коммунизма.
Показаны стиль жизни «правящего класса», культура эры «застоя» и, что особенно для нас важно, события 14 апреля 1978 г. в Тбилиси, когда грузинские студенты организовали демонстрации и митинги с требованием сохранить в Конституции статус грузинского языка как государственного языка Грузии. После этого в конституции и других республик были внесены статьи о государственном языке.
В конце учебника даны биографические данные Горбачева и Ельцина, взгляды Горбачева на социализм в 1985 г., информация об экономике, гласности, культуре.
Что касается темы России в учебниках X и XI классов II концентра, то в учебнике по Всемирной истории X класса главы 10 и 11 посвящены русской культуре XIX в. (12 страниц). Здесь даны материалы о А.Пушкине, М.Лермонтове, Н.Гоголе, А.Грибоедове, И.Крылове; великих русских художниках XIX в. : К.Брюллове, А.Иванове; представителях русской классической музыки XIX в. : М.Глинке, А.Даргомыжском; представлена русская литература XIX в.: Иван Тургенев, Николай Некрасов, Федор Достоевский, Михаил Салтыков-Щедрин, Александр Островский, Тарас Шевченко, Лев Толстой, Антон Чехов, Максим Горький; русская музыка II половины XIX в.: творчество Модеста Мусоргского, Александра Бородина, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского.
В учебнике по истории мировых цивилизаций для XI класса материалы о России представлены в трех главах с соответствующими заголовками: «Русская цивилизация в средние века», «Русское государство и социально-экономическое развитие России», «Роль религии в истории России».
Здесь приведен целый спектр проблем, касающихся России и русской государственности, что дает нам возможность сделать следующий вывод: сравнивая историю России с историей цивилизаций Западной Европы и Востока, можно сказать, что Россия действительно продемонстрировала вариант самобытного, своеобразного развития, хотя и имела достаточно сходства с соседними цивилизациями.
Таким образом, в учебниках представлены некоторые проблемные вопросы, которые касаются преподавания истории в грузинских школах. Хотелось бы отметить, что у нас еще небольшой опыт в деле создания школьных учебников по истории. Нам было бы интересно, если бы российские коллеги согласились с нами сотрудничать, обсуждать разные проблемные вопросы.
Тема России в грузинских учебниках всеобщей истории представлена неоднозначно. В учебниках фигурируют и позитивные, и отрицательные стороны взаимоотношений Грузии с Россией. Позитивной стороной была европеизация грузинского общества в XVIII-XIX вв. через Россию, культурно-просветительские взаимоотношения с Россией. Отрицательной была аннексия Грузии Россией и упразднение царской власти, русификация грузинского населения, упразднение автокефалии Грузинской церкви.
Нана ЦИХИСТАВИ, доцент факультета истории Тбилисского госуниверситета
Комментарии