Это было так давно, что теперь я вижу те события через голубую дымку прекрасного ушедшего детства. Весна, солнечно. Я сижу в классе за партой. На стенах и потолке множество светлых бликов. От них становится радостно и свободно, душа наполняется чем-то невысказанно чудесным. Кажется, что сейчас произойдет что-то необыкновенное!
– Сегодня, – торжественно сказала нам учительница, – мы будем писать сочинение на тему “Весна”.
Я возликовала: мы еще никогда не писали сочинений, а мне все время хотелось этого. В мозгу лихорадочно замелькали планы, как и про что я напишу. Про то, какими удивительными красками переливалась на солнце лужа, когда туда попала капелька бензина; как я, идя утром в школу, радовалась каждому оттаявшему клочку земли и совершенно серьезно вслух здоровалась с ним; как мы пускали в синее небо мыльные пузыри на ставшей такой свободной, такой просторной площадке… Я еле справлялась со страстным желанием тут же начать писать. Мне было непонятно, почему учительница медлит, что-то выписывая на доске? Весна была и в классе, и за окном, и во мне – повсюду. Она буквально подталкивала мою ручку к бумаге. Но тут раздался голос учительницы:
– На доске вы видите вопросы, они пронумерованы. Письменно отвечайте на первый вопрос, затем переходите ко второму, третьему. Но номера в тетрадь не записывайте, вот и получится связный текст.
Я была убита. Наповал. Я думала, что сочинение – это то, что сочиняют, а не ответы на готовые вопросы. Когда же пробежала глазами пронумерованные вопросы, вообще впала в какой-то ступор. С их помощью связный текст, конечно, получался, но это было совсем не то, что я так жаждала поведать миру.
Ах каких трудов мне стоило начать писать! Все во мне протестовало против такого занудства. Закончив работу и перечитав написанное, я не нашла ничего лучшего, чем завершить ее собственным стихотворением. Слова, рифмы находились легко и словно сами размеренно вставали в строчки. Я написала и про каплю бензина в луже, и про оттаявшие клочки земли, и про мыльные пузыри, переливавшиеся на солнце. В это время ко мне подошла учительница, заглянула в тетрадь и спросила удивленно, показывая на стихотворение:
– А это зачем?
Я ужасно растерялась и покраснела. В тот момент учительница еще не поняла, что это мое личное творчество, и пояснила:
– Ты ведь закончила сочинение? Ну вот, все, больше ничего и не надо. Готовься к следующему уроку.
Кстати, ответа на вопрос “А зачем это?”, я не знаю и до сих пор. Видимо, иногда человеку надо сделать то, что не является его прямой обязанностью. Душа просит большего – воспарить над миром, ощутить его иначе, во всем богатстве линий, форм, звуков и цвета, иначе увидеть и себя в этом великолепном мире. Не думаю, что такие духовные способности даны только особым людям.
Как же школа может помочь ребенку реализовать себя? Наверное, самой простой заповедью будет обычная просьба хотя бы не мешать. Не тормозить, не спускать творческий пар через щелочку, не умалять Богом данное свойство быть творцом. Не смотреть, как на ненормального, когда ребенок испытывает потребность в творчестве. Не соразмерять то, что он может, с тем, что может другой. Не прикидывать сердито в уме, что же будет, если каждый вдруг начнет волеизъявляться. Школа – не офис и не канцелярия.
Елена ЮДИНА
Комментарии