В июне в Минпросвещения России состоялась итоговая коллегия. Главными темами выступлений на ней заместителя Председателя Правительства РФ Татьяны Голиковой, министра просвещения РФ Ольги Васильевой, других спикеров стали результаты первого года работы Минпросвещения России, глобальные задачи в сфере образования, поставленные Президентом РФ, реализация национального проекта «Образование». Проблемы в сфере образования затронула председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова. Об этом наша газета писала в №23 от 6 июня. Возвращаясь к итоговой коллегии, хочется рассказать о докладах, которые сделали представители регионов. Что волнует губернаторов и министров образования субъектов Федерации?
Центр создает новые места, регионы – обслуживают
Губернатор Новосибирской области Андрей Травников начал свое выступление не с региональных, а с федеральных новостей – рассказал о деятельности рабочей группы Государственного совета по направлению «Образование и наука», руководителем которой является. В частности, рабочая группа обсуждала проблему существования и развития специализированных учебно-научных центров при вузах: «Будущее СУНЦев понятно, эта система будет расширяться, по крайней мере на ближайшие два года нам понятен механизм их финансовой поддержки. Было принято решение об использовании СУНЦ в качестве инфраструктурных площадок по сопровождению опорных школ РАН, школы – свежая инициатива. Также было принято решение поддержать предложение регионов определять уровень учредительства этих школ – региональный или муниципальный – самостоятельно, в каждом субъекте индивидуально».
А дальше Андрей Александрович затронул проблемы, которые возникают в субъектах Федерации в ходе реализации национального проекта «Образование»: «Первая проблема – ремонт существующих школьных зданий. Сегодня наше внимание сконцентрировано на строительстве новых школ. У нас есть полное понимание на текущие три года по финансированию. И сегодня главная задача – дисциплинированно исполнять эти планы. Но кажется разумным при актуализации национального проекта рассмотреть возможность дополнительной финансовой поддержки регионов по ремонту существующих зданий, которые не соответствуют нормам.
Следующая проблема – модернизация сетевого и вычислительного оборудования внутри зданий школ. В будущем году предполагается запуск целевой модели цифровой образовательной среды в 10 пилотных регионах, а с 2024 года – по всей территории страны. Уже сегодня мы видим, что это достаточно серьезная информационная система, ее создание предполагает высокие требования к оборудованию, к техническим решениям по безопасности, к системе защиты персональных данных, к надежности… И нужно сейчас, «на берегу», оценить стоимость этих решений. Мы в Новосибирской области прикинули, что на модернизацию внутриобъектного оборудования нам потребуется ориентировочно 1 миллиард 300 миллионов. Наверное, бюджет Новосибирской области может позволить себе такие расходы, если раскидать на несколько лет, но бюджеты многих других регионов такие расходы при реализации федерального проекта не смогут обеспечить».
Поводы для гордости
В регионах есть не только проблемы, но и успехи. Почему-то об этом забывают, когда перемещают взгляд из столиц в провинцию… А зря. Заместитель губернатора Кемеровской области Елена Пахомова рассказала об успехах региона в образовательной сфере: «Очередь в детские сады для детей от 3 до 7 лет у нас ликвидирована еще в 2015 году, а к 2021 году и очередь для малышей от 2 месяцев до трех лет также будет ликвидирована.
Мы реализуем региональную инициативу «Моя новая школа». В этом году 12 образовательных организаций пройдут полную перезагрузку – капитальный ремонт, оснащение, повышение квалификации учителей, все это полностью за счет регионального бюджета. До 2025 года в проекте примут участие 72 школы.
Мы создаем центры цифровых и гуманитарных наук в 28 сельских школах. Они будут работать в системе сетевого взаимодействия. База для этого у нас есть – уже сейчас в Кузбассе действует 190 опорных школ.
Центр «Сириус-Кузбасс» в этом году откроет свои двери для талантливых детей и молодежи. Он создается на нескольких площадках по трем направлениям – наука, культура, спорт. Региональной особенностью по направлению «Культура» будет развитие театрального искусства, возрождение школьных театральных студий. В этом нас поддерживает Театральная школа Табакова, художественным руководителем которой является наш земляк народный артист России Владимир Машков.
Создан региональный модельный центр дополнительного образования для персонификации учета детей, финансирования в системе дополнительного образования.
На уровне региона обеспечиваем профессиональный рост педагогов через конкурсное движение и систему добровольной сертификации.
Для повышения конкурентоспособности профессионального образования на базе Сибирского политехнического техникума создан центр опережающей подготовки высококвалифицированных специалистов для экономики Кузбасса и России. В 2019 году пять кузбасских техникумов в рамках реализации нацпроекта модернизируют учебно-производственные мастерские в соответствии с международными требованиями. В прошлом году таких техникумов было два. А к 2020 году будет создано 25 современных мастерских.
Кемеровская область в числе первых трех регионов вступила в движение «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia. Успешное развитие движения в регионе обеспечило возможность проведения в 2020 году финала национального чемпионата у нас, на кузбасской земле, в городе Новокузнецке.
Учиться, учиться и еще раз учиться!
«Нацпроект – взгляд из региона» – так назвал свой доклад и. о. министра образования и науки Астраханской области Виталий Гутман. Виталий Александрович уверен: «Благодаря национальному проекту «Образование» вполне возможно возникновение нового качества образования. Но есть одна большая проблема. Должны быть институциональные закрепления тех изменений, которые будут происходить. Не знаю, что это будет – изменения в законах, государственная программа… И еще. Далеко не все воспринимают нацпроект «Образование» как дорогу к новому качеству. Многие просто считают: «На нас свалились деньги, мы их должны потратить и отчитаться». Отчитываться мы научились зачастую лучше, чем работать…»
Комментарии